Меню
Главная - Земельное право - Заставить делать второй кадастр

Заставить делать второй кадастр

Как объединить два земельных участка с разными кадастровыми номерами в один?


» » Объединение двух землевладений в единый надел доступно лишь для их законных собственников. Чтобы это сделать, необходимо осуществить определенные кадастровые работы, после чего поставить новообразованный участок на кадастровый учет и произвести его регистрацию в органах Росреестра. Но возможно ли это при условии, что наделы, которые требуется объединить, имеют различные номера по кадастру?

Содержание Образованное землевладение характеризуется определенными характеристиками – установленными границами, размерами, категорией и видом разрешенного землепользования. Указанные сведения имеются в отношении любого надела, что позволяет произвести их идентификацию среди земель со сходными характеристиками. Объединение земель – законное мероприятие, которое имеет свои отличительные особенности:

  1. в процессе объединения первоначальные участки перестают существовать отдельно, а новообразованные наделы наделяются едиными границами;
  2. при исполнении процедуры участки сохраняют свою категорию и вид разрешенного землепользования.
  3. объединение земель возможно как для одного владельца двух наделов, так и для разных собственников (последний случай предполагает оформление нового земельного участка в общую долевую собственность);

Объединение соседних территорий возможно исключительно для их владельцев.

В случае, если вы пользуетесь смежными землями на праве аренды, для того, чтобы их объединить, обратитесь к владельцу наделов для оформления разрешительной документации и подготовки прочих необходимых бумаг.

Чаще всего встречаются ситуации, при которых объединяются два соседних надела, являющихся собственностью одного лица. В таких обстоятельствах распределения долей на новообразованный участок не требуется, они предоставляются в собственность единственного владельца.

Положениями земельного законодательства указываются различные ситуации, в которых специалист по кадастровым работам может осуществлять объединение землевладений.

Перед тем, как приступить к подготовке необходимых для данной процедуры бумаг, заранее выясните, относится ли ваша ситуация к перечисленным законодателем:

  1. земли, находящиеся в бессрочном пользовании либо пожизненном наследуемом владении, должны эксплуатироваться одним лицом.
  2. поворотные точки должны быть установлены четко по нормативам. Это подразумевает, что невозможно соединить земли, находящиеся в пределах, например, водной и лесной зоны. Объединение возможно лишь для участков с поворотными точками и установленными границами, данные о которых содержатся в ЕГРН;
  3. существенное ограничение заключается в том, что параметры создаваемого надела должны соответствовать требованиям о максимальном размере. Обычно субъекты нашего государства самостоятельно устанавливают данные нормативы, а некоторые муниципальные образования не предусматривают ограничений совсем;
  4. наделы характеризуются одинаковым видом разрешенного землепользования и относятся к одной категории. Это значит, что, к примеру, можно соединить наделы, предназначенные для садоводства либо предоставленные для ведения сельского хозяйства;
  5. в качестве существенного момента законодатель выделяет необходимость принадлежности объединяемых участков к единому субъекту либо территориальному образованию (город, село, прочие населенные пункты). Таким образом, если три надела находятся в пределах Новосибирского района, то затруднений не последует. А если один участок находится в Новосибирске, а остальные – в Куйбышеве, то соединение таких участков невозможно;

Если рассматривать данный вопрос с правовой позиции, то соединение наделов – это определенные кадастровые работы, итогом которых выступает оформление как минимум двух соседних участков в единый объект, подлежащий кадастровому учету. Это установлено нормами Земельного кодекса РФ. Законодатель разрешает проведение указанных мероприятий в отношении земель с разными уникальными номерами, так как после образования нового землевладения ему присвоят новый номер по кадастру.

Кадастровый учет и регистрация правомочий в отношении новообразованного участка, возможны различными путями.

Это может быть:

  1. обращение в Росреестр;
  2. посещение комитета по земельным ресурсам;
  3. представление необходимых бумаг в МФЦ;
  4. оформление заявления в электронном виде при помощи портала государственных услуг.

Любой из приведенных вариантов предполагает подачу стандартного комплекта бумаг, список которых закреплен положениями Федерального закона № 218-ФЗ.

