Меню
Главная - Другое - Судебная пратика по защите прав потребителей в жилищной сфере

Судебная пратика по защите прав потребителей в жилищной сфере

Судебная пратика по защите прав потребителей в жилищной сфере

Судебная практика защиты прав потребителей в сфере ЖКХ


» » » » Защита прав, которые связаны с ЖКХ, отличается рядом особенностей. Распространение на потребителя, который использует данные услуги в своих личных целях.

Такой потребитель является конечным, а именно потребителями в данном случае не могут выступить всякого рода посредники, которые получили услуги от ЖКХ и в дальнейшем их реализовывают. Потребитель, который использует услуги ЖКХ, не имеет возможности использовать защиту своих законных прав ограниченно. В частности, в случае если поставщиком оказана некачественная услуга, потребитель не может отказаться от исполнения условий заключенного договора.

Потребитель имеет возможность защищать свои права посредством двух форм – либо досудебная стадия урегулирования споров либо судебное разбирательство. На досудебной стадии решения спорных вопросов потребитель составляет претензию и направляет ее поставщику, который оказывает услуги ЖКХ, а также контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор. Однако стоит отметить, что более эффективной считается защита прав посредством суда.

Содержание Подача иска в суд формирует судебную практику. Производство по исковым заявлениям представляет собой работу судебного органа, заключающуюся в исследовании и принятии решений относительно спорных ситуаций о интересах либо правах, которые возникли из любого рода правоотношений.

Такой вид деятельности регулируется ГПК РФ. Иск является защитным средством, применяемым на судебной стадии разрешения споров, с помощью которого происходит защита права, которое было оспорено либо нарушено, а также защита законных интересов. Иск представляет собой просьбу лица имеющего заинтересованность, которая сформулирована в качестве обращения, о разрешении спора материально – правового характера.

Иск имеет своей целью защитить права субъекта правоотношений. Прежде чем подавать обращение в суд убедитесь в соответствии требований, которые вы указали в иске, действующим нормам закона. Предоставьте доказательства требований, которые вы выдвинули. Соберите документы, которые будут подтверждать, что ваши права нарушены, в частности приложите экземпляр претензии, ответом на который является отказ исполнять ваши требования (при наличии у вас такового).
Соберите документы, которые будут подтверждать, что ваши права нарушены, в частности приложите экземпляр претензии, ответом на который является отказ исполнять ваши требования (при наличии у вас такового).

Форма иска, в которой вы должны его подать в суд, является письменной, то есть напишите иск от руки либо напечатайте. Обязательно поставьте свою подпись на иске, если у вас имеется представитель, который будет участвовать в судебном процессе – подпись должен поставить он.

Также имейте в виду, что при наличии представителя, вам необходимо помимо прочих документов приложить к иску доверенность либо иной документ, который удостоверяет полномочия, имеющиеся у представителя. Составляйте исковое заявление в таком количестве, сколько ответчиков будут участвовать в процессе.

В иске укажите его цену, которая представляет собой требования имущественного характера, которые были вами заявлены, выраженные в денежной форме. Заметьте, статья 333.36 Налогового кодекса РФ говорит о том, что заявители, которые подают иск, связанный с нарушением потребительских прав, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, которые будут рассмотрены мировыми судьями либо судами общей юрисдикции.

Заметьте, статья 333.36 Налогового кодекса РФ говорит о том, что заявители, которые подают иск, связанный с нарушением потребительских прав, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, которые будут рассмотрены мировыми судьями либо судами общей юрисдикции. Когда организация, осуществляющая деятельность в сфере ЖКХ, не намерена исполнять предписанные судом требования по собственной воле – обратитесь в суд для получения исполнительного листа, после чего подайте его в службу судебных приставов совместно с заявлением. Примеры из судебной практики: Пример №1: Вдовин С.А., являющийся жителем республики Башкортостан обратился в суд с заявлением на управляющую компанию “Жилкомзаказчик”.

В заявлении он выдвинул требования о возмещении ущерба, неустойки и морального вреда, которые были связаны с тем, что протекла кровля, чем был вызван физический ущерб его имуществу. Суд в своем решении указал, что ответственным за протечку кровли является управляющая компания, при этом вывод суда был основан на основании представленных истцом фотографий и документов, содержащих сведения о ремонте здания. Далее судебная коллегия, ссылаясь на статью 333 Гражданского кодекса, снизила сумму на ремонт, которую требовал истец, указав на то, что данная сумма является необоснованной.

