Меню
Главная - Другое - Процедура оформления протокола об административном правонарушении в присутствии свидетелей

Процедура оформления протокола об административном правонарушении в присутствии свидетелей

Правила заполнения протокола об административном правонарушении


» Этот процессуальный документ должен составляться незамедлительно при выявлении инспектором нарушения. Место составления протокола при этом признается местом обнаружения нарушения. В некоторых случаях допускается более поздние сроки оформления документа.

Если требуется выяснить еще какие-либо сведения о лицах, в отношении которых возбуждено дело, его составление откладывается на пару дней. При необходимости проведения расследования, протокол делается после его окончания. Оформлять административные протоколы вправе определенный круг должностных лиц, перечисленных в главе 23 Кодекса.

В их число входят и органы полиции в том числе, дорожной.

Протокол административного правонарушения должен содержать следующие сведения:

  1. объяснения нарушителя, представителя юридического лица.
  2. ФИО, а также должность сотрудника полиции (иного лица), оформившего бумаги;
  3. статья кодекса, по которой привлекается нарушитель;
  4. ФИО, адрес, личные данные гражданина, совершившего нарушение;
  5. дата документа, а также место его составления;
  6. о свидетелях, а также потерпевших (при наличии);
  7. наименование организации, данные ее сотрудника, совершившего нарушение, руководителя;
  8. о самом правонарушении, его месте, времени и характере;

Во время оформления этого документа гражданам-нарушителям или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права. Отметка об исполнении этого требования делается в самом заполняемом инспектором документе.

Несоблюдение этого правила будет считаться нарушением. Нарушитель вправе ознакомиться с составленным инспектором документом.

Рекомендуется внимательно изучать все записи, поскольку найденные нарушения могут впоследствии повлиять на возможность оспаривания протокола.

При наличии возражений гражданин может отказаться от его подписи или отразить в нем свои доводы. Копия протокола должна быть вручена нарушителям или их представителям, а также пострадавшим от совершенного деяния лицам. Если протокол составляется позже или указанные лица не присутствовали при его оформлении, он направляется им в трехдневный срок по почте.

В определенных законом случаях при обнаружении нарушения на дороге инспектор должен зафиксировать этот факт в протоколе.

Документ должен отражать сведения о самом происшествии, нарушителе, инспекторе и правонарушении. Он не подлежит самостоятельному оспариванию, поэтому читать его автолюбителям стоит очень внимательно.

Они вправе делать свои замечания, отказаться от подписи. Вот выдержки их КоАП РФ по Вашему вопросу Статья 28.5.

Сроки составления протокола об административном правонарушении 1.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. 2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. 3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении 1.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. 2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Продление указанного срока не допускается. 4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания. 5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. Вероятно, Ваши права на ознакомление с материалами дела и приведение своих доводов и доказательств могли быть не соблюдены Если работники правоохранительных органов фиксируют административное правонарушение, они могут составить постановление или протокол.

Но не всегда граждане согласны с содержанием документа, а как оспорить штраф ГИБДД, известно не всем.

Поэтому важно знать, как происходит обжалование постановления об административном правонарушении, или протокола, в котором просто зафиксирован факт противоправного деяния, а также чем эти документы (протокол и постановление) отличаются.

Срок для обжалования постановления об административном правонарушении, которое включает в себя меру ответственности, составляет 10 дней.

Если за это время оспаривание документа не происходит, то водитель обязан уплатить штраф или понести меру ответственности, предусмотренную постановлением. На исполнение постановления предусматривается срок до 2 месяцев.

Иногда он может затянуться, если водитель оспаривает документ в суде, и заседания затягиваются на более долгий срок.

После того как на месте происшествия составляется протокол, у правоохранительных органов есть 2 месяца, чтобы вынести постановление (срок давности). Для того чтобы процесс был результативным, обязательно следовать порядку обжалования.

Где можно обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД?

Для этого необязательно сразу направляться в орган правосудия. Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.
Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Протокол о факте административного нарушения составляется согласно ст. 28.1.1 кодекса:

  • Объяснение водителя.
  • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
  • намеренное ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Вид перекрестка, на котором зафиксирован факт административного правонарушения, исправность светофора, наличие знаков.
  • Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  • выявлено административное правонарушение, которое не влечет предупреждения, совершенного старшиной, сержантом и другими должностными лицами.
  • В акте осмотра места, где произошло административное правонарушение, должны быть описаны:
  • умышленное ухудшение экологической обстановки;
  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Лицам, которые принимали участие в написании протокола о совершении факта административного правонарушения, объясняются их права и обязанности, предусмотренные законодательством.

