Меню
Главная - Семейное право - Развод по мусульманским законам

Развод по мусульманским законам

Развод по мусульманским законам

§4. Развод. ‘Идда


13 Август 2009 15013 В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их. Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод.

Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол. Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом.

Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить.

До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности: 1.

Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы. 2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса.

Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом. Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения.

Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем. Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее.

Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их. В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е.

первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно. С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так.

Нельзя говорить эти выражения даже в шутку. При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод. 2. Талак баин — окончательный развод.

Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод. Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию!
Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию!

Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону. Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом.

При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны. Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе. Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод.

А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака. Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е.

развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия.

Например, муж говорит:

«Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа»

или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена». В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу. Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа).

Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна».

Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу. Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму.

Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе. Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех.

И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия. Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге:

«Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)»

.

Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены).

Рекомендуем прочесть:  Если ребенок родится в швеции

Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему.

Однако он не приравнивается к разводу. В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд.

Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл.

600 гр. пшеницы) каждому. Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой.

Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию.

Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара).

Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат.

Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама. Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая. ‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж.

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка.

Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду: 1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов.

Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу.

Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам. 2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр.

Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца. До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену.

В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену».

Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут.

После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок. Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания.

Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия. Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий: — должен пройти срок ‘идда после первого мужа; — затем женщина должна выйти замуж за другого; — иметь с новым мужем половые отношения; — развестись со вторым мужем; — пройти срок ‘идда после второго мужа.

После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания. Таким образом ,‘идда установлена Шариатом и разрешает многие проблемы, от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров.
Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров.

В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет супружество в прощении и радости.

Таким образом, человек получает шанс после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть свою жену обратно законным путем. Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем .

Развод по обычаям Ислама

› Статья акутальна на: Май 2021 г. Ислам – вторая по распространенности религия на территории России. Столетиями православие и ислам существуют бок о бок также, как и представители народов, для которых традиционная религия является необходимым элементом осознания своей принадлежности к этносу.

Несмотря на многовековой тесный контакт представителей ислама и христианства, многие имея друзей или даже супругов, приверженцев иной конфессии, мало знают о традициях и законах, которыми руководствуются мусульмане в повседневной жизни.

Почти ничего не известно о том, как происходит развод по мусульманским обычаям.

И если для живущих в России законы Шариата не более чем этнографический опус, то для барышень, поддавшихся соблазну разделить судьбу со жгучим арабским или турецким брюнетом, сразу же после того, как они пересекают границу России – становятся насущной необходимостью. В исламских странах Коран не подвержен критике и все, что изложено в нем – незыблемо.
В исламских странах Коран не подвержен критике и все, что изложено в нем – незыблемо.

Эти же постулаты касаются и брачных обрядов и церемоний.

Не смотря на строгость многих требований к повседневной жизни, ислам (но не народные традиции и обряды) очень лояльно относится к разводу.

Причем инициаторами развода могут выступить как женщина, так и мужчина.

Причем какой-либо процедуры, требующей присутствия посторонних лиц или фиксации факта расторжения брака в исламе не требуется.Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть) Супруги по собственной инициативе, самостоятельно «разводятся», объявляя об этом второму супругу.

Причем занятной особенностью является многократность, то есть возможность для мужчины «отыграть» назад и вернуть жену в лоно семьи.

Совершить ошибку с поспешным объявлением жене «талак» можно двукратно. В это время жена считается как бы отлученной от мужа, но не утратившей с ним связь окончательно.

Называется этот период «идда». Своеобразный испытательный срок и время на то, чтобы супруги остыли от излишних эмоций и привели в норму свои взаимные чувства.

Или напротив – приняли окончательное решение о необходимости развестись окончательно. Существует забавные, с точки зрения современного человека, ограничения, связанные с физиологией женского организма.

Мужчина не может объявить жене о разводе, когда у барышни наступила менструация (хайд) или не прошло кровотечение после родов (нифас). Если с мужчинами-мусульманами все относительно просто – сказал три раза «талак» и жена уже больше не жена.

Передумал на досуге – вернул жену в постель, вступил с ней в близость – и она снова жена.

Женщине-мусульманке развестись можно, но сделать это гораздо сложнее.

  1. Во-вторых, простым произнесением слов, как это делает мужчина, дело не заканчивается, женщина, не получившая согласия мужа на развод, должна делать это в шариатском суде.
  2. Во-первых, она должна испросить на это согласие мужа.