В свою очередь неустойка и моральный ущерб были выплачены в полном объеме. Пример №2: ТСЖ обратилось с заявлением в мировой суд с просьбой выдать судебный приказ, на основании которого будет взыскан долг по жилищным платежам и услугам ЖКХ, кроме того затраты, которые появились в связи с оплатой госпошлины. Суд, рассмотрев исковое заявление принял решение удовлетворить требования ТСЖ и выдал необходимый приказ.

Через какое-то время это ТСЖ обратилось повторно в данный суд к судье, вынесшему первоначальное решение, с заявлением в котором содержалась просьба распределить судебные издержки, представленные затратами на услуги представителя. На этот раз ТСЖ получило отказ в удовлетворении требований.

Решение судьи было обжаловано ТСЖ, однако вышестоящий суд не изменил решение, сославшись на правомерность принятого решения.

Суд отметил, что заявление о выдаче приказ обязательно должно содержать нормы, которые отражены в статье 127 Гражданско-процессуального кодекса. В данной статье отсутствуют сведения, которые касаются издержек, точнее их возмещения. Компенсирование издержек представляет собой действия судебной инстанции, нацеленные на возмещение расходов уполномоченному лицу.

О том, как составляется письменная претензия на возврат товара, Как написать ответ на претензию, читайте по ссылке: Из этого следует, получить данный вид компенсации могут:

  1. Лицо, чью позицию поддержал суд и вынес соответствующее решение;
  1. Свидетель;
  1. Эксперт;
  1. Третьи лица;
  1. Специалист;
  1. Переводчик;
  1. Суд, в случаях указанных в статье 103 ГПК РФ.

Сторона, которая является проигравшей должна произвести компенсацию. Однако в ходе процесса, носящего приказной характер, сторон, как правило, не имеется.

Из этого следует, что рассматриваемый вид расходов возмещается в рамках процесса, инициированного иском (определение Добрянского районного суда Пермского края от 09.07.2015 г.

по делу № 11–37/2015). Однако имеет место и противоположный вид судебной практики в ЖКХ, где идет констатирование фактов того, что судебные издержки взыскиваются, особенно тогда, когда должник имеет возражений.
Помимо закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 отношения в сфере ЖКХ регулируют:

  1. постановление Правительства Российской Федерации, принятое 13.08.2006 под номером 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  2. постановление правительства под номером 253 от 28.03.2012 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;
  3. постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» совместно с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  4. жилищным законодательством Российской Федерации;
  5. гражданским законодательством Российской Федерации;
  6. постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 под номером 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».
Рекомендуем прочесть:  Возможно ли поменять самокат

Пункт 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ относит к участникам жилищных отношений граждан, юридических лиц, муниципалитеты, субъекты федерации и саму Российскую Федерацию.

Учтите, что прежде чем выдвигать какие-либо требования к поставщику услуг в сфере ЖКХ, вам необходимо изучить закон «О защите прав потребителей».

При этом имейте в виду, что знакомиться с законодательством необходимо на сайте, являющимся официальным, что связано с постоянными внесениями дополнений и изменений.

Однако, несмотря на то, что система законодательства постоянно изменяется, некоторые права не претерпевают изменений, в частности у вас имеется право:

  1. требования возместить понесенные вами убытки, а также причиненный вред;
  2. требования проведение проверок относительно качества предоставляемых услуг.
  3. получить коммунальные услуги, которые будут предоставлены полностью и качество их будет надлежащим;
  4. требования предоставить исполнителем сведений о том, каким образом был произведен расчет платы за услуги, при этом в расчете должны быть указаны все коэффициенты;

Не стоит забывать и про обязанности, имеющиеся у потребителей:

  1. делать уведомление в организацию, предоставляющую услуги ЖКХ, о том какое количество человек проживает в квартире.
  2. в установленный срок снимать показания с приборов учета и осуществлять оплату вовремя;
  3. не устраивать препятствия для работников сферы ЖКХ при проведении проверок;
  4. в срочном порядке сообщить поставщику услуг ЖКХ об обнаружении аварий либо каких-либо неполадок;
  5. позволять работнику ЖКХ входить в жилье с целью снятия данных с приборов учета;

Также существуют запреты для потребителей:

  1. эксплуатировать одновременно такое количество бытовых приборов, которые в своей сумме производят на электрическую сеть такую нагрузку, которая является превышение максимума;
  2. подключение приборов, которые устанавливаются посредством обхода систем учета.
  3. снятие опломбировки со счетчиков;
  4. самостоятельно производить демонтаж или отключение системы обогрева;

Была ли Запись полезна?

