Меню
Главная - Гражданское право - Принудительное изьятие собственности государством

Принудительное изьятие собственности государством

Детали


Российское право знает несколько способов принудительного изъятия имущества у собственника помимо национализации. Их можно условно разделить на те, которые не предполагают компенсацию, и те, по которым она обязательна. В первой группе главный способ — конфискация, то есть безвозмездное изъятие в виде санкции за совершенное преступление или правонарушение.

Также к безвозмездным относятся: изъятие контрафактных материальных носителей и оборудования с их последующим уничтожением; обращение в доход государства денег, ценностей или иного имущества, в отношении которых не представлены доказательства о законности их приобретения (согласно законодательству РФ о противодействии коррупции и терроризму имущества).

Во всех случаях, кроме первого, изъятие возможно только по решению суда. Среди способов второй группы можно назвать: отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (например, доставшееся по наследству оружие, на которое у наследников нет лицензии); изъятие бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд; изъятие земельного участка, используемого не по целевому назначению или используемого с нарушением закона; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором это имущество стоит (если изъятие земли невозможно без прекращения права собственности на объект недвижимости); отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды государственной или муниципальной земли; реквизиция (изъятие имущества в интересах общества при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях или иных чрезвычайных обстоятельствах). Реквизиция производится по решению госорганов, и порядок компенсации по ней должен быть строго регламентирован.

Как правило, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай, производится оценка, по итогам которой устанавливается размер компенсации, определяются процедура и порядок уплаты, согласования с бывшим собственником, определяется его возможность оспорить оценку в суде в случае несогласия с размером. Кроме того, добавляет партнер адвокатского бюро КИАП Антон Самохвалов, собственник может потребовать возврата имущества после прекращения действия обстоятельств, которые послужили причиной реквизиции.

Андрей Райский

Путин подписал закон о компенсациях при изъятии недвижимости

Многие граждане ждали этого закона.

Документ полностью называется федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».Закон исполняет постановление Конституционного Суда РФ (от 11 февраля 2020 г.

Документ полностью называется федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».Закон исполняет постановление Конституционного Суда РФ (от 11 февраля 2020 г. №9-П). Конституционный суд признал не соответствующим Основному закону страны часть 5 статьи 13 закона о присоединенных к Москве территориях.

В законе было сказано, что в случае принудительного изъятия недвижимого имущества у граждан им заплатят без учета изменения рыночной стоимости этого имущества. Это надо понимать так: при расчете размера возмещения собственникам изымаемых объектов недвижимости их стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении проекта планировки, предусматривающего размещение соответствующего объекта, из-за которого и планируется изъятие.Но между утверждением проекта планировки и принятием решения об изъятии гаража или дачи может пройти несколько лет. Именно так случилось с гражданами А.К.

Качковским и А.Г. Федосовым. У этих людей изъяли недвижимость, но заплатили очень мало. Меньше рыночной цены. Дело в том, что за три года, прошедших с момента утверждения проекта планировки, стоимость изымаемого у них имущества выросла в два раза. Однако это не было учтено при изъятии имущества.

И собственники пошли в Конституционный суд, и он с ними согласился.Новым законом эту несправедливую норму признали утратившей силу. И это позволит определять стоимость изымаемого имущества в общем порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для всех остальных субъектов Российской Федерации, т.е. на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии.КомпетентноЗаместитель министра экономического развития РФ — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко- Законопроектом предусматривается, прежде всего, гарантия собственникам принудительно изымаемой недвижимости в Новой Москве на получение справедливого и равноценного возмещения в размере не ниже ее рыночной стоимости.

Теперь в отношении изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд на присоединенных территориях будет действовать общее правило, предусмотренное Земельным кодексом. То есть их рыночная стоимость будет определяться на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии, а не дню, предшествующему принятию решения об утверждении документации по планировке территории, как это было раньше.Закон также предусматривает положения, направленные на реализацию поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 июня 2020 года об установлении до 1 января 2022 года переходного периода, предусматривающего приостановку действия новых обязательных требований к установлению зон с особыми условиями использования территорий, при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства об особо охраняемых природных территориях и законодательства об охране объектов культурного наследия.В частности, в рамках реализации данного поручения Президента Российской Федерации законом предусматривается установление запрета на снос объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территории до утверждения Правительством Российской Федерации новых положений о каждом виде таких зон, которые будут применяться с 1 января 2022 года.Таким образом, закон установил дополнительные правовые гарантии для собственников ранее построенных зданий и сооружений, которые оказались в зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарно-защитные и другие), позволяющих избежать сноса данных объектов на основании ограничений, установленных по старым правилам.Федеральный закон вступил в силу 31 декабря 2020 года.

Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд

Адвокат, член МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ 04 Октября 2020 Нужно ли уплатить налог после получения компенсации за изъятое имущество и что делать, если ее размер оказался меньше положенного?

Государство праве изъять земельный участок и возведенные на нем постройки в публичных интересах, предоставив собственнику компенсацию за изъятое имущество. Кому принадлежит недвижимость – значения не имеет.

Государство одинаково эффективно изымает имущество как физических лиц, так и организаций. Основания для изъятия из частной собственности недвижимого имущества строго определены законом (ст. 49 Земельного кодекса РФ, далее – ЗК РФ): 1) выполнение международных договоров Российской Федерации; 2) строительство, реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения при отсутствии других возможных вариантов:

  1. объекты энергетических систем (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование и др.);
  2. объекты, обеспечивающие космическую деятельность (космодромы, пункты управления, средства космической связи);
  3. объекты транспорта и связи, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (железнодорожные пути и др.);
  4. автомобильные дороги;
  5. объекты обороны и безопасности государства (территории воинских частей, пунктов пропуска через государственную границу и т.д.);
  6. объекты использования атомной энергии (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы и др.);
  7. линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий (линии электропередачи);
  8. объекты систем электро-, газо-, теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;

3) иные основания, предусмотренные федеральными законами.

Например, в целях комплексного развития территории (ст. 56.12 ЗК РФ). Изъятие земельных участков и объектов недвижимости на них возможно только в том случае, если возводимые для госнужд объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории. Решение об изъятии может быть принято в течение 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории.
Решение об изъятии может быть принято в течение 6 лет со дня утверждения проекта планировки территории.

До августа 2020 г. такой срок составлял 3 года. Решение об изъятии недвижимого имущества для федеральных нужд принимают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, для региональных нужд – исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, для муниципальных нужд – органы местного самоуправления. Инициаторами принятия решения об изъятии имущества могут быть как уполномоченные госорганы, так и организации, которым изъятые участки требуются для осуществления их деятельности (например, электросетевые организации, которые планируют строительство ЛЭП).

Перечень организаций, имеющих право обращаться с ходатайствами об изъятии участков для федеральных нужд, устанавливает Правительство РФ (п.

2 ст. 56.4 ЗК РФ). С таким ходатайством могут обратиться (п.

1 ст. 56.4 ЗК РФ):

  1. организации, заключившие договоры о комплексном развитии территории.
  2. организации, которые уполномочены в соответствии с нормативными актами, договорами, соглашениями или имеют разрешения на деятельность, для обеспечения которой изымают участок;
  3. субъекты естественных монополий (например, дочерние организации ОАО «РЖД», организации в сфере связи, добычи полезных ископаемых и т.д. на 2020 г. приведен на сайте Федеральной антимонопольной службы);
  4. недропользователи;

В ходатайстве должны быть указаны кадастровые номера участков и цель их изъятия. Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Уполномоченный орган получает сведения о собственнике участка из ЕГРН, после чего ему сообщают об изъятии. Если такой информации в ЕГРН нет, то чиновники проверяют информацию о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости на участке. Если и этих данных нет, то уполномоченный орган проводит мероприятия по выявлению владельца участка (ст.

56.5 ЗК РФ): изучаются госархивы, в которых может храниться информация о собственнике; сообщения о планируемом изъятии публикуются по месту нахождения участка, на сайте уполномоченного органа, на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположен участок.

Собственники и правообладатели недвижимости, права которых не зарегистрированы в ЕГРН (например, арендаторы, землевладельцы и др.), в течение 60 дней со дня опубликования сообщения об изъятии подают заявления в уполномоченный орган об учете их прав или обременений на участки (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ). Это нужно для того, чтобы их права были учтены надлежащим образом.

