Меню
Главная - Другое - В каких случаях поставщик отказывается подписать контракт

В каких случаях поставщик отказывается подписать контракт

Поставщик не подписал контракт в регламентированный срок по 44-ФЗ


Все смотрели мелодрамы и сериалы? Уверена, каждый из вас, уважаемые читатели, хоть раз пристально следил за серией какого-нибудь душераздирающего «мыла». Из разряда тех, что «и смотреть противно и оторваться сложно».

И ведь такие повороты судеб закладывают сценаристы порой, что диву даёшься — как фантазии у людей хватает! Но ирония в том и состоит, что сама жизнь порой закладывает более закрученные сюжеты.А как сложно предусмотреть все эти «повороты» когда пишут законы, представляете?

Ведь тут интрига покруче будет — и последовательность действий предусмотреть надо, и варианты развития событий от каждого действия, и ответственность за нарушение закона тоже никто не отменял. На практике потом, из-за пробелов в законах, у участников процесса возникает множество вопросов.Много сил и нервов заказчик тратит на стадии разработки-публикации любой процедуры закупки. Будь-то приобретение бумаги для принтера или проведение капитального ремонта здания.

Ну а когда торги завершены и выявлен победитель закупки, казалось бы, можно выдохнуть. А нет. Все мы люди и все мы ошибаемся. Кто-то больше, кто-то меньше, кому-то непоправимо дорого обходятся ошибки других, кто-то чужих ошибок и не замечает.

И у каждого заказчика рано или поздно возникнет ситуация, когда поставщик накосячит.

Да так, что кажется — всё, жизнь кончена и пора выдирать последние волосы на голове.

И себе, и тому поставщику.Такие перипетии в закупках связаны с последними изменениями законодательства и подписанием контрактов в Единой информационной системе.

А ситуации-то разные бывают. Электричество отключили, компьютер сломался, электронная подпись закончилась, попросту забыл поставщик в будничной суете. Что же дальше делать в такой ситуации?Как же бывает жаль своих сил и времени когда поставщик вот так поступает. И злишься-злишься на этого поставщика.

Но вне зависимости от эмоций — действовать надо согласно закона.Часть 13 .2 Закона о контрактной системе обязывает заказчика признать поставщика уклонистом и опубликовать данную информацию в Единой информационной системе. Затем в течение трёх рабочих дней необходимо обратиться в территориальный орган антимонопольной службы — часть 4 Закона о КС. В течение пяти рабочих с дней с момента обращения заказчика в УФАС будет проведено заседание и решён вопрос о внесении уклониста в реестр недобросовестных поставщиков.Также, параллельно с этой работой заказчика, Закон даёт право начинать процедуру подписания контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер.

Если поставщик был не один, естественно.

Получается, что этот момент лучше «заволокитить», если вы знаете, что победитель закупки не смог подписать контракт в силу объективных причин.ВНИМАНИЕ!

Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Заседания комиссии в территориальном органе антимонопольной службы не избежать.
Заседания комиссии в территориальном органе антимонопольной службы не избежать.

Надо принять эту информацию как данность и смириться с ней, а также тщательно подготовиться.В зависимости от того, какова причина неподписания контракта, необходимо подготовить подтверждающие документы. Если было отключение электричества — квитанцию от энергетиков, если сломался компьютер — заключение технических специалистов и т.д. И чем больше таких подтверждений у вас будет, тем лучше.Не стоит забывать, что везде работают люди.

И ни у одного сотрудника УФАС нет желания внести в РНП всех поставщиков, попавших к ним. При рассмотрении дела будет рассматриваться совокупность факторов, предшествующих заседанию комиссии. Каким было падение НМЦК при торгах?

Было ли перечислено обеспечение исполнения контракта?

Если да, то не был ли нарушен срок? Репутация поставщика на рынке? Был ли закуплен материал для выполнения работ по контракту или есть складские остатки товара в достаточном количестве?

Всё будет иметь значение и, скорее всего, вносить в РНП вас никто не будет. Подробнее об этом, мы говорим на нашем .При благоприятном стечении всех обстоятельств УФАС вынесет предписание о продлении срока подписания контракта.