Соединение двух землевладений, имеющих разные номера по кадастру, происходит в такой последовательности:

  1. процесс подготовки. Убедитесь в том, что собранные документы на землевладения оформлены надлежащим образом. Также внимательно сверьте информацию, зафиксированную в государственном кадастре недвижимости с данными плана на землю. Учитывая установленные таким образом сведения, проверьте правильность расположения границ землевладений. Если вы обнаружили расхождения, потребуется проведение межевальных работ;
  2. окончание мероприятия сопровождается получением кадастрового паспорта. Обычно его изготавливают в пятидневный срок. С подготовленными документами посетите орган Росреестра или многофункциональный центр для того, чтобы зарегистрировать право собственности на участок, полученный в результате объединения.
  3. явка в уполномоченные органы для подписания соглашения по объединению земель участниками процедуры. Предъявите заявление о необходимости мероприятия;
  4. после того, как соглашение будет подписано, кадастровый инженер приступает к подготовке межевого дела, которое должно быть заверено обратившимся лицом и представлено в компетентные органы на проверку;

Вновь созданному наделу присваивается адрес. Для того, чтобы сократить временные затраты, приступите к получению адреса земле тогда, когда проведение кадастровых работ закончено, а сам участок еще не прошел процедуру кадастрового учета.

Таким образом вам не потребуется отдельно предоставлять документацию на присвоение адреса.

Об объединении двух земельных участков, принадлежащих одному собственнику, Как получить помощь юриста по земельным вопросам, читайте по ссылке: Перечень бумаг, которые требуются для объединения территорий состоит из:

  1. межевого дела, которое оформляет кадастровый специалист;
  2. правоподтверждающих и правоустанавливающих документов, на объединяемые землевладения;
  3. платежного документа по госпошлине.
  4. заполненных заявлений о постановке землевладения на кадастровый учет и его регистрации;
  5. договоров об аренде, разрешения, оформленного арендодателем на осуществление указанной процедуры;
  6. документов, удостоверяющих личности владельцев соседних наделов;

Все перечисленные бумаги, требуемые для того, чтобы объединить соседние землевладения, представьте в Росреестр в подлинных экземплярах.

Перед началом процедуры по объединению земель, произведите определенные действия.

Сначала подайте заполненное заявление на объединение наделов. В качестве заявителя может выступать как единственный владелец объединяемых наделов, так и несколько собственников, в случае, когда соединяются объекты, принадлежащие разным лицам. В заявлении на объединение землевладений укажите свою личную информацию, включая данные паспорта, место регистрации и контактный телефон.

В общем, суть заявления состоит в просьбе выдать разрешение или другой акт о возможности объединения земель. Пропишите сведения о размерах участков, их уникальных номерах по кадастру, целевому назначению и предположительному адресу новообразованного надела с обозначенными целями землепользования по окончании процедуры. В списке приложений перечислите бумаги, имеющиеся у вас на руках.

Как правило, это ваш документ, удостоверяющий личность, подлинник доверенности (если вы представляете интересы собственника), документ о регистрации лица в качестве ИП (если таковое имеет место), документы, являющиеся основанием возникновения прав на землевладения, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРН на соседние наделы, схемы их местоположения в форме проектов границ.

Аналогичные документы необходимы и для подготовки межевого дела в отношении соединения границ землевладений. Однако это возможно лишь после представления заявления в отношении объединения земель и проверки точности и верности предоставленных бумаг на объекты.

В итоге процедуры выносится постановление, разрешающее объединение двух наделов. Не забывайте также, что вместе с заявлениями об объединении земель и государственной регистрации, вы праве представить заявление на регистрацию перехода права собственности либо его прекращения в отношении наделов, находящихся в вашей собственности.

В таких обстоятельствах переход либо прекращение правомочий на наделы, существовавшие ранее, происходит вместе с регистрацией прав на новообразованное землевладение. Самым оптимальным вариантом в данном случае можно считать получение решения в отношении объединения землевладений, которое позволит стать владельцем единственного надела, вместо принадлежащих нескольких. Если вы владеете двумя участками, то один, площадь которого равнозначна одному, рыночная стоимость их будет меньше, чем в случае с единым объектом.