Если уполномоченный орган не найдет владельца недвижимости, то это не станет преградой для изъятия.

Он обратится в суд за признанием права собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования на такой участок.

Если после этого объявится владелец, то он вправе будет требовать возмещения за изъятие имущества с лица, которому был передан участок, или с казны, если участок остался в публичной собственности.

При этом изъятые объекты недвижимости прежнему правообладателю не возвращаются (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ). В течение 10 дней со дня принятия такого решения уполномоченный орган размещает информацию об этом на своем сайте, публикует решение в местном СМИ и направляет его копию правообладателям недвижимости, в регистрирующий орган и организацию, которая подала ходатайство об изъятии (подп.

11 ст. 56.5 ЗК РФ). В течение 10 дней со дня принятия такого решения уполномоченный орган размещает информацию об этом на своем сайте, публикует решение в местном СМИ и направляет его копию правообладателям недвижимости, в регистрирующий орган и организацию, которая подала ходатайство об изъятии (подп. 1, 2 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ). Правообладатель считается уведомленным о принятом решении со дня, когда он получил его копию. Причем он считается извещенным, даже если фактически не получил письмо с решением, но оно было доставлено по надлежащему адресу – по месту жительства, если собственник изымаемого участка является физлицом, или по месту нахождения собственника-юрлица.

Следует учесть, что уполномоченный орган может уведомить правообладателя не только заказным письмом, но и по электронной почте. После уведомления собственника уполномоченный орган начинает подготовку соглашения об изъятии. Законом установлено, что изъятие недвижимого имущества производится на основании решения суда или договора, заключаемого с собственником.

Договор нужен для того, чтобы зафиксировать в нем ключевые условия изъятия.

Обычно такой договор содержит следующие условия:

  1. размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые объекты.
  2. наименование сторон договора;
  3. реквизиты решения об изъятии недвижимости: дата принятия, номер и название принявшего его органа;
  4. кадастровые номера земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию; если кадастровые номера не присвоены, то указывают условные номера, а при их отсутствии подробно описывают изымаемые объекты;
  5. права на участки и объекты, которые прекращаются;
  6. цель изъятия;
  7. срок, в течение которого правообладатель должен передать объекты недвижимости; при этом он не может превышать 6 месяцев с момента прекращения прав прежнего правообладателя;

До заключения договора уполномоченный орган осуществляет подготовительные действия (ст.

56.7 ЗК РФ). Чаще всего это проведение кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, и оценка участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. Правообладатели обязаны обеспечить доступ к участкам для выполнения кадастровых работ и определения рыночной стоимости недвижимости (п. 5 ст. 56.7 ЗК РФ). Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между уполномоченным органом и каждым правообладателем.

То есть если на участке расположены здания разных собственников, то соглашение будет подписано с каждым из них. Если изъятие происходит по инициативе организации, то она также будет стороной соглашения (п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ). После подписания договора об изъятии уполномоченным органом и заинтересованной организацией он направляется для подписания правообладателю изымаемой недвижимости вместе с другими документами (кадастровые паспорта земельных участков, отчет об оценке их рыночной стоимости и расположенных на них объектов недвижимого имущества) (п.

2 ст. 56.10 ЗК РФ). У правообладателя есть 90 дней с момента получения договора для принятия решения. Он может подписать соглашение и направить его в уполномоченный орган или организацию, по инициативе которой происходит изъятие. Либо он может отказаться от подписания соглашения или представить свои возражения.

Часто правообладатели не соглашаются с указанным в соглашении размером возмещения за изымаемую недвижимость. Но в этом случае необходимо представить документы, подтверждающие обоснованность замечаний относительно суммы компенсации.

Если правообладатель не отвечает после получения соглашения, уполномоченный орган или организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 8–10 ст. 56.10 ЗК РФ). Принудительное изъятие земель по решению суда возможно, если правообладатель не заключил соглашение, в том числе если он не согласен с решением уполномоченного органа об изъятии (ст. 282 ГК РФ). В случае инициирования судебного спора именно суд будет определять условия изъятия объектов недвижимости для государственных нужд.

Он может принять сторону уполномоченного органа или правообладателя, а может не согласиться ни с тем, ни с другим и самостоятельно определить условия изъятия недвижимости.