После этого протокол о признании победителя закупки уклонившимся признаётся недействительным и заказчик может заново направить проект контракта на подписание поставщику.И конечно же нельзя закончить статью без совета — для того, чтобы подобная ситуация не случилась именно у вас, необходимо иметь как минимум два настроенных рабочих места для государственных закупок. Дата публикации: 13.08.2019Автор статьи: Мария ПетуховаОбратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

{jcomments}

Как отказаться от заключения контракта

Автор: 16 марта 2020 Иногда у заказчиков возникает необходимость отказаться от заключения контракта.

О том, как грамотно оформить такую процедуру и избежать штрафных санкций, расскажем в статье. дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки.

Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС.

После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя. Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися.

В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ. Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим.

Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про .

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  • Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта ().
  • Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  • Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так: Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС.

При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП). Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС.

В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч.

11 ст. 31 44-ФЗ). Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю. Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения.

Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней. Коротко об авторе статьи Задорожнева Александра В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория.

В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.

Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Бесплатно научим выигрывать госконтракты Подпишитесь на рассылку, чтобы за несколько уроков узнать, как проверить нишу; подготовить все, что нужно для участия; правильно заполнить заявку и вести себя во время торгов. Подписаться © 2020 Подписаться

Если поставщик отказывается заключить договор после подведения итогов закупочной процедуры

Автор: Е. Бусарова 20.02.2015 г. О реестре недобросовестных поставщиков говорится в ст.

5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

(далее – 223-ФЗ, закон №223-ФЗ, Закон о закупках). 22 ноября 2012 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 1211

«О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

В названном нормативном правовом акте прописаны:

  1. правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  2. требования, предъявляемые к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.
  3. перечень сведений, которые включаются в реестр недобросовестных поставщиков;
  4. правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;

В соответствии с Законом о закупках поставщик может быть включен в РНП по таким основаниям, как: ► расторжение договора с контрагентом по решению суда в связи с существенным нарушением им условий заключенного договора. При направлении информации о недобросовестных поставщиках для включения их в реестр, когда договоры с ними были расторгнуты судом, заказчик должен учитывать некоторые особенности.

Например: — если заказчик отказался заключать и подписывать договор по таким причинам, как, например, в связи с финансовым положением предприятия, то сведения о поставщиках не направляются для их включения в реестр недобросовестных поставщиков.

— прежде чем обратиться в суд, заказчик должен применить досудебный порядок разрешения сложившейся ситуации, спора (ст. 452 ГК РФ). ► уклонение лица, являющегося победителем в закупочной процедуре, от заключения договора.

Осуществляя закупочную деятельность по 223-ФЗ, заказчик может столкнуться с ситуацией, когда победитель закупки уклоняется от подписания договора и выполнения всех его условий. Лица, которые недобросовестно выполняют требования закупочной документации, связанные с заключением и исполнением договора, подлежат включению в РНП (например, после подведения итогов закупки и определения победителя участник отказывается поставить товар по ранее заявленной цене, указанной им в заявке на участие, что является уклонением победителя закупки от заключения договора).

Лица, которые недобросовестно выполняют требования закупочной документации, связанные с заключением и исполнением договора, подлежат включению в РНП (например, после подведения итогов закупки и определения победителя участник отказывается поставить товар по ранее заявленной цене, указанной им в заявке на участие, что является уклонением победителя закупки от заключения договора).

Данное обстоятельство может существенно затруднить доступ таких поставщиков к рынку товаров, работ и услуг в ближайшие два года, поскольку заказчик вправе в закупочной документации установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в РНП (ст.

3 Закона №223-ФЗ). В таком случае возможность участия в закупочных процедурах и, соответственно, заключения договоров у такого поставщика существенно снижается.

Тем самым подрывается финансово-экономическое положение организации, уменьшается прибыль от реализации товаров (работ или услуг) на рынке.