В таком случае не потребуется дважды собирать пакет документации на каждый надел и производить оплату земельного налога на каждый из них. Вынесенное местной властью решение в отношении объединения землевладений требует осуществления государственной регистрации правомочий на новообразованный земельный участок. Совместно с процедурой регистрации прав на создаваемый надел происходит также регистрация ограничений либо обременений, даже если они установлены в отношении лишь одного из участков, подлежащих объединению.

В случае, если регистрация права на один из соединяемых наделов не проводилась, это не может быть причиной для отказа в регистрационных действиях в отношении формируемого землевладения, если имеется документ, разрешающий проведение объединения территорий. Также возможно возникновение определенных ситуаций, предусмотренных законодателем, при которых совместно с процедурой регистрации прав на землевладение после соединения, ограничения и обременения снимаются, но в таком случае всегда необходимо рассмотрение конкретной ситуации квалифицированным специалистом, занимающимся земельными вопросами.

Оформление межевого плана происходит в итоге совершения процедуры по объединению наделов в органах, осуществляющих кадастровый учет. Его объем равен тому, который требуется для совершения регистрации новообразованного участка, документ обязательно содержит все требуемые специально разработанными Правилами по его оформлению разделы.

Его объем равен тому, который требуется для совершения регистрации новообразованного участка, документ обязательно содержит все требуемые специально разработанными Правилами по его оформлению разделы.

Межевой план по объединению землевладений должен отображать уникальные номера по кадастру, присвоенные объединяемым наделам, пояснительная документация содержит адрес землевладения, в качестве наглядного разъяснения выступают обзорный либо ситуационный план в отношении границ территории, с указанием идентифицирующих объект номеров, согласно формы оформления госреестра землевладений соответствующей территории.

Проводится кадастровый учет непосредственно после того, как выносится решение по объединению земель в один надел. Чтобы получить межевые планы по объединению земель, участники процедуры должны располагать решением, допускающим объединение наделов, выданным соответствующим компетентным органом, осуществляющим распоряжение земельным имуществом. Принятие и изготовление решения происходит посредством вынесения постановления, допускающего исполнение процедуры.

Заблаговременно подготовьте соглашение о соединении наделов, которое составляется письменно, в отношении земель единственного их владельца, либо договор, заключенный между несколькими владельцами, желающими объединить земли. Для того, чтобы подать заявку на изготовление межевого дела, подготовьте комплект надлежащей документации, состоящий из:

  1. выписок из ЕГРН на соединяемые землевладения;
  2. технических паспортов на участки, подготовленных в органах БТИ (если они имеются);
  3. копий документов, удостоверяющих личности заявителя (заявителей);
  4. документов-оснований возникновения правомочий единственного либо нескольких собственников на землевладения и возведенные на их территории постройки;
  5. топографических планов на наделы, на которых отражена красная линия и охраняемые территории (при их наличии).

В постановлении, вынесенном после одобрения указанного мероприятия в отношении соединения землевладений, основным моментом считается процедура присвоения местными органами власти адреса новообразованному наделу.

Это происходит после того, как поданное заявление по объединению земель и приобщенная к нему документация, будут рассмотрены в установленный законодателем срок с даты получения соответствующих бумаг. Первым делом в местной администрации происходит подготовка проекта постановления в отношении объединения наделов, с дальнейшим рассмотрением данной темы на заседании комиссии, сформированной для регулирования земельных правоотношений местными органами власти.

Указанный проект документа об объединении земель, разработанный соответствующей администрацией, подразумевает обязательную процедуру согласования с главным архитектором муниципального образования с представлением документа, разрешающего объединение наделов и подготовленного плана межевания по соединению территорий. После того, как комиссия, регулирующая земельные правоотношения, вынесет решение о возможности соединения объектов недвижимости, происходит рассмотрение вопроса на заседании администрации, в итоге которого выносится постановление в отношении объединения наделов, подписанное главой данной администрации. Если решение вынесено не в вашу пользу, вас известят об этом в письменном виде, обозначив основания отказа в совершении процедуры.

Так или иначе, вы получите письменное извещение в семидневный срок с той даты, когда решение об отказе было принято. Постановление об объединении землевладений выдается надлежащим лицом, уполномоченным администрацией, на личном приеме. Если вы не согласны с вынесенным решением, вы можете обжаловать действия уполномоченного лица в соответствии с предписаниями действующего законодательства, в том числе посредством подачи заявления в судебный орган.

