Меню
Главная - Другое - Переплата взносов перешла в ифнс

Переплата взносов перешла в ифнс

Переплата взносов перешла в ифнс

Порядок возврата переплаты по страховым взносам

В ходе ведения хозяйственной деятельности организации могут столкнуться с ситуацией, когда при сверке расчётов с налоговой инспекцией обнаружена переплата по страховым взносам. Руководство по дальнейшим действиям приведено в статье.

Читайте также Содержание Переплата по страховым взносам может возникнуть вследствие человеческого фактора в момент создания платёжного поручения, при определении размера взносов был применён неверный тариф, который завысил сумму к уплате, и прочие внешние факторы и события. (см. ) По данным учёта организация может самостоятельно определить наличие переплаты, но эти данные не всегда соответствуют тем, что находятся у налоговой инспекции.

Поэтому с целью сверки рекомендуется создать электронный запрос на получение справки о состоянии расчётов по форме КНД 1160080, который направляется в инспекцию с помощью ТКС или с использованием ЛК налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы. В справке суммы со знаком «минус» говорят о наличии задолженности, без него – свидетельствуют о переплате. Рекомендуется также осуществлять сверку расчётов с Фондом социального страхования по взносам на травматизм.

После обращения страхователю будет представлен Акт сверки по форме 21-ФСС РФ.

Отметим, что прежде чем обратиться в инспекцию с заявлением о возврате или зачёте необходимо установить причину возникновения переплаты, возможно, что после сдачи декларации с начислениями она исчезнет.

Читайте также В соответствии со ст. 78 НК РФ у налогоплательщика есть выбор, как поступить с выявленной суммой переплаты:

  1. вернуть на расчётный счёт
  2. зачесть в счёт будущих платежей или покрытия текущей задолженности

Организация может воспользоваться таким правом в течение трёх лет с момента возникновения переплаты.

Существуют определённые ограничения:

  1. за индивидуальным предпринимателем сохраняется право на возврат суммы переплаты по взносам даже после закрытия
  2. необходимо своевременно обращаться в налоговую или фонд с заявлением о возврате, поскольку ликвидированному предприятию или бывшему владельцу переплату вернуть не удастся, такая позиция изложена в
  3. ИП, переплатившие взносы «за себя», руководствуются общим порядком возврата
  4. прежде чем вернуть переплату на расчётный счёт, инспекция гасит имеющиеся заложенности
  5. в счёт будущих платежей (в т.ч. по существующим пеням и штрафам) могут быть направлены взносы того же вида страхования, например, переплатой по страховым взносам на ОСС можно погасить штрафы только данному виду страхования
  6. переплату по взносам нельзя перенести на другой вид страхования, например, переплатой по ОМС нельзя закрыть долг по ОСС

Компаниям, чья деятельность осуществляется в отраслях наиболее пострадавших от распространения COVID-19, был установлен нулевой тариф по страховым взносам за апрель, май и июнь.

В случае если компания перечислила взнос, то ФНС пообещала произвести зачёт сумм в счёт будущих платежей без обращения в инспекцию.

(см. ) Если переплата образовалась по пенсионному, медицинскому или обязательному социальному страхованию, то заявление необходимо направлять в налоговую инспекцию.

При этом для возврата предусмотрена форма КНД 1150058, а для зачёта – КНД 1150057. Различий в бланках для организаций и ИП нет. Для каждого вида взносов заполняется отдельное заявление.

Форма подачи заявления может быть следующая:

  1. электронная – через ТКС, личный кабинет налогоплательщика
  2. бумажная – путём личной передачи, почтового отправления

Если установлена переплата по страховым взносам от несчастных случаев и травм на производстве, то заявление необходимо направить в ФСС.

Для возврата предусмотрена форма 23-ФСС, для зачёта – 22-ФСС. Фонд социального страхования вправе в одностороннем порядке произвести зачёт переплаты в счёт погашения текущей задолженности или будущих платежей.