Включение недобросовестных поставщиков, которые уклонись от заключения договора, в РНП по 223-ФЗ возможно в тех случаях, если подписание договора после подведения итогов является обязательным согласно действующему положению о закупке и закупочной документации заказчика. В связи с этим, прежде чем обратиться в антимонопольный орган, заказчик должен внимательно изучить собственное положение и закупочную документацию, в соответствии с которой проводилась конкретная закупочная процедура. Федеральная антимонопольная служба ведет РНП в соответствии с п.5.3.4 Положения о федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331.

Реестр ведется в электронной форме с использованием информационной системы, которая включает в себя средства ПО, в соответствием с требованиями, которые предъявляются к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Антимонопольный орган размещает сведения в реестре недобросовестных поставщиков согласно действующему законодательству с учетом требований о защите государственной тайны.

Все сведения, которые направляются заказчиком в контролирующий орган для записи в реестре о недобросовестном поставщике, проверяются. В случае отсутствия нужной информации, ФАС направляет уведомление о необходимости направления в антимонопольный орган требуемых данных в течение 3 рабочих дней со дня, когда заказчик получил уведомление о предоставлении сведений от уполномоченного органа.

После проверки информации данные о поставщике включаются в РНП антимонопольным органом в течение 3 рабочих дней, образуя реестровую запись (она должна быть обязательна подписана представителем уполномоченного органа с применением ЭЦП или другого аналога собственноручной подписи в целях защиты информации, включенной в реестр). Сведения о поставщике исключаются из РНП по истечении 2 лет с момента включения информации в реестр. Также реестровая запись о недобросовестном поставщике может быть удалена из РНП уполномоченным органом в случае, когда решение суда о расторжении договора, ставшее основанием для добавления информации о поставщике в РНП, было отменено в установленном законом порядке.

  1. Номер реестровой записи и дата включения сведений в реестр
  2. Сведения о проведенных закупках:
  3. Уполномоченный орган, осуществивший включение сведений в реестр
  4. Сведения о договоре:
  5. Информация о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) и его месте нахождения (месте жительства):

В настоящее время у заказчика появилась возможность при формировании извещения на официальном сайте о проведении закупочной процедуры в разделе «требования к участникам закупки» делать отметку о том, что поставщик не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. В дальнейшем при составлении протоколов закупки будет производиться проверка участников закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

Если после окончания закупочной процедуры победитель уклоняется от заключения договора (или участник закупки, с которым согласно закупочной документации заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, при условии того, что документацией предусмотрена обязанность такого участника заключить договор), заказчику необходимо направить обращение в Федеральную антимонопольную службу о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (это не право, а обязанность заказчика). В обращении заказчику следует указать наименование и прочие данные (адрес, ИНН, КПП и др.) лица, которое отказывается от заключения договора, способ закупочной процедуры, товар (работы или услуги), закупка которого проводилась.

Заказчику не следует забывать о том, что за непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), либо предоставление заведомо ложной информации о недобросовестных поставщиках в ФАС России в соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Заказчику не следует забывать о том, что за непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), либо предоставление заведомо ложной информации о недобросовестных поставщиках в ФАС России в соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Получив обращение от заказчика, антимонопольная служба принимает его к производству и в последующем направляет уведомление заказчику и поставщику о рассмотрении обращения по вопросу о включении (либо невключении) сведений об поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

В уведомлении антимонопольный орган просит заказчика и поставщика предоставить в названный срок необходимые документы для более полного и всестороннего рассмотрения обращения и принятия верного решения.

Также в уведомлении ФАС России назначает дату и время (с указанием адреса), когда состоится заседание по вопросу включения (либо невключения) победителя закупки в РНП. На рассмотрении обращения комиссией антимонопольного органа сторонам необходимо обеспечить явку своего представителя с доверенностью, оформленной надлежащим образом.

Мы проводим бесплатные семинары и вебинары для заказчиков и поставщиков. Программа обучения включает практику проведения закупок по 223-ФЗ, требования регулирующих органов и изменения в законодательстве.