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение на основании п.

1 ст. 281 ГК РФ. Возмещение осуществляется за счет средств бюджетной системы РФ. Если решение об изъятии принято на основании ходатайства, поданного организацией, то именно она выплачивает правообладателям возмещение (п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ). Размер возмещения определяют в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г.

13 ст. 56.10 ЗК РФ). Размер возмещения определяют в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и с учетом особенностей, установленных Земельным и Гражданским кодексами.

Его рассчитывают не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю участка соглашения об изъятии недвижимости. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на участок, а также убытки, причиненные изъятием (п.

2 ст. 281 ГК РФ). Расходы на установление рыночной стоимости недвижимости и размера убытков на досудебной стадии несет уполномоченный орган, принявший решение об изъятии. При определении размера возмещения не учитывают:

  1. сделки, которые правообладатель заключил после уведомления об изъятии, если они влекут за собой увеличение убытков, подлежащих включению в размер возмещения (например, сделки, обязательства по которым правообладатель будет не в состоянии исполнить в связи с изъятием недвижимости).
  2. неотделимые улучшения участка и объектов недвижимости, произведенные после уведомления правообладателя об изъятии (но предусмотрены и исключения, например если улучшения произведены для обеспечения безопасности недвижимости – скажем, для предотвращения пожаров и т.п.), – это дает возможность исключить искусственное увеличение стоимости изымаемых объектов;
  3. объекты недвижимого имущества, строительство которых было осуществлено после уведомления правообладателя об изъятии земли (за исключением случаев, когда строительство вели на основании ранее выданного разрешения);
  4. объекты недвижимого имущества, которые являются объектами самовольного строительства (ст. 222 ГК РФ);

В таком случае правообладатель может обратиться в суд.

Суды нередко признают подготовленные по заказу госоргана отчеты об оценке ненадлежащим доказательством размера возмещения1. В результате суд назначает экспертизу, чтобы определить действительную рыночную стоимость изымаемого участка. 1. Оценщики при подготовке отчетов об оценке имущества зачастую руководствуются сравнительным методом.

1. Оценщики при подготовке отчетов об оценке имущества зачастую руководствуются сравнительным методом. То есть подбирают аналогичные изымаемым объекты и по ним определяют размер возмещения.

Однако стоимость похожих объектов недвижимости может существенно отличаться от стоимости изымаемых объектов.

В декабре 2016 г. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа вынес постановление, в котором указал на необязательность ссылки в экспертном заключении на стоимость объектов-аналогов, расположенных на территории изъятия – в районе строительства Крымского моста. В этом месте фактически отсутствует свободный рынок земельных участков в связи с наличием гарантированного спроса со стороны государства. Суд счел, что Российская Федерация, выступая покупателем участков для строительства автодороги, приобретает их в силу разработанной проектной документации, т.е.

не может отказаться от их покупки. Сложившиеся условия способствуют искусственному завышению стоимости участков в районе изъятия2. 2. Другой ошибкой оценщиков может являться неверное определение цели использования участка.

Например, в деле, рассмотренном Арбитражным судом Поволжского округа, эксперт-оценщик в рамках судебной экспертизы определил рыночную стоимость изымаемого участка, исходя из того, что он предназначался для размещения на нем автомобильной дороги. Но суд не принял отчет оценщика. Он указал, что имущественные потери рассчитываются исходя из тех целей использования участка, которые были актуальны для собственника до заключения соглашения об изъятии.

В рассмотренном судом деле целью являлось ведение сельского хозяйства.

Понятно, что рыночная стоимость такого участка будет существенно отличаться от стоимости аналогичного участка, который планируется использовать для размещения автомобильной дороги3. При оспаривании отчета об оценке имущества собственники изымаемых участков могут обратиться к вопросу № 8 Обзора судебной практики Верховного Суда № 1, утвержденного Президиумом ВС РФ 24 декабря 2014 г.

В нем указано, что в случае наличия разногласий между органом власти и собственником при определении рыночной стоимости изымаемого участка необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен до начала процедуры изъятия.

3. Еще одна ошибка оценщиков часто заключается в том, что они не учитывают фактическое использование изымаемых объектов, а руководствуются лишь информацией, указанной в правоустанавливающих или правоподтверждающих документах.