Налоговая инспекция должна в течение 1 месяца с момента поступления заявления вернуть средства на расчётный счёт страхователя. За это время происходит:

  1. непосредственное решение о возврате
  2. при наличии задолженности принимается решение о зачёте части суммы переплаты
  3. сообщение страхователю об окончательном решении
  4. сверка расчётов со страхователем
  5. передача соответствующей информации в казначейство

Страхователь может показать суммы переплат в Расчёте по страховым взносам на отчётную дату. Тогда после завершения трёхмесячной проверки инспекция в десятидневный срок должна вынести решение о возврате или отказе.

Срок возврата средств от ФСС – 1 месяц со дня подачи заявления.

Полученную на расчётный счёт сумму переплаты по страховым взносам не нужно учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Тоже правило касается и определения суммы налога по УСН.

Читайте также

  1. Бухгалтерская отчетность
  2. ПФР
  3. ФСС
  4. ФНС

Приказ Минфина No 14н от 05.02.21 устанавливает дополнительные правила при оформлении, отправке и подтверждении счетов-фактур Постановлением 534 внесены изменения в заполнение счетов-фактур с июля 2021, а также в журнал учёта счетов-фактур и книги продаж/покупок.

Разъяснения от Роструда в 2021 году: порядок заполнения СЗВ-ТД, подарки сотрудникам вместо обязательной индексации зарплат и не только.

Проблема налоговой переплаты: ищем правильное решение

Анонсы 1 июня 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

16 июня 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

3 октября 2020 Частнопрактикующий эксперт в области права и управления специально для ГАРАНТ.РУ В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина «переплата» является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур «зачет излишне уплаченной суммы налога» и «взаимная сверка расчетов». В чем проблема? В термин «переплата» не используется.

В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме , непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в , , , , ) (рис.

1). Рис. 1. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru В действительности суммы, формирующие вкладку «Переплата» в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во «внутреннем» учете налоговиков «положительное» (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе «Карточка Расчеты с Бюджетом», далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика.

А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода.

Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Это подтверждает и Минфин России в (извлечение): «Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России.
Это подтверждает и Минфин России в (извлечение): «Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России.

При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата».

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как «переплата» – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно. Общеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма», «заплатить больше, чем нужно», «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику».

Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ.

Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения.

Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных . Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа.

При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления. Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).
Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).

«Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с , налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными .

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.

п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п.

Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата».

Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в . В соответствие с положениями уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).
Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога.

То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки» (подсистема АИС «Налог-3») такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких «проколов» регламентирован в ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием). После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ.

В результате чего появляется переплата. Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта».

Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в .

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты).

Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться : «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам». Согласно налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика <.> совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом.

Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику <.> в течение следующего дня после дня составления такого акта».

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение () о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов.

Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой.

Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

В соответствие с по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий. Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка ().
Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка ().

Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки. Согласно если <.> налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном . При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки. Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период».

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной .

К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция

«Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)»

. Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru Нельзя не упомянуть и о таком нюансе.

Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки.

Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию. Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части «излишне уплаченной суммы налога») может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку.

А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – «кредитора» в данном правоотношении.

Теги: , , , , , , , , Документы по теме:Читайте также: Обусловлена она внесением изменений в налогообложение имущества. Все разъяснения ФНС России можно найти в соответствующем разделе рубрики «Часто задаваемые вопросы» на официальном сайте налоговой службы.

Так, суд указал, что в 2018 году решением суда постановление о повышении кадастровой стоимости с 1 января 2016 года признано недействительным. Речь идет о имуществе организаций применяющих спецрежимы, а также физлиц. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Переплата по налогам и страховым взносам: как вернуть?

Важное 25 декабря 2020 г. 11:38 Автор: Анна Луценко, бухгалтер отдела бухгалтерского учета компании «» Материалы газеты «», декабрь 2020 Как бы организация ни старалась вести свою деятельность четко и по всем правилам, тем не менее ситуации с переплатой налогов и взносов возникают у большинства.

Что в таком случае делать бухгалтеру?