(*на фирменном бланке организации*) Доверенность № город, дата выдачи доверенности Настоящей доверенностью (наименование организации), зарегистрированное (дата регистрации) по адресу: (указать адрес) ОГРН____, ИНН ____, в лице ____________, действующего на основании ________, уполномочивает (ФИО лица, которое будет представлять интересы заказчика в ФАС с указанием должности), паспорт серия, номер _______, дата выдачи, кем выдам, , зарегистрированного по месту жительства по адресу: (адрес регистрации) : представлять интересы предприятия в УФАС по (указать регион) при рассмотрении обращения (наименование организации заказчика) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (наименование организации) в связи с его уклонением от заключения договора после подведения итогов (наименование закупки на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг). Доверенность выдана без права передоверия (указать срок).

Подпись доверенного лица ______________________________ удостоверяю. Директор _____________ (ФИО) М.П.

Как правило, антимонопольный орган запрашивает следующие документы и сведения: У организатора закупки: — извещение и документацию о проведении закупочной процедуры, сообщения о внесении изменений в документацию, разъяснения документации о закупке (при наличии); — все заявки, поданные участниками закупки; — все протоколы, которые были составлены в ходе процедуры закупки товара (работ, услуг); — доказательства отправки в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) проекта договора (если победитель уклоняется от подписания), а также иные сведения, которые будут свидетельствовать об отказе от заключения договора.

Также контролирующий орган может запросить: — Устав (Положение), при отсутствии такового в открытом доступе; — свидетельство о государственной регистрации юридического лица; — документы, в соответствии с которыми проводилась закупочная процедура (например, положение о закупке товаров, работ, услуг, приказ об утверждении положения о закупке); — распорядительный документ по вопросу организации и проведения данной закупки (например, приказ директора об организации и проведении запроса предложений на поставку антигололедного реагента); — иные документы и сведения. У поставщика (подрядчика, исполнителя): — Устав (Положение), при отсутствии такового в открытом доступе; — свидетельство о государственной регистрации юридического лица; — сведения о дате и времени поступления проекта договора; — сведения о направлении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подписанного проекта договора (с указанием даты и времени направления), в случае, если такие документы не направлялись – объяснение в письменной форме с указанием причины уклонения от заключения договора с заказчиком; — иные сведения, которые касаются уклонения от заключения договора (если таковые имеются).

В Федеральную антимонопольную службу в срок не позднее, чем 30 календарных дней с момента заключения договора с участником закупочной процедуры, с которым по условиям закупочной документации заключается договор, если победитель уклонился от подписания договора, либо со дня, когда истек срок заключения договора, прописанный в закупочной документации (если заказчиком в закупочной документации не предусмотрен вариант заключения договора с другим участником закупки при уклонении победителя от подписания договора), заказчиком направляются необходимые сведения согласно ст. 5 Закона №223-ФЗ, Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением от 22.11.2012 №1211

«О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

В назначенную дату комиссия ФАС России при участии представителей со стороны заказчика и со стороны лица, уклонившегося от подписания договора, проводит рассмотрение обращения организатора закупочной процедуры о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков.

В назначенную дату комиссия ФАС России при участии представителей со стороны заказчика и со стороны лица, уклонившегося от подписания договора, проводит рассмотрение обращения организатора закупочной процедуры о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия, получив представленные сторонами сведения и документы, выясняет позицию как заказчика, так и лица, отказавшегося от заключения договора (изучаются положения закупочной документации, протоколы, порядок подписания сторонами договора, сроки заключения договора и т.д.).

Стороны поясняют свои доводы по вопросу включения (невключения) поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП, отвечают на вопросы комиссии ФАС.

Также стороны могут задавать вопросы друг другу относительно несвоевременности подписания договора после подведения итогов закупки.

Как правило, процесс рассмотрения не является продолжительным, не длится часами, поэтому важно четко и лаконично сформулировать свою позицию.

Заказчик в соответствии с положением о закупке и закупочной документацией аргументирует требование о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков. К примеру, согласно протоколу подведения итогов запроса предложений, заказчик в течение 7 рабочих дней с момента опубликования на официальном сайте итогового протокола направляет договор на подписание поставщиком, а тот в свою очередь должен в течение 10 рабочих дней подписать его и один экземпляр договора направить организатору закупки (кто первый подпишет договор – заказчик или поставщик – не имеет значения, если иное не предусмотрено в закупочной документации или итоговом протоколе). Если же данные сроки нарушены победителем, заказчик должен обратиться в антимонопольный орган, поскольку в соответствии со ст.