После того, как требуемое постановление получено, приступайте к оформлению прав на новообразованное землевладение и прекращению правомочий в отношении объединенных наделов. Чтобы это сделать, заранее приготовьте комплект необходимых бумаг, который был обозначен ранее, вместе с постановлением, вынесенным администрацией, в отношении объединения земель, а также кадастровым планом сформированного надела.

Указанную документацию предоставьте в территориальный орган Росреестра, и подайте при обращении следующие заявления:

  1. в отношении прекращения правомочий на землевладения, существовавшие ранее;
  2. на регистрацию прав на новообразованный путем объединения надел земли.

Далее уплатите установленную налоговым законодательством сумму государственной пошлины.

По окончании отведенного на регистрацию времени, получить готовые документы на сформированное землевладение.

В случае, когда объединяются участки, находящиеся в собственности нескольких лиц, новообразованный надел регистрируется в общую долевую собственность. Была ли Запись полезна? 44 из 50 читателей считают Запись полезной.

Рубрики Наша группа Самое обсуждаемое Простыми словами о юридических вопросах. Контакты РФ, г. Москва, ул. 2-я Владимирская дом 31 © Copyright 2014 — 2021, UrOpora.ru — Быстрая юридическая помощь!. Все права защищены.

Земельный участок не стоит на кадастровом учете: возможные причины

опубликовано: 24.11.2017 Зачастую возникают случаи, когда границы земельного участка не установлены.

В ряде случаев речь идет о ранее учтенных земельных участках, иногда о неучтенных в государственном кадастре недвижимости. Законодательство РФ выделяет несколько категорий земельных участков, в настоящей статье будет рассмотрено две из них: неучтенные и ранее учтенные. К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке.

Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, государственный кадастр недвижимости не содержит каких-либо сведений о них.

Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В частности, это могут быть необъективные причины – информация о государственном учете данного земельного участка утрачена, либо объективные причины – земельный участок никогда не был объектом земельных отношений ни до ни после принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Обязательно ли ставить участок на кадастровый учет? В силу прямого указания, содержащегося в п. 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков в силу положений ст. 70 Земельного кодекса РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений. Без соблюдения данного условия оборот такого земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны.

Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок.

Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен.

Читайте также: Подготовка правовых заключений. Неучтенный земельный участок.

Судебная практика. В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 N 4г-2095/2016, в котором судом установлено, что земельный участок был предоставлен истцу совхозом во временное пользование, истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, следовательно, по состоянию на 1998 г.

Судебная практика. В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 N 4г-2095/2016, в котором судом установлено, что земельный участок был предоставлен истцу совхозом во временное пользование, истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, следовательно, по состоянию на 1998 г.

истец утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление. При этом Московский городской суд указал, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород; никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось. В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение 10 лет после его предоставления в 1988 г.

В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный участок не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН.

Таким образом, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка, признании права собственности на него и исправлении кадастровой ошибки отсутствуют. Аналогичный вывод делается в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2015 по делу N 33-41571/2015, в котором суд указал, что если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений. При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении Верховного Суда РФ от 06.12.2005 N 4-В05-42.

В частности, ВС РФ признал необоснованным вывод о том, что в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, поскольку такой вывод противоречит содержанию ст.

130 ГК РФ и ст. 1 названного Федерального закона.

В названных статьях нет положения о том, что земельный участок не может считаться объектом недвижимости, если его границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке. Действительно, вместе с тем, следует учитывать, что с внесением изменений в законодательство для целей государственного кадастрового учета являются действительными сведения о постановке земельных участок на учет, которые возникли до введения в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также в момент действия переходных положений. Данный вывод сделан исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом. Вас могут заинтересовать услуги по регистрации недвижимости. Согласно пункту 11 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 данного Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.

Кадастровый учет ранее учтенных земельных участков. К другой категории земельных участков – ранее учтенных –можно отнести те земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью. В частности это могут быть случаи:

  1. отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
  2. когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).
  3. когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

Например, местоположением каждого такого земельного участка может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов.