    Данный факт фиксируется в протоколе.

  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.
  • Осмотр места нарушения осуществляется должностными лицами, которым законодательно разрешено составлять протоколы в присутствии двух свидетелей.
  • помеха действиям представителей государственной власти;
  • Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
  • Если правонарушение произошло в случае, который предусмотрен ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и оно повлекло за собой причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего.
  • Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  • Выслушиваются те лица и их заявления фиксируются, кто участвовал в производстве осмотра.
  • при обнаружении нарушения в сфере дорожного движения, благоустройства территории с помощью камер и иных специальных автоматических устройств.
  • Данные сотрудника ГИБДД.
  • возбуждение дела об административном правонарушении прокурором;
  • пренебрежение нормами общественной нравственности;
  • Место и время нарушения правил дорожного движения.
  • Проставьте прочерки в каждой строчке протокола, чтобы позже в них не появились «дополнительные сведения».
  • Проверьте, чтобы ваши свидетели (например, попутчики) были внесены в протокол. Если инспектор не сделал этого, внесите их сами в той же графе объяснений.
  • посягательство на здоровье и собственность других членов общества (также во время управления автомобилем);
  • назначение инспектором на месте наказания в виде предупреждения или штрафа, если нарушитель не оспаривает данный факт;
  • Протокол составляется сразу на месте происшествия, а срок вынесения постановления об административном правонарушении предусмотрен двумя месяцами.

    Но в ситуации, когда на месте присутствуют два инспектора ГИБДД, и постановление могут выписать сразу же после протокола.

  • При составлении протокола в документ заносятся все детали происшествия и факты, изложенные участниками. Для постановления этого не нужно.
  • федеральных органов исполнительной власти, если им были переданы соответствующие полномочия.
  • органов, специализирующихся на решении задач в сфере гражданской обороны;
  • Формы двух документов сильно различаются, а потому внешне их перепутать невозможно.
  • Данные свидетелей и потерпевших.
  • Информацию о лице, совершившем правонарушение.

    Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.

  • фискальных (налоговых) служб;
  • угроза личности, правам и свободам других граждан;
  • Состояние и качество дорожного покрытия, наличие разметки, должное освещение или его отсутствие той части дороги, на котором установлено правонарушение.
  • Оба выписываются в случае нарушения правил дорожного движения или другого административного правонарушения.
  • Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Применена мера административного наказания в виде временного запрета на деятельность.
  • Действия должного лица, которое уполномочено составлять протоколы о выявлении данного факта в порядке его произведения.
  • Дата и место составления.
  • Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  • В документе необходимо указать число, место написания, реквизиты должностного лица, сведения о нарушителе, сведения о свидетелях и пострадавших, иные сведения, необходимые для составления акта.
  • инспектор ГИБДД составляет протокол, если выявил нарушение, но рассматривать дело о данном правонарушении не может, так рассмотрение этого дела находится вне его компетенции;
  • Прочитайте внимательно каждую фразу. Если инспектор неверно интерпретировал ваши действия, схема ДТП изображена неправильно и так далее – пишите свои протесты в специально отведенную графу («Объяснения»).
  • посягательство на законные экономические интересы других членов общества, в том числе не только физических, но и юридических лиц.
  • правонарушение совершено несовершеннолетним, который достиг 16 лет;
  • Протокол может составить любой работник ГИБДД, независимо от звания и полномочий.
  • Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.
  • Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст.

    27.7.

  • нарушение общественного порядка;
  • Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  • Если вы не ставили свою подпись, проверьте, чтобы фраза об этом была в тексте и там же расписались двое понятых. В ином случае в протоколе может внезапно появиться якобы «ваша» подпись.
  • Иные обстоятельства, являющиеся существенными для уточнения факта нарушения.
  • наличие правонарушения оспаривается лицом, которое заподозрили в нарушении, или в случае отказа от соответствующей подписи в постановлении по делу о правонарушении;
  • органов внутренних дел (полиции), в том числе сотрудники ГИБДД (наиболее частый вариант, особенно для водителей);
  • Подписи в протоколе ставятся уполномоченными лицами и теми, кто участвовал в осмотре места правонарушения.
  • Данные водителя.
  • Административное наказание предполагает арест лица или его выдворение.
  • Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
  • Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.
  • Сделайте собственную фото или видеосъемку всего, что может свидетельствовать в вашу пользу и будет вашей доказательной базой в случае судебных разбирательств.
  • В документе необходимо зафиксировать факт фотосъемки и видео, если таковые осуществлялись, как способ фиксации вещественных доказательств.