5 Закона о закупках в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договора. С перечнем недобросовестных поставщиков заказчик может ознакомиться на официальном сайте, такая информация находится в открытом доступе и предоставляется для ознакомления без взимания платы. Заказчик может легко найти необходимые сведения, проверить поставщика, с помощью параметров поиска, используя функционал официального сайта.

Для этого во вкладке «реестры» следует выбрать «реестр недобросовестных поставщиков» и далее осуществить поиск после введения требуемых сведений о лице (ИНН, наименование).

Также антимонопольный орган обеспечивает создание и формирование справки о том, находятся ли в реестре недобросовестных поставщиков участники закупочной процедуры, поставщики (исполнители, подрядчики) по запросу, поступившему от посетителя официального сайта. Поставщику (подрядчику, исполнителю) во избежание включения сведений в РНП необходимо предоставить объяснения и доказательства на рассмотрение обращения заказчика, которые могли бы опровергнуть факт уклонения от заключения договора для нужд заказчика: например, если при подписании договора в электронной форме возникли технические неполадки (см. решение Курганского УФАС России по делу №05-02/4-12 об отказе во включении в Реестр недобросовестных поставщиков ЗАО «Глинки»).

Комиссия ФАС, сопоставив доводы и обоснования сторон, примет решение о включении поставщика в РНП (например, Решение Кировского УФАС России решение о включении ООО «БУЛАТ» в реестр недобросовестных поставщиков, дело №РНП-43-02) или же откажет в этом (например, Решение Пензенского УФАС по итогам рассмотрения обращения о включении ООО «Каменко-мясо» в реестр недобросовестных поставщиков, дело № 5-09/РНП-58-02).

В любом случае, решение контролирующего органа может быть обжаловано сторонами в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. После рассмотрения обращения решение направляются сторонам, а также размещаются в интернете на сайте антимонопольного органа региона (также данное решение можно будет найти в базе решений ФАС на ее официальном сайте, задав необходимые параметры поиска).

Таким образом, в настоящее время такой способ защиты интересов заказчика как включение сведений о недобросовестных поставщиках в РНП вполне эффективен, поскольку доступ к заказам для таких лиц будет закрыт на 2 года, что практически лишает поставщиков нормального функционирования и закрывает выход на рынок сбыта. Заказчик вправе прописать в закупочной документации в качестве условия для участия в закупке отсутствие поставщика как в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ №223, так и в реестре для государственных закупок. В последнее время число обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков увеличивается, поскольку заказчики, понимая ответственность, предусмотренную КоАП РФ за непредставление в контролирующий орган информации о поставщиках, уклоняющихся от заключения договора, в виде штрафа, не готовы нести лишние расходы в связи с собственной безынициативностью.

Также данная практика включения сведений в реестр о недобросовестных поставщиках позволяет в будущем другим заказчикам не нарваться на ненадежного партнера и не создать себе проблем по вопросу поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. А поставщики, зная о возможной двухлетней изоляции участия в закупочных процедурах, будут более серьезно и ответственно подходить к вопросу подписания и исполнения договора.

Попав всего лишь раз в «черных список», называемый РНП, поставщики рискуют потерять доверие со стороны заказчиков как надежного делового партнера, способного удовлетворить их потребности в полном объеме и своевременно.

Отказ поставщика от заключения контракта по 44 ФЗ 2021 г.

Только в некоторых случаях может последовать отказ в заключении договора, но при условии наличия законных оснований для этого. Только при предоставлении этих оснований заказчик может отказаться от заключения контракта с победителем торгов, даже при условии того, что будут завершены все конкурсные процедуры. При наличии ничем не подтвержденных уклонений от подписания контракта, то такое действие может рассматриваться как нарушение 44 ФЗ.