В качестве примера можно привести дело, дошедшее до Верховного Суда РФ.

В связи со строительством мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самару у индивидуального предпринимателя по решению Арбитражного суда Самарской области было изъято 13 земельных участков (вид разрешенного использования – «под гаражи») и 13 находящихся на них строений (гаражи, автосалон и магазин автозапчастей).

На основании проведенных экспертиз было определено возмещение – 24 537 847 руб. В дальнейшем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд изменил принятое решение, снизив размер возмещения до 6 431 493 руб. также на основании материалов проведенных экспертиз.

Верховный Суд счел неверным определенный судами размер возмещения. Он указал, что нижестоящие суды не учли цели использования строений и не включили в размер возмещения расходы на реконструкцию гаражей и превращение их в автосалон и магазин автозапчастей.

Верховный Суд признал, что при определении размера возмещения за объекты недвижимости на изымаемом участке необходимо учитывать фактическое использование этих объектов, а не только информацию из ЕГРН о виде разрешенного использования4.

Учитывая логику Верховного Суда, можно сделать вывод, что сумма возмещения должна давать возможность восстановить имущественные потери, с тем чтобы предприниматель мог вновь наладить свой бизнес. Лица, у которых изымают объекты недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, не должны оказаться в положении худшем, чем оно было до момента изъятия. В состав возмещения за изымаемую недвижимость можно включить убытки, которые понес правообладатель.

Причем убытками будет считаться не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. Обычно это касается случаев, когда правообладатель вел предпринимательскую деятельность с использованием изымаемых объектов. Но если материальный ущерб доказать относительно просто, то с упущенной выгодой дело обстоит несколько сложнее.

Правообладателю нужно будет доказать следующие обстоятельства:

  1. размер доходов, которые должен был получить правообладатель, если бы недвижимость осталась у него, и размер расходов, которые он при этом понес бы.
  2. наличие прав на земельный участок или иной объект недвижимого имущества;
  3. ведение предпринимательской деятельности с использованием этого объекта;

Например, если на изымаемом участке была посеяна пшеница, которую собственник предполагал продать, то он должен доказать следующие обстоятельства:

  1. он ведет предпринимательскую деятельность с использованием участка (доказательством послужит регистрация собственника в качестве индивидуального предпринимателя и договор контрактации в отношении посевов на участке);
  2. размер доходов, которые он планировал получить в результате использования земельного участка (доказывается это расчетным путем, например в виде разницы между ценой по договору контрактации и расходами, которые правообладатель должен был бы понести для исполнения договора).

  3. он является законным владельцем участка (например, на основании договора купли-продажи);

Но следует помнить, что если, например, договор контрактации будет заключен после получения правообладателем уведомления об изъятии недвижимости, то суд может отказать ему во включении упущенной выгоды в размер возмещения5.

Отвечая на данный вопрос, следует отдельно рассмотреть налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Таким образом, возмещение, полученное бывшим правообладателем-физлицом, будет квалифицировано как налогооблагаемый доход. При определении размера налоговой базы в соответствии с п.

3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд (подп.

2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Следовательно, при изъятии у физического лица недвижимого имущества ему предоставляется имущественный налоговый вычет в размере стоимости такого имущества.

Данный вывод также следует из Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2020 г. № 03-04-05/62394

«О предоставлении имущественного налогового вычета при изъятии у физического лица недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд»

. Но нужно помнить, что имущественный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Что касается налога на прибыль организаций, то здесь ситуация неоднозначная.

С одной стороны, Минфин указывает, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд он и расположенные на нем объекты переходят в государственную или муниципальную собственность (п.

4 ст. 56.11 ЗК РФ). При этом права собственности на землю и расположенные на ней объекты у прежнего владельца прекращаются (п.

2, 3 ст. 239.2, подп. 1, п. 2 ст. 279 ГК РФ). Следовательно, для целей налогообложения переход права собственности признается реализацией, а средства, полученные бывшим собственником, следует учитывать в составе доходов от реализации.

При этом организации вправе уменьшить полученный доход на сумму расходов, связанных с приобретением изъятых объектов недвижимости.

Указанный подход отражен, например, в Письме Минфина России от 9 апреля 2018 г.

