Меню
Главная - Автомобильное право - Приказ о принятии на баланс автомобиля образец

Приказ о принятии на баланс автомобиля образец

Приказ о принятии на баланс автомобиля образец

Приказ постановки авто на баланс организации


» Опубликовано 11 апреля, 2021 По путевым листам. Приобрести в магазине, поставить на учет в ГИБДД (Ростехнадзоре) А НДС списывается при таком приобретении?

А целесообразность покупки как обосновать? В путевых листах должны быть подписи куда ездил или как?

Мотоцикл или квадроцикл на дачу. Тогда сами сочиняйте целесообразность покупки квадрацикла.

Не подскажите реально такое ОС ставить на баланс?

Как это происходит? Дт51Кт60 Дт60Кт01 Дт01Кт08 Дт60Кт19 Дт19Кт68,2 Это правильно,или машину иначе надо оприходовать? А документы какие требовать от директора?

Счет Накладная СФ А что еще? Вопросов много,так как работаю недавно,еще со всем остальным не разобралась,что свалилось без передачи,а тут покупка машины,которая для меня как темный лес. А налоги когда платить? После ввода в эксплуатацию? А НДС сразу к вычету можно? Почитать эту проводку можно токо так «На расчетный счет от поставщика поступили денежные средства» Так оно и есть?

лучше все же несколько иначе: Дт 60 Кт 51 Дт 08 Кт 60 Дт 19 Кт 60 Дт 01 Кт 08 Дт 68 Кт 19 и вообще-то я бы на вашем месте почитала литературу.

учебную. по плану счетов.

ВЫ все проводки поперепутали)))))) 60\51 оплата 08\60 оприходование 19\60 НДС входящее 01\08 ввод в эксплуатацию от директора требовать Договор, накладную, счет фактуру, ПТС.

ввод в эксплуатацию желательно после регистрации в госорганах транспортного средства (т.е. когда в паспорте транспортного средства поставят отметку о его регистрации на вашу организацию).

на увеличение стоимости можно относить затраты по доведению ОС в состояние годное к эксплуатации (техосмотр, регистрацию, доставку), после даты ввода такие затраты относят на расходы сразу.

ГСМ списывается на основании норм. их можно разработать самим, но желательно учитывать Нормы Минтранса ( Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 года № АМ-23-р). Желательно также сделать приказ о Введении этого ТС в эксплуатацию, где прописать кто и для чего будет использовать это ТС, и куда будут относится затраты.

Путевые листы для списания ГСМ обязательны.

В них обязательно расписывать кто пользовался и его подпись.

Приказ о постановке на баланс организации транспортного средства В связи с приобретением организацией транспортного средства, в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету основных средств», приказываю: 1.
N 7

«Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету основных средств»

, приказываю: 1. Принять на баланс транспортное средство марки [ вписать нужное ], модель [ вписать нужное ], год выпуска [ значение ], государственный номер [ вписать нужное ], идентификационный номер (VIN) [ значение ], цвет [ вписать нужное ], N шасси (рамы) [ значение ], N двигателя [ значение ] с [ число, месяц, год ].

2. Принять указанное транспортное средство к бухгалтерскому учету в составе основных средств с первоначальной стоимостью [ указать сумму ]. 3. Определить срок полезного использования транспорного средства в течение [ вписать нужное ]. 4. Присвоить основному средству инвентарный номер [ значение ].

5. Материально-ответственным лицом за основное средство назначить [ должность, Ф. И. О. ]. 6. Материально-ответственному лицу в течение [ значение ] дней зарегистрировать транспортное средство в [ наименование подразделения ГИБДД ]. 7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на [ Ф.

И. О., должность ]. [ наименование должности ] [ подпись ] [ Ф.

И. О. ] С приказом ознакомлен(а): [ наименование должности ] [ подпись ] [ Ф. И. О. ] Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. Примерная форма приказа о постановке на баланс организации транспортного средства Разработана: Компания «Гарант», ноябрь 2010 г.

Приказ о постановке на баланс организации нового транспортного средства В связи с приобретением организацией нового транспортного средства, 1.

Приянть на баланс транспортное средство марки [ вписать нужное ], модель [ вписать нужное ], год выпуска [ значение ], государственный номер [ вписать нужное ], идентификационный номер (VIN) [ значение ], цвет [ вписать нужное ], N шасси (рамы) [ значение ], N двигателя [ значение ] с [ число, месяц, год ].