    Такие материалы прикладываются к делу.

  • Составление происходит незамедлительно после установления факта нарушения.

Статья 28.2.

Протокол об административном правонарушении

1.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. 3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарий к ст.

28.2 КоАП 1. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом деяния и характеризующие личность нарушителя. Протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также когда административное наказание налагается без составления протокола.

Протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также когда административное наказание налагается без составления протокола. 2. Частью 2 ст. 28.2 КоАП законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, место, время совершения правонарушения и т.д.

Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным . ——————————— См., например: Приказ ФТС РФ от 15 марта 2005 г. N 198 (с изм. от 6 мая 2006 г.)

«О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»

и др.

3. В целях составления протокола для установления личности нарушителя допускаются такие меры, как: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов. 4. Комментируемая статья была дополнена частью 4.1, согласно которой в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Судебная практика по статье 28.2 КоАП Постановление ЕСПЧ от 25.07.2017 «Статья 28.2 КоАП требует, чтобы протокол об административном правонарушении описывал, среди прочего, фактические элементы, касающиеся правонарушения, и обстоятельства, в которых оно было совершено.

Протокол в отношении обвиняемой указывает, что. она сопротивлялась сотрудникам милиции, не реагировала на их законные требования прекратить нарушение общественного порядка и хватала за форму сотрудников милиции, когда ее вели в милицейский автомобиль, пытаясь оттолкнуть их и убежать.

Постановление Верховного Суда РФ от 24.01.2019 N 41-АД18-28 Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Содержание протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что он составлен с участием Широковой О.В., ей были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, с данным процессуальным документом Широкова О.В. ознакомлена, однако от дачи объяснений и замечаний, подписи в протоколе отказалась, о чем должностным лицом сделаны соответствующие записи, что согласуется с положениями части 5 статьи 28.2 названного Кодекса.

Постановление Верховного Суда РФ от 07.02.2019 N 69-АД19-3 В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Постановление Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 18-АД19-12 Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1449-О Такое регулирование корреспондирует задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относится не только всестороннее, полное и объективное, но и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП Российской Федерации). При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение вынесенного постановления не может быть заблокировано по причине невручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии постановления в связи с его отсутствием по месту жительства или месту нахождения или в связи с его уклонением от получения почтового отправления с копией постановления или истечения срока хранения почтового отправления, поскольку в любом случае данное лицо в силу части 2 статьи 25.1, статьи 25.15, частей 4 и 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации должно быть уведомлено о ведущемся в отношении него производстве по делу об административном правонарушении и может и должно осознавать возможные последствия такого производства (Определение от 29 сентября 2015 года N 1901-О).

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1454-О Такое регулирование корреспондирует задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относится не только всестороннее, полное и объективное, но и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП Российской Федерации). При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение вынесенного постановления не может быть заблокировано по причине невручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии постановления в связи с его отсутствием по месту жительства или месту нахождения или в связи с его уклонением от получения почтового отправления с копией постановления или истечения срока хранения почтового отправления, поскольку в любом случае данное лицо в силу части 2 статьи 25.1, статьи 25.15, частей 4 и 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации уведомляется о ведущемся в отношении него производстве по делу об административном правонарушении и может и должно осознавать возможные последствия такого производства (Определение от 29 сентября 2015 года N 1901-О).

Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1529-О По мнению заявителя, положения статьи 28.2 КоАП Российской Федерации позволяют использовать в качестве доказательства по делу об административном правонарушении протокол об административном правонарушении, составленный с существенными процессуальными нарушениями, неустранимыми в ходе рассмотрения дела по существу, а потому противоречат статьям 15 (части 1, 2 и 4), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 50 (часть 2), 55 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1571-О Поэтому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права А.В.

Любимова, в частности, часть 5 статьи 25.6 КоАП Российской Федерации, предусматривающая необходимость предупреждения свидетеля об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться со всеми материалами дела на любой стадии производства, а основные процессуальные акты, составляемые в ходе производства, обязательно должны вручаться данному лицу (часть 1 статьи 25.1, статья 28.2 и глава 27 КоАП Российской Федерации), то также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя части 2 и 3 статьи 28.2 и часть 2 статьи 29.7 КоАП Российской Федерации в связи с тем, что они не предусматривают обязательного вручения указанному лицу копий всех материалов дела и допускают рассмотрения дела на основании материалов, копии которых не предоставлялись лицу, в отношении которого осуществляется производство.