№ 03-03-06/1/23095. С другой стороны, суды не всегда поддерживают позицию, изложенную Минфином.

Зачастую арбитры полагают, что при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд дохода, учитываемого при исчислении налога на прибыль, не возникает6.

Логика судов заключается в том, что взимание налога на прибыль с суммы компенсации за изъятый земельный участок нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.

Поэтому суммы возмещения не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Позиция судов выглядит более чем здравой. Если у вас изъяли земельный участок и предоставили компенсацию в размере его рыночной стоимости, то после ее обложения налогом у вас останется в денежном выражении меньше, чем было до изъятия.

И это нарушает ваши права. Вот только если налоговики не согласятся с вашими доводами и сошлются на позицию Минфина, то восстановить нарушенные права можно будет только в суде.

1 Постановление АС Поволжского округа от 10 ноября 2017 г. по делу № А65-10487/2016; Определение ВС РФ от 14 февраля 2017 г. по делу № А55-5004/2014. 2 Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2016 г.

по делу № А32-6881/2016. 3 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2017 г. № Ф06-26091/2017 по делу № А65-10487/2016.

4 Определение ВС РФ от 14 февраля 2017 г. по делу № А55-5004/2014. 5 Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2016 г. по делу № А32-6881/2016. 6 Постановления АС Дальневосточного округа от 15 сентября 2015 г.

№ Ф03-3555/2015, Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г.

№ 2020/09. Покупателям недвижимости и владельцам индивидуальных инвестиционных счетов не придется направлять в налоговые органы декларации и подтверждающие документы для получения вычетов. Остается позаботиться о том, чтобы в их предоставлении не отказали Понятная схема поможет определить размер материнского капитала, если у вас несколько детей Правительство РФ расширило полномочия Фонда защиты прав дольщиков по завершению строительства проблемных домов и выплате возмещения обманутым гражданам

Принудительное изъятие единственного жилья – новый закон

1 января621 тыс. прочитали4 мин.1,4 млн просмотров публикацииУникальные посетители страницы621 тыс.

прочитали до концаЭто 43% от открывших публикацию4 минуты — среднее время чтенияС 2021 года в России произошли существенные изменения по вопросу права собственности граждан. Теперь собственника квартиры или дома, проживающего в центральной части любого города страны – при наличии определённых обстоятельств, могут попросить собрать вещички и переехать в новую квартиру равной пощади, которую местный орган власти предоставит взамен изымаемой или получить компенсацию взамен изымаемой квартиры в доме, который уходит под снос.Классно, – скажете Вы, — новая квартира взамен ветхого жилья!

Да, действительно речь идет о переселении граждан из квартир, расположенных в неновых домах в центре города в квартиры в новостройках на окраинах.Мы говорим о принятом в самом конце 2020 года законе № 494-ФЗ, который еще прозвали законом о всероссийской реновации. И если в самом начале обсуждения реновации речь шла о том, что граждан, проживающих в центральных частях городов в старых, ветхих непригодных для проживания домах будут переселять в новостройки, то в окончательной редакции закона получилось так, что теперь можно заставить переехать на окраину города любого собственника квартиры, которая расположена в доме, находящемся в центре города. Даже если этот дом не ветхий, а просто требует дорогостоящего капитального ремонта.

Невероятно! Давайте посмотрим – как такое стало возможно.И еще, в конце статьи есть ответ на вопрос – будут ли изымать единственное жилье у должников по исполнительным производствам.В соответствии с законом о реновации с 2021 года местные органы власти самостоятельно будут определять территорию комплексного развития своего города. Что это за территория? Речь идет о земельных участках в центре любого российского города, уже застроенных жилыми домами в предыдущие годы, но перспективных для переустройства и возведения на этой территории новых домов и инфраструктуры.

Главное условие – такие земельные участки должен быть интересны для освоения инвесторами и в первую очередь — строительными компаниями.Объясняю простым языком.

Ваша многоэтажка (вполне крепкая сталинка, хрущёвка, брежневка) но требующая дорогостоящего капитального ремонта.

Местные органы власти приняли решение застроить квартал, в котором Вы живете, новыми высотками.