Если развод происходит по инициативе мужа – то свадебный подарок (калым) остается в собственности бывшей жены, но если она сама инициирует развод – то обязана вернуть мужу все, что было получено ей до свадьбы. Разумеется, во многих случаях это невозможно в силу целого ряда причин.

Имущество может прирастать, убывать, изнашиваться.

Учитывая, что Коран не поощряет работу женщин вне стен дома, большинство мусульманских жен на 100% финансово зависимы от мужчин. Соблюсти требования о возврате калыма они просто не могут. Следует помнить, что, как и в христианстве, у мусульман существуют различные течения.

Самые крупные из них – сунниты и шииты.

Соответственно постулатам своей веры, несколько отличаются толкование сур Корана и процедура развода.

Своеобразно решается у мусульман проблема с адюльтером. Если для мужчин с этой стороны дело обстоит вполне благополучно (4 законных жены плюс штат наложниц, это обычное дело), то барышням иногда невтерпеж дожидаться своей очереди в постель мужа и они грешат на стороне.

Уязвленный таким своеволием муж имеет право развестись с женой. Правда для этого ему необходимо заручится поддержкой аж четырех свидетелей, которые подтвердят судье факт адюльтера. Если четырех свидетелей нет – тоже не проблема!

В этом случае муж перед судьей четырежды должен поклясться в том, что говорит правду, произнося: «Аллах — свидетель, я говорю совершенную правду». На пятый раз – призвать на свою голову проклятие.

Подразумевается, что если не немедленно, то в ближайшее время Аллах услышит клятвы ревнивого мужа и в случае, если его подозрения не обоснованы – покарает его. Жена же в свою очередь имеет право защищаться.

Для этого ей так же необходимо четырежды произнести перед судьей формулу: «Аллах свидетель, муж говорит совершенную неправду».

А на пятый раз – призвать подобно мужу проклятие, в случае обмана. Как известно, ислам закрепил право мужчин на полигамию.

Он допускает существование у одного мужа четырех законных жен и не ограниченного количества наложниц. Если наложницы являются аналогом сожительниц («гражданских жен») в странах христианской традиции, то законные жены-мусульманки имеют определенные права. Прежде всего, лояльно относясь к разводам, Коран все же предписывает принимать все меры к тому, чтобы сохранить брак.

Для этого существует процедура многочисленных консультаций со старшими (мусульмане особо почитают старейшин, умудренных жизненным опытом) членами своей семьи и семьи супруга.

Цель этих переговоров – повлиять на решение о разводе и попытаться сохранить брак. Часто в наиболее невыгодной позиции оказываются первые (по времени заключения брака) жены.

По мере того, как они взрослеют, рожают детей, занимаются тяжелым физическим трудом по хозяйству, они утрачивают интерес для мужа и он может абсолютно законно объявить жене о том, что она ему надоела и он с ней разводится, либо взять в дом вторую, третью, четвертую жену. Для женщин воспитанных в исламских традициях, многоженство может и является нормальным явлением, но в России, несмотря на широкое распространение ислама, оно запрещено на законодательном уровне. Хотя, широко распространено на бытовом уровне, без регистрации брачных отношений в органах ЗАГСа.

Для жен мужчин-мусульман, придерживающихся атеистических или христианских взглядов на состав семьи, желания делить мужа с другой женщиной и дожидаться своей очереди, когда муж соизволит исполнить свой супружеский долг, являются неприемлемыми. В этом случае они могут воспользоваться закрепленным в Коране правом первой жены давать согласие на заключение мужем второго и последующих браков. Если жена будет против того, чтобы муж взял вторую или последующих жен, он не вправе будет сделать этого иначе, как разведясь по мусульманским обычаям с первой женой.

Многократность и легкость с которой мусульманин может развестись, а потом снова сойтись с женой, ограничена тремя разводами. После этого муж утрачивает право на возвращение жены. Равно и жена не имеет права воссоединится с бывшим мужем, предварительно не побывав замужем за другим мужчиной.

Причем, придавая особое значение произнесению клятв перед Аллахом, мусульмане не допускают заключения фиктивных браков.

Все должно состояться естественным образом.

Рассмотренные вопросы брака и мусульманского развода по религиозным канонам, с точки зрения жителя светского государства, имеют исключительно познавательное значение. Ни одна из догм, изложенных в Коране, не имеет правового значения и применима только на уровне соблюдения традиций.

Отличная статья 0 Помогла статья? Оцените её

Загрузка.