2. Принять указанное транспортное средство к бухгалтерскому учету в составе основных средств с первоначальной стоимостью [ указать сумму ]. 3. Определить срок полезного использования транспорного средства: [ вписать нужное, с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации ]. 4. Присвоить основному средству инвентарный номер [ значение ].

5. Материально-ответственным лицом за основное средство назначить [ должность, Ф. И. О. ]. 6. Материально ответственному лицу в течение [ значение ] дней зарегистрировать транспорное средство в [ наименование подразделения ГИБДД ]. 7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на [ Ф.

И. О., должность ]. [ наименование должности ] [ подпись ] [ Ф. И. О. ] С приказом ознакомлен(а): [ наименование должности ] [ подпись ] [ Ф. И. О. ] Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня. Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма приказа о постановке на баланс организации нового транспортного средства Разработана: Компания «Гарант», ноябрь 2010 г. Приказ о постановке на баланс основных средств является одним из базовых документов компании, которым обеспечивается введение ее имущества в эксплуатацию. При осуществлении хозяйственной деятельности предприятию необходим транспорт, персональные компьютеры, оборудование и т.д.

Все эти вещи мало приобрести, они должны быть правильно отражены в бухгалтерской документации компании. В

«Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»

, утвержденном Приказом Министерства финансов, под основными средствами понимаются ценности, которые используются организацией: Перечень таких средств точно не определен законодателем и носит открытый характер. В качестве примера материальных ценностей в Положении указаны: Важным условием для отнесения имущества к базовым для предприятия средствам является срок эксплуатации таких ценностей, который должен быть более 12 месяцев.

При отнесении материальных ценностей к основным средствам не имеет значения, как они появились у юридического лица. Пополнение имущества предприятия возможно, в том числе, путем: Требование о ведении учета всего имущества компаний сформулировано в ФЗ «О бухгалтерском учете». Основным документом, отражающим финансовое состояние юридического лица и содержащим подробную информацию о его активах, является бухгалтерский баланс.

Все средства производства, которые приобрела или получила организация, должны быть отмечены в бухгалтерских регистрах компании. Поэтому после совершения сделок по приобретению материальных активов, предназначенных для осуществления хозяйственной деятельности компанией, необходимо организовать их фиксацию в качестве ОС в бухгалтерских документах. Это обеспечивается составлением Приказа о постановке имущества на баланс.

Подготовить проект документа по указанию руководителя могут: Образец приказа законодательно не установлен. Анализ требований закона «О бухгалтерском учете», а также основ документооборота позволяет выделить следующие необходимые элементы такого распоряжения: Документ о принятии на баланс компании основного средства необходим не только для составления бухгалтерской отчетности. Только после его вынесения полученные организацией активы могут быть фактически введены в производство на основании Акта ввода этого имущества в эксплуатацию.

В Акте необходимо отразить: Акт подписывается комиссией, состоящей из руководителя, главного бухгалтера и специалистов, в ведении которых будет использоваться имущество.

Законодательство о бухгалтерском учете не содержит предельных сроков постановки имущества на баланс после его приобретения. Однако организации не выгодно откладывать вынесение такого приказа.

Компании могут уменьшить налоговые платежи на сумму амортизации основного оборудования. Начисление амортизации возможно только после принятия имущества на баланс и ввода его в эксплуатацию.

Частыми ошибками при составлении приказа о принятии на баланс основных средств являются: В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету вся первичная бухгалтерская документация подлежит хранению не менее 5 лет со дня ее составления. К данной категории можно отнести акты приемки-передачи основного средства, договоры, подтверждающие его приобретение.

К данной категории можно отнести акты приемки-передачи основного средства, договоры, подтверждающие его приобретение. В соответствии с Приказом Минкультуры РФ №558 от 25 августа 2010 года все документы об утверждении основных средств должны храниться в организациях постоянно. Приказ о закреплении транспортного средства за водителем формируется обычно на предприятиях, которые имеют на своем балансе несколько автомобилей – в крупных компаниях со множеством структурных подразделений или специализированных организациях-перевозчиках.