31 из 39 читателей считают Запись полезной. Рубрики Наша группа Самое обсуждаемое Простыми словами о юридических вопросах. Контакты РФ, г. Москва, ул. 2-я Владимирская дом 31 © Copyright 2014 — 2021, UrOpora.ru — Быстрая юридическая помощь!.
Все права защищены.

Новое в блогах

Эту статью могут комментировать только участники сообщества. Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

перепечаталa из 12 сентября 2015, 22:39 0 оценок, 3043 просмотра Автор: Светлана Матиящук Светлана Матиящук, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Сибирского института управления – филиала РАНХиГС (г. Новосибирск) Под обсчетом понимается взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, другими словами передача ему только части этой суммы.

Статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и организаций за обсчет потребителей. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. В июне 2012 года Верховный суд1 разъяснил, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.

В то же время на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг или работ распространяется Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Отношения, вытекающие из договора управления многоквартирным домом и договора предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами жилищного законодательства, а также Законом о защите прав потребителей, который применяется в части тех прав, которые не урегулированы специальными законами, а именно: право граждан на предоставление информации (статьи 8-12 Закона о защите прав потребителей); ответственность за нарушение прав потребителей (статья 13 Закона о защите прав потребителей); возмещение вреда (статья 14 Закона о защите прав потребителей); компенсация морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей о защите прав потребителей); альтернативная подсудность (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей); штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (статья 13 Закона о защите прав потребителей); освобождение от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 Закона) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ при подаче иска в суд.

С июля 2004 года создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Роспотребнадзор и его территориальные органы по заявлению потребителя могут возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и налагать штраф на нарушителей.

Попытаемся разобраться, каким образом Роспотребнадзор борется с обсчетом потребителей при оказании им жилищно-коммунальных услуг. Так, Роспотребнадзор решил отреагировать на жалобы в адрес управляющей организации на то, что после получения квитанций на оплату собственники квартир неожиданно выяснили, что необходимо осуществить еще какие-то дополнительные платежи, о которых на общем собрании якобы не говорилось.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области решило, что в одной из управляющих организаций области имеет место обсчет потребителей в результате включения в квитанции на оплату коммунальных услуг платежей за домофон собственникам многоквартирного жилого дома без их согласия. Однако в арбитражном суде управляющая организация в свою защиту заявила, что в договор управления многоквартирным домом были внесены изменения, согласно которым цена договора помимо названной платы за содержание общего имущества многоквартирного дома включает также плату за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы и плату за услуги по обслуживанию входных металлических дверей.

Таким образом, жители многоквартирного дома добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом платы за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы, в связи с чем управляющая организация правомерно включала в квитанции по оплате коммунальных услуг строку «домофон». В результате суд пришел к выводу, что в действиях управляющей организации, осуществляющей ремонт и техническое обслуживание домофонной системы и включающей в квитанции по оплате коммунальных услуг строку «домофон», отсутствует состав правонарушения, образованный статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, поскольку жители добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом спорных сумм2. Иногда наказать нарушителей мешает слабое знание проверяющими положений жилищного законодательства.

Жилищный кодекс РФ содержит легальное определение категории «плата за жилое помещение», характеризуя ее как плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, другими словами, мест общего пользования (то есть лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и другого). Кроме того, с 2014 года отдельно выделяется взнос на капитальный ремонт. В свою очередь, для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения, в состав платы за жилое помещение также включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем), устанавливаемая собственником жилищного фонда (статья 154 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, исходя из смысла части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме можно представить как: плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом; взнос на капитальный ремонт. Очень часто организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, используют различные уловки для увеличения размера платы за жилое помещение. Например, в обход закона дополнительно, помимо платы за содержание и ремонт жилого помещения, в договор управления многоквартирным домом и (или) в протокол общего собрания включаются отдельные условия о плате за содержание лифт, вывоз твердых бытовых отходов, банковские услуги, земельный налог, обслуживание домофона и тому подобное.