Причин, по которым может произойти излишнее налоговое перечисление, немало. Вот некоторые из них:

  1. по ошибке указали в платежном поручении сумму больше, чем необходимо было заплатить по факту;
  2. если сумма авансовых платежей в течение года превышает сумму налога, которую вы рассчитали по итогам года (это касается, к примеру, налога на прибыль, налога при УСН);
  3. если организация по требованию налогового органа сначала оплатила недоимку, пеню или штраф по налогу, но в последствии обжаловала данное неправомерно выставленное требование, то также может возникнуть переплата.
  4. в учете вами была обнаружена ошибка за прошлые периоды, в результате чего вы подали корректировочную отчетность, а сумма налога (взносов), подлежащая уплате в бюджет, уменьшилась и по итогу образовалась переплата;

Для того чтобы убедиться, что за предприятием числится налоговый излишек, необходимо запросить в ИФНС справку расчетов по налогам и сборам, а также провести совместную сверку на определенную дату. Справку или акт сверки можно запросить как электронно, так и на бумажном носителе по письменному запросу, который подается через инспекцию по месту учета.

Есть рекомендованный Минфином пример запроса (Приложение № 8 к Административному регламенту, утв. приказом Минфина РФ № 99н от 02.07.2012).

Налоговый орган обязан выдать справку в течение пяти рабочих дней ( НК РФ). Также вы можете провести совместную сверку расчетов с налоговым органом, запросив у него по заявлению акт сверки ( НК РФ).

В справке и в акте сверки вы увидите все суммы задолженностей и переплат по каждому налогу, взносу, сбору, пени и штрафу с указанием КБК, ОКТМО, кода ИФНС.

Причем акт сверки подписывается в двустороннем порядке и с помощью него возможно доказать свою правоту, и тогда налоговая откорректирует данные в своей базе (если они не совпадают с вашими). Подтвержденную налоговым органом переплату можно либо вернуть, либо зачесть в счет предстоящих платежей ( НК РФ). Причем сделать это необходимо не позднее трех лет со дня уплаты излишней суммы налога либо со дня подачи уточненной отчетности или же декларации к возмещению НДС ( НК РФ).

То есть, к примеру, если произошла переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 15 января 2017 г., то до 15 января 2020 г., соответственно, еще можно подать заявление на возврат или зачет данного вида страховых взносов в счет предстоящих платежей по этому взносу и соответствующим ему пеням и штрафам. Но, однако, если сведения о сумме излишне уплаченных пенсионных взносов были учтены уже на индивидуальных лицевых счетах застрахованных работников организации, то вернуть или зачесть такие взносы уже не получится ( НК РФ). Такая ситуация может возникнуть, если вы подали расчет по страховым взносам с завышенными суммами отчислений и эти суммы были переданы в ПФР и учтены на лицевых счетах физлиц, но после чего вами был представлен корректировочный расчет с меньшими суммами пенсионных взносов.

Если же завышена была только уплата, а все сведения из РСВ учтены корректно, то переплата будет возвращена/ зачтена.

Для того чтобы осуществить возврат либо зачет налога, необходимо подать в ИФНС по месту учета предприятия заявление. Причем налоговые инспекции требуют заявления не в свободной форме, а строго по установленному образцу.

Последние изменения в форме документа были отражены в редакции от 30.11.2018 приказа ФНС России № ММВ-7-8/[email protected] от 14.02.2017(образец заявления о возврате представлен в приложении 8, а заявление о зачете – в приложении 9).

Заявления предназначены как для организаций, так и для ИП и физлиц. Следует заметить, что если ИП осуществлял уплату налогов со своего расчетного счета, то для возврата можно указать в заявлении лицевой счет его карты и совсем не обязательно тот же самый расчетный.

Сведения, которые вы прописали в заявлении, можно и даже желательно подкрепить копиями подтверждающих документов.

Ими могут быть:

  1. акт сверки по налогам, пеням, штрафам, согласованный с налоговым органом, и пр.
  2. извещение налогового органа о переплате;
  3. платежные поручения;

Заявление вы можете предоставить либо электронно по ТКС, либо сдать бумажный вариант в канцелярию налоговой инспекции, а также послать его по почте ценным письмом с описью вложения или же подать через (ЛК). Но через ЛК у вас будет отсутствовать подтверждение отправки.