При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяют в отношении его осуществлять определенные виды кадастровой деятельности.

Поэтому такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены. Вместе с тем, следует учитывать позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14 по делу N А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ, части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости.

Отсутствия границ земельного участка: документальное оформление. Об отсутствии сведений о границах земельного участка делается соответствующая отметка в государственном кадастре недвижимости.

В частности, согласно п. 13 Приложения 3 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504

«Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории»

(зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2014 N 34670) при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, в также в случае, если содержащиеся в ГНК координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, в графе 15 кадастрового паспорта указываются слова:«Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства». В случае если границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков, указываются слова:

«Граница земельного участка пересекает границы земельных участков (земельного участка) с кадастровыми номерами (кадастровым номером) _____________»

.

Вам может быть интересна услуга: Представительство в суде по гражданским делам. Судебная защита прав собственников земельных участков без кадастрового номера. Вместе с тем, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав.

Данная позиция сформирована за счет Определения Верховного Суда РФ от 20.10.2015 N 14-КГ15-7 (Судебная коллегия по гражданским делам), в котором ВС РФ указал, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного Федерального закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков.

Тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

Новый законопроект решит проблему отсутствия описания границ земельного участка В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, не имеют точного описания границ. Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью.

Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации являетсято обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ таких земельных участков. Отсутствие описания границ земельного участка существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости.

Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге). Вышеуказанный подход будет применяться еще недолго, поскольку с 2018 года сделки с земельными участками без установленных границ станут невозможными.

Такой вывод следует из анализа положений Проекта Федерального закона

«Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

. При этом статьей 25 законопроекта предлагается запретить с 1 января 2018 года любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанный законопроект направлен на реализацию Распоряжения Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Так, пунктом 21.4 указанного распоряжения предусмотрено исключение с 1 января 2018 г.

из законодательства положений, допускающих внесение сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участков. Данная законодательная инициатива, безусловно, актуальна, вместе с тем, способ ее реализации представляется не очень удачным.

Это обусловлено, во-первых, небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, во-вторых, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по государственному кадастровому учету. Возможно вас заинтересует: Постановка помещений на кадастровый учет. Комплексные кадастровые работы Вышеуказанный законопроектзакрепляетновое понятие«комплексные кадастровые работы».

Результатом проведения таких работ будет карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ. Судебная практика по вопросу о статусе земельных участков без границ Судебная практика, связанная с государственной регистрацией земельных участков, границы которых не определены или определены недостаточно конкретно, многогранна.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2016 N Ф05-9957/2016 по делу N А40-189908/15 суд отклонил доводы Управления Росреестра по Москве о том, что отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка, поскольку из раздела кв. 5 и кв. 6

«Описание поворотных точек границ земельного участка»

, указанных в кадастровом плане от 2005 года и кадастровой выписке от 2015 года, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001017:106. Таким образом, суд обоснованно признал правомерными то описание границ, которое существовало до введения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

ДоводУправления Росреестра по Москве о возможности отказа в госрегистрации в силу п.

1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

суд отклонил. Вместе с тем, в силу указанной статьи в государственной регистрации может быть отказано при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, а также в случаях, когда одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем.

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде. Юридическая сила согласования границ земельных участков В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2016 N Ф05-663/2016 по делу N А40-77214/2015 рассмотрен аналогичный случай, когда заявитель представил доказательства согласования границ земельного участка. При этом суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях государственного кадастра недвижимости, содержащих уникальные характеристики объекта недвижимости, как и кадастровый паспорт.

Суд апелляционной инстанции также указал, что ни из кадастровой выписки, представленной заявителем, ни из кадастрового паспорта, полученного заинтересованным лицом, не усматривается наличие пересечения границ спорного земельного участка и смежных земельных участков.Вместе с тем государственный регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, доказательства обратного заинтересованным лицом не представлены. Сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, представленной заявителем, оставлены без внимания. Обратную ситуацию можно увидеть, когда заявитель не смог предоставить суду доказательств согласования границ земельного участка (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 N 17АП-11986/2015-ГК по делу N А60-19419/2015).

Изучив материалы, суд пришел к нижеуказанным выводам. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев: если кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; в иных установленных федеральным законом случаев.