Необходимо учитывать, что в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу многоквартирного дома относится земельный участок, лифт, лестничные площадки, лестницы и другое. И соответственно расходы по обслуживанию и эксплуатации общего имущества многоквартирного дома включаются в плату на содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ). Распространены случаи, когда организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, на общем собрании обращают внимание потребителей только на размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, при этом отдельно выделяют из данной суммы платежи за содержание лифта, вывоз твердых бытовых отходов, земельный налог, банковские услуги и другое, а в итоге полная стоимость всех платежей не указывается.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере. Из протокола общего собрания собственников помещений следует, что плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 23 рубля 96 копеек за один квадратный метр; на содержание лифта – 1 рубль 48 копеек за один квадратный метр; на вывоз твердых бытовых отходов – 1 рубль 77 копеек за один квадратный метр; за банковские услуги – 2 рубля 6 копеек за один квадратный метр. Из данного примера однозначно усматривается, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома составляет не 23 рубля 96 копеек за один квадратный метр, а 29 рублей 81 копейку за один квадратный метр.

Очевидно, что собственникам жилых помещений не предоставляется полная и достоверная информация об услугах при выделении из состава платы за жилое помещение отдельных платежей за содержание лифта, вывоз твердых бытовых отходов, земельный налог, банковские услуги и другое. Исходя из требований законодательства о защите прав потребителей, информация о жилищно-коммунальных услугах в обязательном порядке должна содержать полную сумму, подлежащую выплате собственниками квартир.

Еще одной уловкой, которая позволяет организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, получать необоснованные дополнительные имущественные выгоды, является незаконное определение доли собственников в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Как известно, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов за содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Рассмотрим один из многочисленных примеров.

Согласно техническому паспорту, изготовленному в 1967 году, общая площадь всех квартир в многоквартирном доме составляет 2226,2 квадратных метра, при этом после 2005 года многие собственники квартир получили новые технические паспорта, в которых площадь квартир указана в большем размере, чем в общем техпаспорте за 1967 год. За период с 2010 по 2013 годы на общих собраниях собственников помещений размер платы за содержание и ремонт общего имущества утверждался исходя из заниженных площадей, указанных в техпаспорте 1967 года. В свою очередь, в ежемесячных квитанциях собственникам квартир предъявлялись к оплате платежи, рассчитанные исходя из площадей, установленных после 2005 года.

Однозначно, происходило необоснованное завышение платы за жилое помещение, а у организации, осуществляющей управление данным домом, образовывались излишки в виде неосновательного обогащения, и, соответственно, был установлен факт обмана собственников квартир путем обсчета. Однако суд не принял эти доводы во внимание, так как, по мнению суда, не подлежит обсуждению экономическое обоснование установленного общим собранием тарифа, при условии, что решение общего собрания, которым установлен тариф, никем не оспорено3.

Более результативными оказываются проверки управляющих организаций, которые взыскивают с потребителей коммунальные платежи в двойном размере.

В качестве иллюстрации приведем один из примеров. Как усматривается из материалов дела, между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией заключен договор снабжения тепловой энергией, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать управляющей организации через присоединенную сеть тепловую энергию, а управляющая организация обязалась принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.

На общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В связи с этим трое собственников квартир перечислили оплату за потребленную тепловую энергию на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Однако управляющая организация, не признавая внесенную плату за потребленную тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, продолжало включать стоимость потребленной тепловой энергии в задолженность указанных потребителей, начисляя при этом пени.

Усмотрев в указанных действиях наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Новочебоксарске привлекло управляющую организацию к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Судом установлено, что управляющая организация, располагая сведениями об оплате коммунальных услуг собственниками квартир жилого дома непосредственно ресурсоснабжающим организациям, продолжала предъявлять им счета на оплату коммунальных услуг, включая стоимость горячей и холодной воды, электричества и отопления.

Как отметила кассационная инстанция, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за двойное начисление оплаты за электро-, тепло- и водоснабжение отказано правомерно, поскольку судом установлено, что именно заявитель, оказывая гражданам спорную услугу, допустил взимание с потребителей большей суммы, чем установлено уполномоченными органами, и не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителей. 4 В заключение хотелось бы отметить следующее.

Для изменения существующей правоприменительной практики необходимо воздействовать на недобросовестные организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, путем обращения в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора, подачи жалобы в прокуратуру, искового заявления в суд с целью пресечения нарушения. Такой подход направлен на дисциплинирование субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг, недопущение обхода законодательства о защите прав потребителей и устранение нарушений прав добросовестных потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17

«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

// Бюллетень Верховного Суда РФ.