После подачи заявления налоговому органу дается 10 рабочих дней на вынесение решения о возврате/зачете и еще 5 дней на информирование налогоплательщика о принятом решении (пп. 4, 8 и 9 НК РФ соответственно). Если же заявление подается на основе уточненной отчетности, то для ИФНС предусмотрен сначала срок проведения камеральной проверки отчета/декларации, и только после окончания которого начинается отсчет 10-дневного срока ( НК РФ).

Если решение о возврате/зачете положительное, то в течение последующего месяца органы Федерального казначейства осуществляют возврат денежных средств ( НК РФ), а зачет признается исполненным на дату принятия ИФНС решения о зачете ( НК РФ).

Существуют также и другие правила зачета/возврата налогов и страховых взносов: 1. Зачет переплаты по налогам и соответствующим им пеням и штрафам производится в рамках одного и того же уровня бюджета (всего их три – федеральный, региональный и местный). То есть, например, переплата по федеральному налогу на прибыль может быть зачтена в счет недоимки или предстоящей уплаты такого же федерального НДФЛ (его пеням) – НК РФ.

Ранее Минфин запрещал производить зачет между НДФЛ и иными федеральными налогами. Ведь уплата НДФЛ осуществляется не за счет средств организации и сама организация выступает как , а не (письмо Минфина № 03-02-07/1-69 от 19.02.10г.). Но в настоящее время разрешено осуществлять зачет между федеральными налогами и НДФЛ (Письмо Минфина России № 03-02-07/1/66024 от 28.08.2019г.; Письмо ФНС № ГД-4-8/[email protected] от 6 февраля 2017 г.

«О проведении зачетов»). Единственная сложность может возникнуть в случае возврата или зачета переплаты НДФЛ в счет других федеральных налогов – здесь организации скорее всего потребуется доказать факт того, что переплата образовалась не за счет излишнего удержания из средств физлиц, а за счет денежных средств самого предприятия. 2. Зачет страховых взносов, а также пеней и штрафов по ним должен осуществляться по соответствующему бюджету внебюджетного фонда (т.е.

взносы по соцстрахованию нельзя зачесть в счет платежей по взносам на обязательное медстрахование).

3. Кстати, возвращать всю сумму налога/взноса не обязательно. Можно в заявлении о возврате указать часть суммы, а другую часть зачесть в предстоящие платежи или задолженности того же уровня. Зачастую бывает и такое, когда налоговая не возвращает переплату в установленный срок либо и вовсе не производит возврат.

Что ж, нарушителями могут быть не только налогоплательщики… Конечно, в первую очередь по прошествии всех законных сроков было бы хорошо связаться с налоговой (такими вопросами занимается отдел урегулирования задолженности) и уточнить у ответственного сотрудника, было ли рассмотрено ваше заявление.

А вдруг ИФНС направила вам отказ о возврате по почте и данное решение попросту до организации еще не дошло. Но если же выясняется обратная ситуация, при которой налоговый орган на ваш запрос никак не отреагировал, то пора применять меры из ряда тяжелой артиллерии.

А именно: вы можете написать жалобу на бездействие должностных лиц ( НК РФ), а также взыскать с ИФНС компенсацию за время просрочки ( НК РФ). Но обратите внимание, что жалоба направляется в адрес вышестоящего налогового органа, но подается через инспекцию по месту вашего учета ( НК РФ).

Жалобу можно направить по ТКС, на бумажном носителе или же подать ее на сайте ФНС РФ, обязательно приложив подтверждение с отметкой о приеме заявления о возврате/зачете. Что касается компенсации за просрочку, то их необходимо рассчитывать исходя из действующей ставки рефинансирования, невозвращенной суммы переплаты и дней просрочки: СП = СНП х (СР% / ЧДГ) х ЧПД, где СП – это сумма процентов, СНП – сумма невозвращенной переплаты, СР% – ставка рефинансирования в процентах, ЧДГ – число дней в году, ЧПД – число просроченных дней. Решение по жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение периода до 30 дней.

В случае, если вышестоящему органу налоговой службы требуются документы от нижестоящей ИФНС для рассмотрения дела, то срок может быть увеличен, само решение инспекцией направляется заявителю в течение трех дней (п.