Постановление Верховного Суда РФ от 07.06.2019 N 4-АД19-1 Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией части 1 статьи 19.3 названного Кодекса. Вопреки утверждению заявителя участие прокурора в рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не требовалось.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2019 N 35-АД19-2 Данная информация имеет правовое значение для рассмотрения данного дела. Место совершения административного правонарушения указывается, наряду с иными сведениями, необходимыми для разрешения дела, в протоколе об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В рассматриваемом случае содержащийся в протоколе об административном правонарушении (том 1, л.д.

123) и постановлении должностного лица адрес не позволяет с достоверностью установить место совершения административного правонарушения, а противоречиям и неясностям, на которые указывал Шкабаро Ю.И., не дана оценка судебных инстанций при рассмотрении дела.

Постановление Верховного Суда РФ от 20.06.2019 N 19-АД19-3 Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИБДД с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие вмененного Февральскому А.Ю.

административного правонарушения описано в данном протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 19.3 названного Кодекса. Популярные статьи кодекса

  1. Статья 12.12.

    Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

  2. Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  3. Статья 12.2.

    Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

  4. Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
  5. Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  6. Статья 12.15.

    Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

  7. Статья 1.5. Презумпция невиновности
  8. Статья 2.1.

    Административное правонарушение

  9. Статья 20.20.

    Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах

Законодательство

  1. Приказ Банка России от 10.09.2020 N ОД-1472 (ред. от 26.04.2021) «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и об отмене отдельных приказов Банка России»
  2. Приказ Росстата от 22.07.2019 N 418 (ред.

    от 29.04.2021) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики»

  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2021 N 10-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.А. Вострикова»
  4. Федеральный закон от 05.04.2021 N 76-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  5. Приказ Банка России от 26.04.2021 N ОД-769 «О внесении изменений в пункт 1 приказа Банка России от 10 сентября 2020 года N ОД-1472»
  6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 30.04.2021)
  7. Федеральный закон от 20.04.2021 N 98-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»
  9. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ(ред.

    от 30.04.2021)

  10. Постановление Правительства РФ от 07.04.2021 N 553 «О случае и порядке направления в 2021 году на использование изъятых или конфискованных этилового спирта и спиртосодержащей продукции»

Все документы >> © 2021 Koapru.ru

Статья 28.2. КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

1.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1). Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений.

Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см.

комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл.

12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч.

1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса. 2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен.

Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см.
Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см.

комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3). Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам.

В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1).

В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8). 4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см.

комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются.

Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см.

комментарий к ст. 29.5). Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5). Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение. 7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см.

комментарий к ст. 25.4). Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см.

комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2). 8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см.

комментарий к ст. 26.1). 9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10).

О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись. 10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом.

При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч.

4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему. 14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

(РГ.

2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.

2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство). К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Свидетели при составлении протокола об административном правонарушении

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отклонил довод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении в нарушение действующего законодательства отсутствовали свидетели.

Как разъяснил суд, КоАП РФ не предусматривает обязательное указание свидетелей при составлении протокола об административном правонарушении в отношении лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд, отказывая в удовлетворении требований общества об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации по федеральному округу, отметил, что установленная в части 2 статьи 25.6 КоАП РФ обязанность свидетеля удостоверить своей подписью данные им показания предусмотрена в случаях, когда его показания фиксируются в протоколе допроса свидетеля, необходимость составления которого при производстве по делу об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Решение Московского городского суда от 4 июня 2020 г.

N 7-5930/2020, Постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 24 июля 2020 г. N 44-а-947/2019, Постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 марта 2020 г. N 4А-1/2019. В ходе рассмотрения указанных дел в качестве свидетелей допрошены должностные лица, составившие протоколы об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс».

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Согласно ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

На практике судьи осуществляют вызов в судебное заседание для допроса в качестве свидетелей сотрудников полиции и понятых, присутствующих при составлении протокола об административном правонарушении.

Суд обратил внимание на то, что единственным свидетелем, дававшим показания против заявителя в суде, был полицейский Ил.

Тот же самый полицейский составлял протокол об административном правонарушении и возбудил дело против заявителя. И свидетельские показания Ил., и протокол об [административном] правонарушении являлись именно теми доказательствами, на которые опирались судебные власти при определении уголовного обвинения против заявителя (пункт 28 постановления).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:2.