Приказ относится к распорядительной документации предприятия и составляется в определенном порядке. Как известно, автомобиль относится к средствам повышенной опасности, поэтому при его эксплуатации и обслуживании следует придерживаться определенных норм. В организациях, где большой автопарк, выполнить эту задачу можно только одним способом: при помощи закрепления машины за каким-то одним сотрудником (или в некоторых случаях – группой лиц, например, водителем, техником и инженером).

При этом важно не забывать о том, что если к одному автомобилю не может быть прикреплено более четырех сотрудников (водителей), то и один водитель не может нести ответственность более чем за три автомобиля.

Закрепление происходит при помощи приказа, который может составляться как в отношении легкового автотранспорта, так и грузовых машин и спецтехники.

Если в процессе эксплуатации автомобиль получит какие-то повреждения или окажется неисправным, материальный ущерб может быть взыскан с ответственного сотрудника, за которым он закреплен.

Формирование приказа можно поручить любому работнику предприятия, знающему правила создания распорядительной документов, а также знакомому с законодательством РФ (гражданским и трудовым).

Чаще всего эту функцию исполняет начальник структурного подразделения, юрисконсульт, секретарь или специалист кадрового отдела. Независимо от того, кто выполнит эту обязанность, после окончательного составления приказа, его необходимо передать для удостоверения директору – без его автографа документ не станет действительным. Приказ всегда держится на двух китах – обосновании и основании.

Они должны быть прописаны в каждом подобном распоряжении. В качестве обоснования выступает реальная причина для создания документа, которая указывается после слов «В связи с…». Основание – это прямая ссылка на какой-либо конкретный внутренний документ предприятия (служебную или докладную записку, нормативный акт) или статью и пункт закона (дается в виде номера и даты выпуска).

Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец. Для начала – общая информация, которая касается всех приказов.

На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу.

Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.

Писать текст документа можно от руки или набирать на компьютере (в первом случае следует обращать внимание на то, чтобы в бланке не было никаких ошибок и исправлений).

Составляя приказ, неизменно требуется учесть только один важный критерий – он должен быть заверен оригинальной подписью директора предприятия (связано это с тем, что все приказы всегда пишутся от его имени) или работника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя, а также всеми сотрудниками, которые в нем указаны.

Удостоверять бланк приказа печатью не обязательно, т.к. необходимость в этом есть только в том случае, если норма по штампованию локальных бумаг организации с помощью различного рода клише закреплена в ее учетной политике.

Приказ формируется всегда в одном подлинном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные ответственным сотрудником копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительных документов фирмы. При составлении текста приказа, имейте ввиду, что его структура и содержание должны отвечать некоторым правилам деловой документации.

В «шапке» документа надо указать: Далее пишется основная часть, в которой указывается: При необходимости текст можно дополнить и другой информацией – исходя из обстоятельств. После окончательного формирования приказа и ознакомления с ним всех упомянутых в нем работников предприятия, а также тех, кого он касается напрямую, бланк следует вложить в отдельную папку, где лежат другие распорядительные акты фирмы.

Здесь он должен находится весь период действия, который может быть обозначен в самом документе или же автоматически приравнен к одному году. Потом данное распоряжение можно отправить в архив организации и по истечения срока хранения утилизировать с соблюдением процедуры, установленной в законодательстве. Факт постановки на учет в ГИБДД значения не имеет.

Цитата журнала Бухгалтерия и кадры: Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять

«с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию»

(п. 2 ст. 259 НК РФ).Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД.

Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики.

Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г.

№ 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство.

Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство.

Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г.

№ 03-03-06/1/816). Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г.

№ А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют

«с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету»

(п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г.

№ 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве.

Рекомендуем прочесть:  Статистика дтп в россии за 2021

Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования».

Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

Добрый день. Обычно издается два приказа.

1. Общество с ограниченной ответственностью «____». ПРИКАЗ № _____г.____________ от «____»_________ 201____г.

2. Постановку на баланс оформить актом по форме ОС-1.

3. Присвоить код ОКОФ ********* 4. Установить срок полезного использования****** 2.

Общество с ограниченной ответственностью «____»ПРИКАЗ № ____ г.__________ от «___» _________ 201___г. 1. Приобретение автотранспортных средств При приобретении автотранспортного средства по договору купли-продажи необходимо получить от продавца счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного транспортного средства от поставщика. Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (унифицированная форма N ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), утвержденного руководителем организации.

