Меню
Главная - Другое - Статья 22 федеральный закон об орд

Статья 22 федеральный закон об орд

Статья 22 федеральный закон об орд

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности


Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.

В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.

За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

ФЗ 144 об оперативно-розыскной деятельности (в редакции 2021 года): виды ОРМ, характеристика и комментарии, надзор за исполнением

Государственная Дума принимает в области ОРД массу нормативных правовых актов, среди которых и ФЗ 144.

В российской федерации предоставление той или иной информации о гражданах и организациях, дача характеристик в рамках проведения уголовных действий не должно нарушать конституционные права граждан. Это и регламентировано ФЗ. Разберёмся подробнее с некоторыми его положениями.

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты. Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД.

Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств. Перед ОРД стоят следующие задачи:

  • Розыск преступников.
  • Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  • Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Под ОРМ понимаются «оперативно розыскные мероприятия». Именно они и проводятся при оперативно-розыскной деятельности.

ОРМ может проводить только лицо, имеющее соответствующий правовой статус. Такие полномочия отданы следователю, лицам, осуществляющим прокурорскую деятельность и др.

ОРМ бывают таких видов:

  • Опрос.
  • Обследование зданий и сооружений.
  • Выявление личности.
  • Обследование вещей и предметов.
  • Наблюдение.
  • Поучение справок.
  • Прослушка телефонов и просмотр сообщений и др.

Перечень может быть изменен или дополнен только одним способом, а именно, внесением поправок в вышеуказанный федеральный закон. Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности.

Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина. В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы. Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия.

Подробнее о них рассказывалось выше. Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.
Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ.

К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др. Здесь определены условия проведения ОРМ.

Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения. Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий.

Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др.

Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами. Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной.

За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность. В этой статье перечислены органы, которые имеют право осуществлять ОРД. К таковым относятся:

  • МВД.
  • Таможня.
  • ФСБ.
  • Служба внешней разведки.
  • ФСИН.

Никакие иные должностные лица других органов, которые не указаны выше, не имеют права на проведение подобного рода мероприятий.

Здесь предусмотрены обязанности вышеуказанных органов. К таковым, прежде всего, относятся соблюдение конституционных прав человека, четкое выполнение требований законодательства, исполнение всех необходимых действий, фиксация и доведение до сведения уполномоченных должностных лиц информации о ходе проведения ОРМ.

В этой статье раскрываются права органов, имеющих возможность проводить ОРД. К таким правам относятся право на проведение ОРМ, фиксация результатов, доступ к предметам, зданиям и сооружениям и необходимой информации и др. В этой статье указывается необходимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Для этого отдельные лица могут привлекаться в качестве понятых, свидетелей или подставных лиц.

При этом, права граждан не должны быть ущемлены или нарушены. Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД. Все виды результатов ОРД при производстве действий, приобщении материалов к делу, рассекречивании целевой информации и др. должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Именно для этого и необходим прокурорский надзор.
Именно для этого и необходим прокурорский надзор.

Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативные розыскные мероприятия.

Проверочная закупка регулируется статьей шестой вышеуказанного закона. Это такого рода мероприятие, направленное на выявление точек продаж незаконной и опасной продукции для последующего пресечения этих действий. Как правило, проверочная закупка осуществляется для выявления торговцев контрафактным алкоголем, наркотиками, оружием и др.

основания для проверочной закупки указываются в постановлении конкретного должногстного лица, его издавшего.

Скачать образец и бланк постановления Основанием для проведения таких мероприятий может стать уже имеющееся в производстве уголовное дело, сообщение о готовящемся или совершенном преступлении от посторонних лиц, поручение следователя или же дознавателя. Понятие, список и перечень конкретных оперативных розыскных мероприятий уже рассматривались выше. Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение.

Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.

Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается. Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий можно . ⇐ Закон номер 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности.
⇐ Закон номер 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности.

Это прямо указано в перечне органов, которые наделены компетенцией на проведение ОРД. Так как деятельность ФСБ является довольно специфической, то проведение некоторых из оперативных розыскных мероприятий могут регулироваться отдельными законодательными актами, защищаемыми как государственная тайна.

Этот вопрос освещался ранее. Стоит отметить, что прокуроры могут осуществлять надзор путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Также деятельность органов, осуществляющих оперативные розыскные мероприятия, может проверяться по заявлению граждан. На основании выявленных нарушений прокурором выносится акт, в котором указано, что необходимо немедленно прекратить неправомерную деятельность.

Комментарий к федеральному закону можно .

⇐ Скачать федеральный закон в последней редакции с изменениями и дополнениями . ⇐ Таким образом, новый закон содержит информацию о порядке проведения ОРД и ОРМ, о том, как получить нужные сведения, как принимать решения по делу и др. Отдельные оперативные розыскные мероприятия могут быть регламентированы отдельными нормативными правовыми актами.
Отдельные оперативные розыскные мероприятия могут быть регламентированы отдельными нормативными правовыми актами.

Рекомендуем прочесть:  Продать тс если не поставил на учет

Оценка статьи:

(пока оценок нет)

Загрузка. Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Плюсануть Поделиться Отправить Класснуть Линкануть Запинить

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ

  1. Об оперативно-розыскной деятельности (в редакции от 30.12.2020)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПринятГосударственной Думой5 июля 1995 годаНастоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Глава III.

ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава VI.

КОНТРОЛЬ И НАДЗОРЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПрезидентРоссийской ФедерацииБ.ЕЛЬЦИНМосква, Кремль12 августа 1995 годаN 144-ФЗ Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Мы узнаем о неточности и исправим её. Еще документы: «О внесении дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (ред. от 12.11.2018)

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(ред.

от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения» «О внесении изменений в статью 1062 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» Публикации:

  1. 30 декабря 2020
  2. 24 февраля 2021
  3. 21 февраля 2018
  4. 1 февраля 2021
  5. 8 февраля 2021
  6. 10 марта 2021
  7. 19 февраля 2021
  8. 10 мая 2018
  9. 31 октября 2017
  10. 28 декабря 2018

Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 — 2021 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования . Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте Сообщение должно быть длинной не менее 10 символов Удаление аватара Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию? Выход Вы уверены, что хотите выйти?

Федеральный закон российской федерации

от 12 августа 1995 года №144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 18.07.1997 г. №101, 21.07.1998 г. №117, 05.01.1999 г.

№6, 30.12.1999 г. №225, 20.03.2001 г. №26, 10.01.2003 г. №15, 30.06.2003 г.

№86, 29.06.2004 г. №58, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 02.12.2005 г. №150-ФЗ, 24.07.2007 г. №211-ФЗ, 24.07.2007 г. №214-ФЗ, 29.04.2008 г.

№58-ФЗ, 22.12.2008 г. №272-ФЗ, 25.12.2008 г.

№280-ФЗ, 26.12.2008 г. №293-ФЗ, 28.12.2010 г. №404-ФЗ, 21.11.2011 г. №, 08.12.2011 г.

№, 10.07.2012 г. №, 29.11.2012 г. №, 05.04.2013 г. №, 28.06.2013 г.

№, 02.11.2013 г. №, 21.12.2013 г.

№, 29.06.2015 г. №, 29.06.2015 г. №, 03.07.2016 г. №, 06.07.2016 г. №, 02.08.2019 г. №, 30.12.2020 г.

№) Принят Государственной Думой Российской Федерации 5 июля 1995 года Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации. установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке.

В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.