Строительная компания, которая будет заниматься строительством бетонных муравейников – уже потирает руки от будущей прибыли с продажи квартир и коммерческих объектов в новых домах. Но есть проблема – это Вы со своей квартирой или домом, неудачно оказавшихся на месте, где чиновники и бизнесмены решили зарабатывать деньги.

Раньше, до 2021 года, в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексом РФ застройщик обязан был умолять Вас получить деньги или более комфортное жилье поблизости — взамен Вашей квартиры или частного дома. Вы могли торговаться, просить больше денег или квадратных метров, или вообще упереться и отказаться съезжать из привычного для Вас места. Закон был на Вашей стороне! Вы, будучи защищенным законным принципом верховенства права собственности – могли диктовать свои условия экономически более сильному субъекту – строительной коммерческой организации.

И с Вами обязаны были считаться!И что мы получаем теперь? По новому закону о реновации, если 2/3 собственников квартир и коммерческих помещений Вашего жилого дома приняли решение о переселении — то Вы обязаны согласиться с коллективным мнением и получить или новое жилье, предложенное Вам для переселения, или деньги в соответствии с оценкой рыночной стоимости Вашей квартиры.Если Вы не согласны с таким вариантом развития события — в течении 45 дней по решению местного органа власти Вас принудительно выселят из Вашей квартиры и покажут – где Ваше новое жилье на окраине города, опять же принудительно переоформив на него Ваше право собственности.Ваше персональное мнение по такому существенному для Вас жизненному вопросу больше не играет никакой роли! И не важно, что Вы привыкли жить именно в этом районе: здесь у Вас друзья; дети ходят в садик или школу; работа по близости — вас ждет новый район, новостройка и обустройство жизни по-новому!

Вашу судьбу решат соседи по дому и местные органы власти. Потому что новое жилье сейчас в каждом городе возводится преимущественно на окраине — в спальных районах. Кроме того, по новому закону — у местных органов власти и застройщика уже нет обязанности предоставления гражданам квартир в пределах тех же районов, где они проживали ранее.Потому что в законе разрешено определять территорию под застройку в границах целых городских кварталов и все дома, находящиеся на этой территории и вмещающие строительству — подлежат сносу, а жильцы – принудительному переселению.Единственное условие — дом может попасть под реновацию, если он не новый и возводился в период индустриального домостроения (сталинки, хрущевки, брежневки) и у дома есть какие-то проблемы, требующие существенного ремонта (замена крыши, лифтов, восстановление строительных конструкций).

То есть — когда затраты на ремонт дома требуют больших финансовых вложений.Для начала, давайте ответим на вопрос – кому выгодна такая вот реновация?

Свои дивиденды на этом смогут заработать местные чиновники и строительные компании. У застройщиков вообще всё будет супер – можно будет вместо строительства жилья эконом-класса в спальных районах, начать стоить бетонные муравейники высотой за 30 этажей в исторических центрах городов.

Причем это будут уже дома бизнес-класса с более дорогостоящими квартирами и коммерческой недвижимости.Кто проиграет от действия нового закона?

Конечно же простые граждане, которые сегодня живут в центре любого города пусть не в новостройке, но вполне еще крепких и комфортных домах, которые если отремонтировать — простоят еще десятилетия. Такие люди вносят ежемесячные отчисления на капитальный ремонт и надеются, что дом в случае необходимости будет отремонтирован независимо от стоимости такого ремонта.Кроме того, такая застройка исторических центров городов естественно ухудшит там и без того плачевную ситуацию с пробками и парковочными местами.А теперь о самом тревожном – о перспективах принятия закона, который позволил бы изымать единственное жилье у должников.

Возможно ли такое в ближайшем будущем?Скорее всего, такое вполне может произойти. Если депутаты так легко отрегулировали вопрос права собственности граждан из-за градостроительных проблем, то почему они не сделают тоже самое из-за долговых проблем, в том числе по кредитам.

Уже давно обсуждается идея принудительного переселения собственников квартир и домов, задолжавших по исполнительным производствам — в муниципальные дома или предоставлять им взамен их жилья квартиры эконом-класса.

Чем банковское лобби в Госдуме хуже лобби от застройщиков? Вопрос в том – когда это произойдет?✅Подписывайтесь на мой .

Каждый день — правовые новости.✅ Подпишитесь на мой . Кстати на нём уже 130 000 подписчиков.