На основании этого документа бухгалтерия организации открывает на автотранспортное средство инвентарную карточку (унифицированная форма N ОС-6).

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, транспортные средства относятся к основным средствам.

Для целей бухгалтерского учета основные средства учитываются по первоначальной стоимости, которой согласно п.

8 ПБУ 6/01 признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В первоначальную стоимость приобретенного автотранспортного средства включается стоимость автомобильных шин, находящихся на колесах и в запасе при автотранспортном средстве.

Фактическими затратами на приобретение автотранспортного средства является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором, заключенным с поставщиком, а также регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортных средств включаются затраты организации по их приведению в пригодное для использования состояние. Это могут быть расходы, связанные с установкой дополнительного оборудования, автосигнализации, проведением антикоррозийной обработки и др.

Согласно п. 8 ПБУ 6/01 фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (в условных денежных единицах). Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением НДС, отражаются по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов: Сумма НДС по приобретенному легковому автомобилю отражается записью: Государственная регистрация автотранспортного средства в ГИБДД отражается следующими записями: При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся в дебет счета учета основных средств (п. 27 Методических указаний по учету основных средств): Если суммовая разница возникает после даты принятия объекта к учету на счете 01, то организация имеет все основания отнести ее на счет 91 и учесть в составе прочих доходов или расходов.

Этот вывод сделан на основании п. 14 ПБУ 6/01, в котором в качестве общего правила содержится запрет на изменение стоимости основных средств, по которой они приняты к учету.

Несовпадение первоначальной бухгалтерской и налоговой стоимости автотранспортного средства приводит к тому, что суммы амортизации, начисляемые в бухгалтерском учете, будут отличаться от сумм амортизации, начисленных в налоговом учете, даже если сроки полезного использования и способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете по данному объекту будут одинаковыми.

Это, в свою очередь, приводит к образованию постоянных и (или) временных разниц, которые подлежат учету в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. В бухгалтерском учете начисление отложенного обязательства отражается следующей записью: Д-т 68 «налог на прибыль» К-т 77.
В бухгалтерском учете начисление отложенного обязательства отражается следующей записью: Д-т 68 «налог на прибыль» К-т 77.

В дальнейшем образовавшаяся налогооблагаемая временная разница будет постепенно погашаться по мере начисления амортизации по автомобилю.

Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость автотранспортного средства, приобретенного по договору купли-продажи, определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Таким образом, правила формирования первоначальной стоимости автотранспортного средства в бухгалтерском и налоговом учете в целом совпадают.

При этом надо учитывать, что для ряда расходов главой 25 НК РФ установлен особый порядок учета, и такие расходы, даже если они фактически связаны с приобретением автотранспортного средства, должны учитываться для целей налогообложения прибыли именно в этом особом порядке.

— расходы, не учитываемые для целей налогообложения, например сверхнормативные суточные (ст. 270 НК РФ); — расходы, отнесенные главой 25 НК РФ к внереализационным, например проценты по заемным средствам или суммовые разницы (ст. 265 НК РФ); — прочие расходы, для которых отдельными положениями главы 25 НК РФ установлен особый порядок их признания в уменьшение прибыли.

Перечень прочих расходов приведен в подпунктах 2-5 п. 1 ст. 253 НК РФ. Статьей 171 НК РФ закреплено, что из общей суммы НДС, причитающейся к уплате в бюджет, подлежат вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им на территории Российской Федерации при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности. Данное списание производится в полном объеме после принятия объекта основных средств к учету (п.

1 ст. 172 НК РФ). Исключений для служебных автомобилей и микроавтобусов не сделано; следовательно, бухгалтер имеет право делать следующую проводку: Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» К-т 19 — предъявлена к зачету сумма НДС по приобретенному служебному автотранспортному средству.

Пример 1. В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) принятие к учету приобретаемого транспортного средства должно осуществляться на момент перехода права собственности. Как показывает практика, многие бухгалтеры принимают транспортные средства к учету либо при отсутствии акта приема-передачи (формы N ОС-1), либо при его наличии, но без увязки даты составления акта и даты перехода права собственности, что также приводит к неправомерному отражению в балансе имущества, не являющегося собственностью организации.