В пункте 2 статьи 19 Закона о регистрации указано, что если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.

В пункте 2 статьи 19 Закона о регистрации указано, что если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи. Указанное обстоятельство в силу положений п.

1 ст. 19 Закона о регистрации является препятствием для государственной регистрации прав на земельные участки.

Поскольку имеющееся препятствие в установленный срок заявителем не устранено, оспариваемый отказ в государственной регистрации не противоречит закону. Вывод о последствиях отсутствия кадастрового учета земельных участков Таким образом, отсутствие сведений о границах земельного участка может в ряде случаев повлечь отказ в государственной регистрации прав на данный земельный участок, сделать распоряжение земельным участком затруднительным или создать ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. Рекомендуем учитывая предстоящие изменения в земельном законодательстве, уже сейчас задуматься об установлении границ земельных участков.

Кроме того, кадастровый учет земельных участков, конечно же, позволит избежать споров с собственниками (владельцами) смежных земельных участков. Возможно, вас заинтересуют услуги по снижению кадастровой стоимости земельного участка Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц.

сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым. Читайте также

  1. Требования к упаковке в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза о безопасности упаковки
  2. Ответственность микрофинансовой организации за непредставление информации или несовершение блокирования денежных средств
  3. Снос пятиэтажек по программе реновации. Есть ли противоречия закону?

Объединение земельных участков

При объединении земельных участков у собственника исходных участков возникает право собственности на образуемый земельный участок. Если исходные участки принадлежали нескольким собственникам, то на образуемый участок у них возникает право общей собственности.

Образование нового участка путем объединения земельных участков, принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними.

Если один из объединяемых земельных участков обременен залогом, то право залога будет распространяться на весь образуемый участок, если иное не установлено соглашением сторон.

Для объединения земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо: — Убедиться, что земельные участки относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования.

Данная информация указывается в свидетельстве о государственной регистрации прав, выданном до 15.07.2016, либо выписке из ЕГРН (до 01.01.2017 — ЕГРП), удостоверяющей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Если объединяемые земельные участки имеют разную категорию и (или) вид разрешенного использования, необходимо перевести их в одну категорию и один вид разрешенного использования. На этом же этапе следует подсчитать, не будет ли вновь образованный земельный участок превышать предельно допустимый размер участка, который устанавливается местным законодательством.

Также необходимо иметь в виду, что объединение участков фактически возможно, если они находятся в одной территориальной зоне и в одном населенном пункте. — Обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания объединяемых земельных участков. Межевание — это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

Для проведения межевания нужно получить акт согласования границ участка с соседями, которые должны быть надлежащим образом извещены о проведении такого согласования. Если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, то количество актов согласования должно соответствовать количеству таких участков.

Кадастровый инженер установит границы образующегося земельного участка и составит межевой план.

В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению подготовленного им межевого плана в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав. — Подготовить документы. Для кадастрового учета и регистрации права собственности потребуются, в частности, следующие документы: — заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации; — соглашение между собственниками об объединении участков; — правоустанавливающие документы на исходные земельные участки, если право на участки ранее не было зарегистрировано в ЕГРН.

В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать идентифицирующий номер межевого плана.

В таком случае его представление не потребуется.

При представлении заявления посредством личного обращения заявитель предъявляет паспорт, а его представитель — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия. За регистрацию права собственности на вновь образованный земельный участок необходимо уплатить госпошлину. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется.

Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе.

Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения. Размер госпошлины при регистрации права собственности на земельный участок составляет: — 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования; — 2 000 руб.

— в иных случаях. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.

Подать документы в Росреестр.

Заявление и необходимые документы представляются заявителем в Росреестр одним из следующих способов: — непосредственно через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме; — почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; — в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра. Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить. Срок проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляет 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов Росреестром, а в случае представления заявления и документов через МФЦ — 12 рабочих дней.

Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов. Одновременно с кадастровым учетом и регистрацией права собственности на новый участок будет осуществлено снятие с кадастрового учета и зарегистрировано прекращение прав на исходные земельные участки. О ходе оказания услуги (например, о поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) вы можете быть уведомлены посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона.