Меню
Главная - Трудовое право - Отдых между сменами конвенция международной организации труда

Отдых между сменами конвенция международной организации труда

Какова минимальная продолжительность ежедневного междусменного отдыха?


7 октября 2020622 прочитали4 мин.1,9 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы622 прочитали до концаЭто 31% от открывших публикацию4 минуты — среднее время чтенияЛюбая занятость на постоянной основе предполагает предоставление отдыха, который позволит не только восстановить здоровье, но и зарядиться бодростью и работоспособностью. А так как протяженность смен у работников бывает разная, как собственно и интенсивность труда, законом предусмотрен определенный минимум времени, который и предназначается для восстановления сил и работоспособности между сменами.Прежде, чем рассматривать понятие ежедневного междусменного отдыха, необходимо понимать, что является временем отдыха сотрудников с точки зрения российского трудового законодательства.Под отдыхом подразумевается время, в течение которого сотрудники не обязаны присутствовать на рабочем месте и не обязаны выполнять свои рабочие обязанности.

Работодатель не имеет права каким бы то ни было образом регулировать порядок действий сотрудников во время отдыха и не может отказывать работникам в предоставлении закрепленных в законодательстве и нормативных внутренних актах предприятия периодов отдыха.Всего законодательство строго регламентирует существование следующих видов отдыха:

  1. Праздничные дни. Законодательство также предусматривает предоставление дополнительных дней освобождения от работы во время праздников.
  2. Перерыв. Это — краткосрочный отдых, который предоставляется непосредственно на протяжении рабочего дня. Более подробно об обеденном перерыве и особенностях его правового регулирования можно прочитать в отдельной статье.
  3. Выходные дни. Этот вид отдыха предусматривает предоставление одного или нескольких дней, в течение которых полностью отсутствует обязанность сотрудника приходить на работу.
  4. Междусменный ежедневный отдых. Так называется промежуток времени между окончанием одного рабочего дня и началом следующего рабочего дня.
  5. Отпуск. Отпуском называется продолжительный промежуток времени, предоставляемый сотруднику на основании графика или его заявления. Существует как ежегодный оплачиваемый отпуск, так и неоплачиваемый отпуск, предоставляемый по желанию сотрудника.

Таким образом, ежедневный междусменный отдых является отдыхом, который строго зафиксирован в российском трудовом законодательстве. Также, законодательство четко регулирует продолжительность такого отдыха — чтобы гарантировать, что у сотрудника будет достаточно времени, чтобы уделить время своим интересам, семье, сну, удовлетворению любых иных потребностей за пределами рабочего места.Нарушение распорядка отдыха и снижение размеров ежедневного междусменного отдыха являются нарушением трудового законодательства и могут привести к несению работодателем ответственности.Трудовой кодекс статьей 107 декларирует как один из видов отдыха сотрудников междусменный (ежедневный) отдых. Кому положен междусменный отдых, сколько он должен длиться?

Опираясь на законодательные нормы и практику их применения, рассмотрим эти вопросы.При учете продолжительности междусменного отдыха нужно не забывать о статье 110 ТК РФ, которая говорит о том, что у каждого работника еженедельно должен быть непрерывный промежуток отдыха не менее 42 часов. На практике это означает, что график работы «неделя через неделю» или «15 дней через 15 дней» будет нарушать положения данной нормы закона.Согласно ТК РФ междусменный отдых можно определить как нерабочее время между сменами, в течение которого работник освобожден от исполнения своих трудовых обязанностей. Фиксированный период такого отдыха законодательством не определен, однако в ряде нормативных актов, развивающих положения статей ТК, говорится, каким он должен быть.Еще в постановлении «О рабочем времени и времени отдыха» от 24/09/29 г.

СНК СССР, ныне не действующем, устанавливалось соотношение отдыха и рабочего времени – ежедневный отдых должен быть не менее чем в 2 раза больше продолжительности рабочей смены. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03, введенные Главным государственным санврачом 26/05/03 года (п.10.24 Правил), в целом повторяют это положение.

Уточнение касается лишь времени обеда – он не входит в продолжительность работы.При производстве аварийных работ, чрезвычайной ситуации отдых может быть меньше, но не менее 8 часов ежедневно.

Для представителей некоторых профессий принимаются отдельные документы, регламентирующие междусменный отдых.Внимание! Раз в неделю работнику должен предоставляться отдых не менее 42 часов без перерыва (ст.

110 ТК РФ), вне зависимости от графика смен.В качестве примера рассмотрим Приказ Минтранса № 15 от 20/08/04 г., р.

3 «Время отдыха». Правила междусменного отдыха отражены в нем развернуто, с рассмотрением ряда вариантов и ситуаций:

  1. Длительные перевозки по междугородным маршрутам предполагают наличие водителя-сменщика. Документ устанавливает правило: если в продолжение 30 часов на маршруте работали по меньшей мере два водителя, каждый должен отдыхать от 8 часов без перерыва.
  2. Если у водителя наступило время отдыха, он в пути, на участке дороги нет специально оборудованной стоянки; водитель имеет право продолжать путь до ближайшего места стоянки, отмеченного специальными дорожными знаками. При этом он должен ориентироваться на указанные в документе нормативы времени.
  3. При тех же условиях суммарного учета времени работы на городских маршрутах и в пригороде отдых может быть сокращен от 12 часов на 3 часа, но не более. Учитывается при этом удаленность места отдыха. После окончания следующей смены, после уменьшенного периода отдыха, водителю предоставляется увеличенный период отдыха: не менее 2-х суток. Для этого необходимо письменное заявление сотрудника. Такие действия требуют согласия профсоюза или другого органа, представляющего интересы работников.
  4. Междугородные перевозки без сокращения отдыха предполагают и такой вариант: отдых разбивается в течение суток на 2-3 периода, один из них обязательно должен длиться от 8 часов и выше. Суммарный отдых здесь увеличивается — не меньше чем до 12 часов.
  5. На междугородных маршрутах свои особенности: суммарный учет времени предполагает, что междусменный отдых на стоянках не может длиться меньше 11 часов. В этом случае отдых тоже может сокращаться до 9 часов, но больше трех раз в неделю этого делать нельзя. До конца следующей недели водителю дается в подобном случае компенсационное, дополнительное время, по сумме равное времени сокращенного отдыха.
  6. Период отдыха от смены до смены (ежедневного) должен составлять не менее двойной продолжительности рабочего времени в предыдущий день или смену. Считается время вместе с перерывом на обед.
  7. Еженедельный отдых от 42 часов подряд должен присоединяться к ежедневному (междусменному) отдыху – до его начала или после.
  8. Если рабочее время учитывается суммарно, продолжительность отдыха ежедневно (между сменами) по общему правилу не может быть меньше 12 часов.

Быть медиком означает постоянное пребывание на страже интересов своих подопечных, что выражается в продолжительных сменах и переработках.Но врачам и медицинскому персоналу отдыхать тоже нужно, причем не менее нормы, которая, к сожалению, определена еще в советские времена актами.Они уже и не действуют, но применяются в качестве основы, учитывая, что других законов по сей день не принято:

  1. Так в п.3 Письма-Разъяснения №02-19/21 от 1954 года сказано, что протяженность междусменного отдыха медиков должна равняться двойной продолжительности смены.
  2. При этом в Приказе Минздрава СССР №685 от 1987 года оговорено, что рабочий день мед. персонала не может длиться более 12 часов, даже если речь идет о ночной смене, но при этом по решению коллектива смены могут быть увеличены и до полных суток.

То есть налицо небольшое противоречие, которое, тем не менее, означает, что протяженность дежурств определяет администрация больницы по согласованию с Профсоюзным комитетом, и с учетом норм рабочего времени установленного уже в РФ.

Однако независимо от того какова будет продолжительность дежурств, отдых должен равняться их двойной сумме часов.Занятость педагогов сопряжена с чрезмерной психологической нагрузкой. Поэтому для указанной категории снижена норма выработки часов преподавания с 40 часов в неделю до 35-20, конечно, с учетом занимаемой должности.При этом педагоги обязаны разницу между теми же 20 и 40 часами покрывать за счет работы с методическими материалами и подготовкой к урокам, что в принципе означает наличие времени отдыха в достаточном количестве, учитывая, что речь идет как минимум о 15 часах между каждым рабочим днем.Дежурный охранник или сторож есть на многих предприятиях, которые имеют стандартный пятидневный график работы, но не могут оставить без присмотра имущество компании в ночное время.А так как сторожа работают в режиме, который отличается от стандартного, для них разрабатывается отдельный график с учетом норм рабочего времени при суммированном учете.То есть они могут работать как по 8, так и по 12 часов в вечернее и ночное время.

Поэтому для указанной категории снижена норма выработки часов преподавания с 40 часов в неделю до 35-20, конечно, с учетом занимаемой должности.При этом педагоги обязаны разницу между теми же 20 и 40 часами покрывать за счет работы с методическими материалами и подготовкой к урокам, что в принципе означает наличие времени отдыха в достаточном количестве, учитывая, что речь идет как минимум о 15 часах между каждым рабочим днем.Дежурный охранник или сторож есть на многих предприятиях, которые имеют стандартный пятидневный график работы, но не могут оставить без присмотра имущество компании в ночное время.А так как сторожа работают в режиме, который отличается от стандартного, для них разрабатывается отдельный график с учетом норм рабочего времени при суммированном учете.То есть они могут работать как по 8, так и по 12 часов в вечернее и ночное время. Но вот междусменный отдых для указанной категории, тем не менее, должен составлять как минимум двойную протяженность рабочего, потому что иным способом норму рабочего времени не соблюсти.Суммированный учет рабочего времени в силу ст.

104 ТК РФ применяется в основном в учреждениях, которые имеют непрерывный режим труда и придерживаться 40-часовой недельной занятости достаточно сложно.

Именно поэтому в компаниях и используются учетные периоды, равные кварталу либо полугодию, на протяжении которых норма труда и соблюдается.К примеру, в месяце может быть 160 рабочих часов, в трех месяцах это уже будет 480 часов. При этом в одном месяце сотрудник может отработать и 150 часов, а вот в другом 170, что собственно и будет нормой, если брать квартал.

А так как норма рабочих часов всегда разрабатывается и с учетом времени отдыха, как междусменного, так и еженедельного, переработок, а также нарушений прав работников не будет.Кстати, нарушить нормы рабочего времени, а также поставить сотрудника в две смены подряд работодатель не имеет права, это прямое нарушение ст.103 ТК РФ.Также руководитель не может допустить и переработок свыше нормы, учитывая, что они оплачиваются в повышенном размере в рамках ст.152 ТК РФ, поэтому график будет составлен таким образом, чтобы учесть и трудовое законодательство и права тружеников на отдых.Порядок организации работы вахтовым методом, а также процесс оформления графика работ регламентируется нормами Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, которое в силу ст.423 ТК РФ является действующим по сей день.Так, в п.4.3 сказано, что протяженность смены на вахте не должна превышать 12 часов, а вот время между сменами при острой необходимости может быть уменьшено до 12 часов с учетом обеденных перерывов, но с условием компенсации неиспользованного времени отдыха в период после окончания вахты.В силу ст.92 ТК РФ труженики, занятые в условиях, относящиеся к 3-й и 4-й степени вредности, могут привлекаться к труду только при сокращенной рабочей недели, которая должна составлять не более 36 часов.Хотя по желанию работников их смены могут быть увеличены из расчета 40 часов занятости в неделю, но за отдельную доплату разницы в 4 часа.А так как указанная норма рабочего времени предполагает занятость на протяжении недели, междусменный и еженедельный отдых будет составлять 132 часа, чего явно достаточно для полноценного отдыха.Законом не определена продолжительность междусменного отдыха при любом из графиков работ, но установлена норма рабочего времени.Если работодатель предоставит слишком продолжительный период для отдыха, норма труда будет не выполнена и работник сможет предъявить претензии по неисполнению его прав на труд, согласно норме рабочего времени.

Если же норма занятости будет превышена, проблемы возникнут уже с контролирующими органами при очередной проверке.Именно поэтому многие работодатели и используют самый оптимальный вариант продолжительности междусменного отдыха, проверенный временем, а именно отдых, равный двойной продолжительности самой смены.В силу ст.101 ТК РФ ненормированный рабочий день подразумевает эпизодическое привлечение к работе за пределами установленного режима труда. А так как предусмотреть, в какие дни сотрудник может понадобиться на лишние час или два на предприятии, невозможно, ему переработка компенсируется дополнительным оплачиваемым отпуском.А междусменный отдых, в отличие от эпизодического привлечения, является величиной постоянной, причем отраженной в графике, ввиду чего даже после вызова на работу после той же аварийной ситуации сотрудник все равно выходит на работу по графику, даже если отдохнуть удалось на пару часов меньше.Нарушение режима ежедневного отдыха работников является административным правонарушением.

Статьей 11.23 КоАП, п. 3, устанавливается прежде всего ответственность водителя за управление автомобилем без отдыха. Он может быть оштрафован на сумму 1500-2000 руб.

На ИП — штраф 15-25 тыс. руб.Должностные лица (юридические лица) могут быть признаны виновными в установлении ненадлежащего режима отдыха для водителей.

За нарушение их оштрафуют:

  1. на юрлиц — сумма 20-50 тыс. руб.;
  2. на должностных лиц — сумма 7-10 тыс. руб.

Может быть применена и статья 5.27 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение трудового законодательства, других актов, содержащих нормы трудового права.

Штрафы по ней (п. 1 и 2) от 1 до 50 тыс. руб., в зависимости от того, кто признан виновным в нарушении.

Нарушившим закон впервые может быть сделано лишь предупреждение. Повторно нарушившим указанную статью штраф может быть значительно увеличен – до 70 тыс. руб. на юридическое лицо.Оригинал статьи —

Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Вы здесь Опубликовано 2005-04-12 00:51 пользователем HRTrud Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений.

Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде.

При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством. В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ: 1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве; 2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве; 3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле; 4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях; 5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте; 6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов; 7) Конвенция N 23 о репатриации моряков; 8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах; 9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде; 10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов; 11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода; 12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю; 13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках; 14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море; 15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность; 16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы; 17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации; 18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков; 19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности; 20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах; 21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах; 22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле; 23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию; 24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности; 25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов; 26) Конвенция N 95 об охране заработной платы; 27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров; 28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности; 29) Конвенция N 103 об охране материнства; 30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда; 31)Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях; 32) Конвенция N 103 о национальных удостоверениях личности моряков; 33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий; 34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков; 35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков; 36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации; 37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями; 38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности; 39) Конвенция N 122 о политике в области занятости; 40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках; 41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках; 42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов; 43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов; 44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков; 45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу; 46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов; 47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах; 48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах; 49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала; 50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; 51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде; 52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов; 53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями; 55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ; 56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста; 57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков; 58) Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда; 59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах; 60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах. Нормативы перечисленных Конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений.

Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись. Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства.

В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства. Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства. Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись.
Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.), ратифицирована 4 июня 1956 года.

Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час.

В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверх нормы, установленной Конвенцией МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству. Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат.

Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат непосредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда. К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах.

Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития. Военнослужащий не может отказаться от выполнения порученной ему командованием работы, так как на службе он выполняет обязанности, для которых добровольно своих услуг не предлагал.

Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития.

Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах. Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц.

На основании названных Конвенций МОТ лица, незаконно привлеченные к принудительному труду, могут требовать восстановления нарушенного права, а также компенсации причиненного морального вреда, поскольку в рассматриваемом случае нарушается их нематериальное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и не привлекаться к выполнению работ, для исполнения которых они не предложили добровольно своих услуг. Таким образом, перечисленные ратифицированные Конвенции МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений, они подлежат применению и в тех случаях, когда нормы российского законодательства вступают в противоречие с их предписаниями.

Однако не только ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории Российской Федерации.

В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения («Российская газета», 16 декабря 1998 года). В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства — члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций. К числу таких принципов Декларация относит: 1) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; 2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; 3) действенное запрещение детского труда; 4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации должны применяться не только ратифицированные конвенции МОТ, но и нератифицированные конвенции МОТ, в которых имеются нормы, обеспечивающие реализацию перечисленных принципов. Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ.
Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ.

Во-первых, таким обстоятельством является наличие конвенции МОТ, имеющей в своем содержании определенное правило поведения.

Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится наличие непосредственной связи имеющегося в конвенции правила поведения с реализацией перечисленных принципов. В-третьих, таким обстоятельством следует назвать нарушение перечисленных принципов при регулировании труда в связи с невыполнением правил поведения, имеющихся в содержании нератифицированной конвенции МОТ.

Практически в каждой конвенции МОТ имеются положения, которые направлены на обеспечение принципа о недопустимости дискриминации в области труда и занятий. В связи с чем они могут быть применены при регулировании трудовых отношений. Например, подлежит применению Конвенция МОТ N 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью.

Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности.

Применению подлежат и положения Конвенции МОТ N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования. Правила данной Конвенции также призваны не допустить дискриминации прав работников по сравнению с другими кредиторами работодателя в случае его неплатежеспособности.

Таким образом, на территории Российской Федерации должны применяться нормы не только ратифицированных конвенций МОТ, но и положения нератифицированных конвенций МОТ, которые направлены на реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые определены в качестве таковых Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И. Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Нормативы и правила перевозки грузов

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 6 июня 1979 года на свою шестьдесят пятую сессию, постановив принять ряд предложений о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте, что является пятым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать седьмого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят девятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1979 года о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте: Статья 1 1.

Настоящая Конвенция применяется к водителям, работающим по найму либо на предприятиях, занятых перевозками для третьих сторон, либо на предприятиях, перевозящих или пассажиров за свой счет на автомобилях, используемых профессионально для внутренних или международных автомобильных перевозок товаров или пассажиров.

2. Настоящая Конвенция применяется также, если в ней не предусмотрено иное, к владельцам транспортных средств, занятых профессионально автомобильными перевозками, и к членам их семей, которые не получают заработной платы, когда они работают в качестве водителей.

Статья 2 1. Компетентные власти или органы в каждой стране могут исключать из сферы применения настоящей Конвенции или из сферы применения некоторых ее положений лиц, занятых вождением транспортного средства, обеспечивающего: а) внутригородские перевозки или некоторые виды таких перевозок, учитывая присущие им особые технические условия эксплуатации и местные условия; b) перевозки, осуществляемые сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, в той мере, в какой эти перевозки выполняются тракторами или другими машинами, предназначенными для местных сельскохозяйственных работ или работ по лесному хозяйству, и служат исключительно целям эксплуатации этих предприятий; с) перевозки больных и раненых, перевозки для спасательных работ и для противопожарных служб; d) перевозки, осуществляемые для нужд национальной обороны и полиции, а также для других важнейших служб государственной власти, в той мере, в которой эти виды перевозок не конкурируют с перевозками, осуществляемыми транспортными предприятиями, работающими для третьих сторон; е) перевозки на такси; f) перевозки, которые в зависимости от типа используемого транспортного средства, их вместимости или грузоподъемности, ограниченной величины пробегов, осуществляемых ими, или максимально разрешенной скорости могут рассматриваться как не требующие особого регулирования времени вождения и периодов отдыха. 2. Компетентные власти или органы в каждой стране устанавливают соответствующие нормы относительно времени вождения и периодов отдыха водителей, исключенных из сферы применения настоящей Конвенции или некоторых ее положений, согласно положениям пункта 1 настоящей статьи. Статья 3 Компетентные власти или органы в каждой стране консультируются с представительными организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся до принятия решения по любым вопросам, на которые распространяются положения настоящей Конвенции.

Статья 4 1. В целях настоящей Конвенции понятие «продолжительность рабочего времени» означает время, затраченное работающими по найму водителями на: а) вождение и другие работы во время передвижения транспортного средства; b) вспомогательную работу, связанную с транспортным средством, его пассажирами или его грузом. 2. Периоды простого присутствия или ожидания на транспортном средстве или на рабочем месте, когда трудящиеся не располагают свободно своим временем, могут рассматриваться как часть рабочего времени в размере, определяемом в каждой стране компетентными властями или органом, коллективными договорами или любыми другими средствами, соответствующими национальной практике. Статья 5 1. Ни одному водителю не разрешается без перерыва управлять транспортным средством более четырех часов.

2. Компетентные власти или органы в каждой стране могут, с учетом особых национальных условий, разрешать превышение периода, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не более чем на один час.

3. Продолжительность перерыва, указанного в настоящей статье, и, в случае необходимости, его дробление определяются компетентными властями или органами в каждой стране. 4. Компетентные власти или органы в каждой стране могут указывать, в каких случаях положения настоящей статьи не будут применяться ввиду того, что водители имеют достаточные перерывы в результате остановок, предусмотренных графиком, или в результате прерывистого характера их работы.
4. Компетентные власти или органы в каждой стране могут указывать, в каких случаях положения настоящей статьи не будут применяться ввиду того, что водители имеют достаточные перерывы в результате остановок, предусмотренных графиком, или в результате прерывистого характера их работы.

Статья 6 1. Максимальная общая продолжительность вождения, включая сверхурочную работу, не превышает девяти часов в день или сорока восьми часов в неделю. 2. Общая продолжительность вождения, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может подсчитываться в среднем по числу дней или недель, что устанавливается компетентными властями или органами в каждой стране.

3. Общая продолжительность вождения, указанная в пункте 1 настоящей статьи, сокращается при перевозках, осуществляемых в особо трудных условиях. Компетентные власти или органы в каждой стране устанавливают виды перевозок, осуществляемых в таких условиях, и определяют общую продолжительность вождения для этих водителей.

Статья 7 1. Каждый работающий по найму водитель имеет право на перерыв после непрерывного периода работы продолжительностью пять часов, согласно определению, данному в пункте 1 статьи 4 настоящей Конвенции. 2. Продолжительность перерыва, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и, в случае необходимости, его дробление определяются компетентными властями или органами в каждой стране. Статья 8 1. Ежедневный отдых водителей составляет не менее десяти последовательных часов в течение любого двадцатичетырехчасового периода, считая с начала рабочего дня.

2. Ежедневный отдых может подсчитываться в среднем за периоды, которые определяются компетентными властями или органами в каждой стране; однако продолжительность такого отдыха составляет в любом случае не менее восьми часов и не сокращается до восьми часов более двух раз в неделю.

3. Компетентные власти или органы в каждой стране могут предусматривать периоды ежедневного отдыха различной продолжительности, в зависимости от того, идет ли речь о перевозках пассажиров или грузов и от того, проводится ли отдых в месте проживания водителя или в другом месте, при условии соблюдения положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи о минимальном количестве часов. 4. Компетентные власти или органы в каждой стране могут предусматривать исключения из положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи в отношении продолжительности периодов ежедневного отдыха и использования таких периодов отдыха в случае, если на транспортных средствах имеется два водителя и если транспортные средства перевозят на паромах или поездах.

5. Во время ежедневного отдыха от водителя не требуется находиться на транспортном средстве или вблизи от него, если им приняты необходимые меры предостосторожности для обеспечения безопасности транспортного средства и его груза.

Статья 9 1. Компетентные власти или органы в каждой стране могут разрешать временные исключения, но лишь в той степени, в которой это требуется для выполнения необходимых работ, путем продления времени вождения, продления непрерывного рабочего времени, а также сокращения продолжительности ежедневного отдыха, предусмотренных в статьях 5, 6, 7 и 8 настоящей Конвенции: а) при несчастном случае, неисправности, непредвиденной задержке, неполадках с обслуживанием или при перерыве в движении; b) в случае чрезвычайных обстоятельств; с) в случае срочной и исключительной необходимости обеспечить работу коммунальных учреждений. 2. Если национальные или местные условия, в которых функционирует дорожный транспорт, не позволяют строго соблюдать статьи 5, 6, 7 или 8 настоящей Конвенции, компетентные власти или органы в каждой стране могут также разрешать продления времени вождения, продления непрерывного рабочего времени и сокращения продолжительности ежедневного отдыха, предусмотренных в этих статьях, и разрешать исключения из применения статей 5, 6 или 8 в отношении водителей, охваченных пунктом 2 статьи 1 настоящей Конвенции.

В этом случае соответствующее Государство-Член, в прилагаемой к ратификации декларации, описывает эти национальные или местные условия, а также продления, сокращения или исключения, разрешенные согласно этому пункту. Каждое такое Государство-Член в своем докладе, представляемом в соответствии со статьей 22 Устава Международной Организации Труда, указывает на любой прогресс, который мог быть достигнут с целью более строгого или более широкого применения статей 5, 6, 7 и 8 настоящей Конвенции, и может в любое время заменить эту декларацию новой декларацией. Статья 10 1. Компетентные власти или органы в каждой стране: а) предусматривают ведение индивидуальной контрольной книжки и предписывают условия ее выдачи, ее содержание и способ ее заполнения водителями; b) устанавливают процедуру объявления часов, отработанных в соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 настоящей Конвенции, и обстоятельств, обосновывающих их.

2. Каждый предприниматель: а) ведет, согласно образцу, утвержденному компетентными властями или органом в каждой стране, ведомость с указанием часов работы и отдыха каждого работающего у него водителя; b) представляет эту ведомость в распоряжение контрольных органов власти, согласно условиям, установленным компетентными властями или органами в каждой стране. 3. Традиционные средства контроля, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, если это окажется необходимым в отношении некоторых категорий транспорта, заменяются или дополняются, по мере возможности, современными средствами, такими, например, как тахографы, согласно правилам, устанавливаемым компетентными властями или органами в каждой стране.

Статья 11 Компетентные власти или органы каждой страны предусматривают: а) соответствующую систему инспекции, включающую проведение контроля на предприятиях и на дорогах; b) соответствующие санкции на случай несоблюдения требований настоящей Конвенции. Статья 12 Положения настоящей Конвенции применяются путем законодательства или правил, если только они не применяются посредством коллективных договоров или арбитражных решений, или любым другим способом согласно национальной практике.

Статья 13 Настоящая Конвенция пересматривает Конвенцию 1939 года о продолжительности рабочего времени и отдыха на дорожном транспорте.

Статья 14 Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Статья 15 1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным Директором. 2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный Директор зарегистрирует документы о ратификации двух Членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации. Статья 16 1. Любой Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда и зарегистрированного им.

Денонсация вступает в силу через год после регистрации акта о денонсации.

2. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, установленном в настоящей статье. Статья 17 1. Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает всех Членов Международной Организации Труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, полученных им от Членов Организации.

2. Извещая Членов Организации о регистрации полученного им второго документа о ратификации, Генеральный Директор обращает их внимание на дату вступления настоящей Конвенции в силу.

Статья 18 Генеральный Директор Международного Бюро Труда направляет Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций полные сведения относительно всех документов о ратификации и актов о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями Предыдущих статей. Статья 19 Каждый раз, когда Административный Совет Международного Бюро Труда считает это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 20 1. В случае, если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то: а) ратификация каким-либо Членом Организации новой, пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 16, немедленную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу; b) начиная с даты вступления в силу новой, пересматривающей конвенции, настоящая Конвенция закрыта для ратификации ее Членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию в отношении тех Членов Организации, которые ее ратифицировали, но не ратифицировали новую, пересматривающую конвенцию. Статья 21 Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.