Нередко дата перехода права собственности на приобретаемое транспортное средство может быть иной, нежели момент передачи автомобиля и подписание сторонами акта приема-передачи. 2. Амортизация автотранспортных средств В бухгалтерском учете амортизация автотранспортных средств начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 6/01.

При принятии автотранспортного средства к бухгалтерскому учету определяется срок его полезного использования и способ начисления амортизации. Срок полезного использования, установленный в момент принятия автотранспортного средства к учету, в общем случае изменению не подлежит. Из этого правила есть только одно исключение: срок полезного использования может быть пересмотрен (увеличен) по окончании реконструкции или модернизации автотранспортного средства, если в результате проведенных работ выявлено улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей его функционирования.

Для целей бухгалтерского учета амортизация автотранспортного средства может начисляться одним из четырех способов: — способом уменьшаемого остатка; — способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; — способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Никаких ограничений по выбору того или иного способа начисления амортизации бухгалтерским законодательством не установлено. Есть только одно требование: по группе однородных объектов амортизация должна начисляться одним способом.

Для целей налогообложения прибыли амортизация по транспортному средству начисляется в порядке, предусмотренном ст. 258 и 259 НК РФ. При принятии автотранспортного средства к налоговому учету прежде всего необходимо определить, к какой амортизационной группе в соответствии с Классификацией оно относится.

Всего для целей налогообложения предусмотрено 10 амортизационных групп. Отнеся автотранспортное средство к конкретной амортизационной группе, организация самостоятельно выбирает любой срок его полезного использования (в месяцах) в рамках тех сроков, которые установлены для данной амортизационной группы.

Никакого дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, принятого для объекта в рамках установленных для амортизационной группы сроков, не требуется (см. разд. 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ). Если организация приобрела не новое автотранспортное средство, то она может определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации объекта предыдущими собственниками (п.

12 ст. 259 НК РФ). Иными словами, амортизационные отчисления могут рассчитываться исходя из оставшегося срока службы автотранспортного средства. Если срок фактического использования у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок полезного использования, определяемый согласно Классификации, организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования автотранспортного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Если срок фактического использования у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок полезного использования, определяемый согласно Классификации, организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования автотранспортного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Пример 2. В бухгалтерском учете операции по приобретению автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации, отражаются следующим образом: Начиная с месяца, следующего за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного списания его стоимости или выбытия бухгалтер будет делать следующую проводку: Налоговое законодательство, так же как и бухгалтерское, предусматривает возможность увеличения срока полезного использования объекта основных средств, введенного в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения произошло увеличение срока полезного использования объекта. Для целей налогообложения срок полезного использования объекта можно увеличить только в пределах, установленных для той амортизационной группы, в которую включен этот объект основных средств.

Несовпадение правил налогового и бухгалтерского учета основных средств становится причиной расхождения данных бухгалтерского и налогового учета. Это, в свою очередь, требует от организации отражения в бухгалтерской отчетности суммы постоянных и временных разниц в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. 3. Учет ремонта автотранспортных средств Восстановление свойств основных средств производится посредством ремонта (текущего, среднего, капитального), а также посредством реконструкции или модернизации.

В соответствии с действующим законодательством капитальным ремонтом автотранспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится разборка тех или иных агрегатов, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулировка и испытание агрегатов. Отметим, что при капитальном ремонте не происходит улучшения технических характеристик автомобиля. Пример 3. В бухгалтерском учете операции, связанные с капитальным ремонтом автомобиля, отражены следующими записями: Затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

В бухгалтерском и налоговом учете организации расходы на ремонт автотранспортных средств, являющихся основными средствами, отражаются в общеустановленном порядке по статье «Расходы на ремонт основных средств». Запасные части, приобретаемые организацией для ремонта автотранспортных средств, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части». На этом же субсчете учитываются автомобильные шины в запасе и обороте.

Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств (счет 01). В бухгалтерском учете расходы на ремонт автотранспортных средств являются расходами по обычным видам деятельности. При этом нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств: 1) сумму фактических затрат на ремонт можно в полном объеме относить в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены; 2) организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств; 3) учет расходов на ремонт можно вести с применением счета расходов будущих периодов.

Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из вышеприведенных способов учета расходов на ремонт основных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации. Пример 4. В бухгалтерском учете организации операции по капитальному ремонту автомобиля отражаются следующим образом: Ежемесячно в течение года осуществляется следующая проводка: При создании резерва на проведение ремонта отчисления определяются согласно балансовой стоимости производственных фондов и нормативных отчислений, утверждаемых организацией в установленном порядке.

В бухгалтерском учете создание резерва на проведение ремонта отражается следующим образом: Если у автомобиля, требующего ремонта либо попавшего в дорожно-транспортное происшествие, необходимо произвести замену кабины, шасси, двигателя, являющихся номерными запасными частями, необходимо учитывать следующее: — номерные запасные части должны быть отражены в бухгалтерском учете в составе основных средств независимо от их стоимости; — если в карточке учета основного средства не указана стоимость вышеуказанных номерных частей в общей стоимости автомобиля, то при их замене по истечении срока эксплуатации необходимо получение экспертного заключения об их рыночной стоимости для правильного отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности процесса замены изношенных номерных частей; — при получении экспертного заключения в учете производятся записи по выбытию номерных частей с одновременным принятием к учету вновь устанавливаемых новых номерных частей. Глава 25 НК РФ предусматривает два варианта учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения (см.

ст. 260 НК РФ): 1) расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; 2) под предстоящие ремонты основных средств может формироваться резерв для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.

Выбранный организацией способ учета расходов на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Величина расходов на ремонт основных средств формируется в налоговом учете посредством суммирования всех расходов, связанных с ремонтом (стоимость запасных частей, расходных материалов, расходы на оплату труда, стоимость работ, выполненных сторонними силами, и т.д.). Если налогоплательщик не образует резерв на ремонт основных средств, то сумма расходов на ремонт, сформированная в течение текущего месяца, включается в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода.

4. Выбытие автотранспортных средств При непригодности объектов автотранспортных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание вышеуказанных объектов в организации создается комиссия. Результаты принятого комиссией решения оформляются Актом о списании автотранспортных средств (унифицированная форма N ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект.

Если автотранспортное средство списывается вследствие аварии, то к акту о списании прилагается копия акта об аварии. На основании оформленных актов на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии. В бухгалтерском учете списание основных средств отражается отнесением результата по данной операции на финансовые результаты организации (п.

82 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Что касается НДС, уплаченного при приобретении автотранспортного средства и возмещенного из бюджета, то он должен быть восстановлен в части, касающейся остаточной стоимости автомобиля, за минусом суммы НДС, приходящейся на стоимость оприходованных запасных частей. В дальнейшем эта разница списывается либо за счет прибыли, либо за счет полученной страховой суммы.

5. Продажа автотранспортных средств В бухгалтерском учете операции по продаже автотранспортных средств, учитываемых в составе основных средств организации, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом у организации-продавца возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости реализованного транспортного средства.

Для целей налогообложения прибыли доход от реализации автотранспортного средства уменьшается на его остаточную стоимость, а также на сумму расходов, связанных с реализацией (п.

1 ст. 268 НК РФ). При этом остаточная стоимость автотранспортного средства определяется на основании данных налогового учета и может не совпадать с данными бухгалтерского учета (особенно это касается транспортных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года). Поэтому величина прибыли (убытка), полученной(го) при реализации автотранспортного средства, в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать. Кроме того, главой 25 НК РФ предусмотрен особый порядок признания убытка, полученного от реализации амортизируемого имущества.

Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования реализованного объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации, включая месяц, в котором объект был реализован (п.

3 ст. 268, ст. 323 НК РФ). При реализации объектов амортизируемых основных средств велика вероятность расхождения данных бухгалтерского и налогового учета. Если объект реализуется с прибылью, то сумма полученной прибыли в налоговом учете может отличаться от суммы прибыли, выявленной на счетах бухгалтерского учета. Такая ситуация может возникнуть в случае, если величина остаточной стоимости реализованного объекта в налоговом учете не совпадает с величиной остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.