На основании этого может быть составлена и подана жалоба в ФАС, а далее может поступить обращение в суд. Наш “Центр” предоставляет услуг по подготовке и подаче жалобы в ФАС, более подробную информацию смотрите Организатор торгов в обязательном порядке должен указать причину по которой сделка будет признана не состоявшейся, данную причину он указывает в протоколе отказа от заключения контракта. Именно, на основании данного контракта будет происходить оценка действий заказчика.

Если будет установлено нарушение, при котором участник торгов не будет соответствовать требованиям 44 ФЗ или если от него поступит недостоверная информация. В данных случаях от поступить односторонний отказ заключения контракта до момента его подписания. Все требования, предъявляемые к поставщику прописаны в 44 ФЗ, если будут предъявляться дополнительные требования, то в этом случае они должны быть указаны в извещении о проведении закупки, а также в документации к конкурсу.

Если будет отсутствовать список требований, который обычно предъявляется к контракту, то это будет являться нарушением закона 44 ФЗ.Отказ от заключения контракта с заказчиком предусматривает под собой несколько вариантов.

Участник может отказаться от заключения контракта, если не будет существовать обоснованности, то в этом случае он может оказаться в сроком на 2 года и потеряв обеспечение контракта. Вторым вариантом будет являться случай, когда участник сначала заключает контракт, а потом хочет его расторгнуть по соглашению сторон.

Для воплощения такого варианта, необходимо вначале договориться с заказчиком, при этом со стороны заказчика могут последовать проверки по обоснованности процедуры расторжения контракта. То есть в данной ситуации рискует заказчик. Подробную статью о том как добровольно расторгнуть контракт по соглашению сторон смотрите При некоторых случаях заказчики идут на это, чтобы избежать невозможности исполнения контракта.

Если заказчик аффилирован с другим участником закупки и хочет таким образом избежать исполнения контракта, то такой вариант у него не пройдет.

Следующий вариант работает если срок который прописан законом о контрактной системе еще не подошел к концу.

В данном случае участник может лично на себя пожаловаться в УФАС.

Обосновав это тем, что он не подходит под требования заказчика, а допущенная заявка на участие имела нарушение.

Существуют случаи, при которых происходит отказ подрядчика от заключения контракта с заказчиком на основании 44 ФЗ. В большинстве случае участники закупок не хотят заключать контракт при следующих ситуациях. Если участник обнаружил требования в аукционной документации, которые он выполнить не может или же при наличии условий, при которых контракт будет считаться невыгодным.

Это происходит по невнимательности со стороны участника.

Он должен был перед началом аукциона тщательно изучить техническое задание, сам контракт, а также извещения. Еще один случай, при котором поступит отказ от заключения государственного контракта, это происходит при наличии технических ошибок, в момент когда происходил расчет рентабельности и минимальной цены.

Еще ошибки могут быть найдены от технических сотрудников при проведении процедуры торгов. При наличии случае, когда происходит резкий скачек цен на товары, материалы при изменении курса валюты, а также экономической ситуации. По итогу это может привести к нерентабельности исполнения контракта.

Возникают случаи, при которых в момент заключения контракта, в самих приложениях, которые прикладываются к контракту заказчик прописывает дополнительные требования, это в основном будет способствовать обращению в суд участника. Иногда в приложениях к контракту, заказчик опускает важные детали техзадания, это приводит к размытости добросовестного исполнения требований контракта заказчиком. Законом не установлено единой формы заполнения протокола об отказе, поэтому он имеет свободную форму.

Заключение контракта: подводные камни по 44-ФЗ

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью. Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст.

34 44-ФЗ). Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  1. Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  2. Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  3. Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  4. Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта.

В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения. При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием.

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки.

В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов. Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней.

Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта.

В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта.

Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие.

Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней.

Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  1. такое право предусмотрено документацией о закупке,
  2. участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  1. Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
  2. Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта.

Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  1. Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.
  2. Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК.

Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта. Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки.

Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки.

При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки. Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  1. СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.
  2. Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  1. другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.
  2. есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней. Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены. Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  • Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  • Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям. Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта.

Для этого заказчику необходимо:

  1. Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  2. Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  3. Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  4. В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.
  5. Заключить контракт по стандартному сценарию.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта.

Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта.

Тогда участника не внесут в РНП.

Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.