Несовпадение данных бухгалтерского и налогового учета ведет к необходимости применения положений ПБУ 18/02. Этими причинами могут быть: — несовпадение первоначальной стоимости автотранспортных средств в бухгалтерском и налоговом учете; — начисление амортизации по объекту в бухгалтерском и налоговом учете различными способами; — применение специальных коэффициентов при начислении амортизации в налоговом учете. В зависимости от причин несовпадения данных бухгалтерского и налогового учета сумма, на которую бухгалтерская прибыль, полученная от реализации объекта основных средств, отличается от величины налоговой прибыли, может быть квалифицирована: — как постоянная разница; — как погашение временной налогооблагаемой разницы, выявленной ранее в момент приобретения объекта или в процессе начисления амортизации по этому объекту; — как погашение вычитаемой временной разницы, выявленной ранее в момент приобретения объекта или в процессе начисления амортизации по этому объекту.

Если объект реализуется с убытком, то при реализации основного средства возникает вычитаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового актива.

Вычитаемая временная разница возникает в том периоде, когда имел место факт реализации. Величина вычитаемой временной разницы равна сумме выявленного в налоговом учете убытка, подлежащей списанию постепенно в течение оставшегося срока полезного использования реализованного объекта. В дальнейшем вычитаемая временная разница постепенно погашается в течение всего периода списания суммы полученного убытка в соответствии с требованиями п.

3 ст. 268 НК РФ. 6. Учет горюче-смазочных материалов Учет ГСМ осуществляется на счете 10 «Материалы», субсчет «Топливо», только в случае, если они изначально предназначены для использования внутри организации, то есть для заправки собственного автотранспорта.

Для учета ГСМ возникает необходимость открытия к счету 10 субсчетов второго, третьего и четвертого порядков, например: счет 10, субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складе», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-96» счет 10, субсчет «Топливо», субсчет «Бензин АИ-96», субсчет «На складе».

Организации приобретают ГСМ за наличный расчет или безналичным путем.

При безналичном расчете оправдательными документами являются платежное поручение и приходный ордер (типовая форма N М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) на оприходование оплаченных ГСМ, талонов на топливо или лимитной карты. Кроме того, получение ГСМ возможно на автозаправочных станциях, с которыми у организаций имеются соглашения о заправке автомобилей на условиях безналичной оплаты (как с выдачей талонов на право заправки, так и без них).

В бухгалтерском учете организации оплата ГСМ безналичным путем отражается следующим образом: Д-т 10 субсчет «Топливо» К-т 60, 76 — оприходована стоимость ГСМ (отражение затрат на доставку ГСМ сторонней организацией; начисление комиссионного вознаграждения; прочие затраты, включаемые в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в фактическую себестоимость ГСМ); Д-т 19 К-т 60, 76 — отражена сумма НДС по закупленным ГСМ. При использовании счетов 15

«Заготовление и приобретение материальных ценностей»

и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», что должно быть закреплено в учетной политике организации, операции по приобретению ГСМ отражаются следующим образом: Д-т 15 К-т 60, 76 — отражена фактическая стоимость ГСМ; Д-т 19 К-т 60, 76 — отражена сумма НДС; Д-т 10 К-т 15 — оприходованы ГСМ по принятым в организации учетным ценам; Д-т 16 К-т 15 — учтены разницы между фактическими суммами затрат на приобретение ГСМ и учетными ценами Д-т 15 К-т 16.

При закупке в безналичном порядке талонов на право заправки ГСМ либо лимитных карт оформляются следующие проводки: Д-т 50 «Касса» субсчет «Денежные документы» К-т 60 — получены талоны в кассу; Д-т 60 К-т 62 — зачтен аванс за талоны; Д-т 10 К-т 71 — отражен отчет по путевому листу; Д-т 20 К-т 10 — списаны на затраты расходы по ГСМ (в соответствии с нормами расходов). Чаще всего закупка ГСМ все же осуществляется за наличный расчет.

Для этого водителям выдаются под отчет соответствующие денежные средства. При выдаче средств под отчет необходимо учитывать следующие требования действующего законодательства: — при наличии остатка по лицевому счету подотчетного лица новый аванс может быть выдан только при представлении отчета по предыдущему (предыдущим) авансу (авансам); — не допускается выдача средств лицу, с которым организацией не заключен трудовой договор (контракт); — в организации должны быть установлены сроки и порядок отчетности подотчетных сумм.

При исчислении средненедельного расхода топлива используются величины планового пробега, утвержденных в организации линейных норм расхода топлива, действующих цен на топливо в данной местности и на территориях маршрута следования, количество рабочих дней в неделе, величины заправок непосредственно на предприятии (при наличии хранилищ, других условий и возможностей для заправки). Стоимость расхода топлива при работе на дальних маршрутах исчисляется, кроме того, с учетом предполагаемого дополнительного пробега, связанного с загрузкой в обратном направлении или поиском груза, переадресацией груза, возможного увеличения пробега, связанного с непредвиденными обстоятельствами, в размере до 15 % общего пробега по маршруту и т.п. В бухгалтерском учете операции по выдаче наличных денежных средств под отчет для закупки ГСМ отражаются следующим образом: Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала» применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля.

При установлении норм расхода топлива на автотранспортные средства предприятия в основном пользуются нормативно-методическими материалами, приведенными в Нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденных Минтрансом России 29.04.2003. Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается согласно технической документации на автомобиль.

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы.

Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно. По нашему мнению, в организации должны быть утверждены внутренним приказом нормы расхода топлива на зимний и летний периоды, рассчитанные с учетом необходимости служебных разъездов (в силу специфики деятельности организации) на основе утвержденных норм Минтранса России.

Во всех случаях нормы расходы топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн. человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс. Применение коэффициентов (в том числе и дополнительно вводимых) и перевод с «зимних» норм расхода на «летние» осуществляется по приказу руководителя предприятия.

Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами главы 25 НК РФ.

Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля (оформленные в установленном порядке режим работы автомобиля, путевые листы и т.д.). 7. Учет автомобильных шин В настоящее время порядок списания автомобильных шин регламентируется Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

В соответствии с п. 42, 43 вышеуказанной Инструкции в составе расходов на материалы отражается стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин. Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Для правильной организации бухгалтерского учета шин необходимо иметь в виду, что автомобильные шины, камеры и ободные ленты в зависимости от того, каким образом они поступают в организацию, относятся к различным статьям баланса. Так, автомобильные шины, поступающие вместе с новым автомобилем или прицепом (на колесах и один запасной комплект), входят в стоимость автомобиля и учитываются в составе основных средств (на счете 01).

Шины, поступающие на предприятия для замены изношенных, учитываются на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части». Для определения основания передачи автомобильных шин в эксплуатацию необходимо установить, с какой целью они будут использованы. Шины могут быть переданы: — для замены изношенных или пришедших в негодность по другим причинам; — для сезонной смены («летние», «зимние», «демисезонные»); — для замены изношенных сезонных.

Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который относится к основным средствам. В связи с этим в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств. Если выдаются сезонные шины, то их стоимость должна учитываться на счете 10, раздел аналитического учета «Автомобильные шины в эксплуатации».

Стоимость сезонных шин, изношенных или пришедших в негодность по другим причинам, можно отнести на счета учета издержек производства и обращения.

8. Страхование транспортных средств В бухгалтерском учете произведенные расходы отражаются следующим образом: Д-т 97 К-т 51 — отражена сумма страховой премии, уплаченной по заключенному договору страхования транспортных средств; Д-т 20 (25, 26, 44) К-т 97 — отнесена на расходы сумма страховых платежей за соответствующий отчетный период. Согласно п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по добровольным видам страхования включаются для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов в размере фактических затрат. При использовании метода начисления расходы на страхование транспортных средств признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором по условиям договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п.

2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ). Если же уплата страхового взноса осуществляется разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода признание расходов осуществляется в момент оплаты (п.

3 ст. 273 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли сумма поступившего страхового возмещения признается внереализационными доходом организации (ст. 250 НК РФ). С 1 июля 2003 года вступил в силу Закон N 40-ФЗ.

Бухгалтерский учет расходов по обязательному страхованию ведется в том же порядке, что и при добровольном страховании транспортных средств. На основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций.

Поскольку рассматриваемые страховые тарифы носят обязательный характер и утверждены постановлением Правительства РФ, вся сумма, уплаченная по договору обязательного страхования, признается расходом при исчислении налога на прибыль. Так как срок данного договора составляет один год, то согласно п.

2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ признание расходов по нему производится равномерно в течение срока действия договора обязательного страхования. Если же организация использует кассовый метод, то признание расходов осуществляется в момент оплаты (п.