Меню
Главная - Гражданское право - Одни из основных органов специальной компетенции регулирующие земельные правоотношения

Одни из основных органов специальной компетенции регулирующие земельные правоотношения

Земельные правоотношения


– общественные отношения, регламентированные земельным законодательством, участники которых являются носителями прав и обязанностей. Легальное определение понятия «земельные правоотношения» закреплено в ст.

3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ), где раскрывается содержание данной юридической дефиниции.

«Земельными правоотношениями» признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы. Несмотря на то, что земельные правоотношения рассматри­ваются как единое целое, можно выделить отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).

Необходимо четко разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Земля как природный объект и природный ресурс – это всем при­вычное понятие. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля –

«основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории»

.

В ст. 1 ЗК РФ термин «земля» рассматривается в разных значениях: как «осно­ва жизни и деятельности человека», как «важнейший компонент окружающей среды», как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», как «недвижимое имущество» и т.д. Среди объектов недвижимого имущества земля выделяется как особый объект земельных правоотношений. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Согласно одному из определений, «земля» представляет собой элемент природной среды, имеющий территориальный базис и являющийся важным средством производства и экономики государства. Нередко термин «земля» отождествляют также с термином «почва», которая определяется как плодородный слой земли.

Однако земля, прежде всего, – природный объект.

Земли составляют основу экосистем, неразрывно связаны с лесами, водными объектами, живой и неживой природой.

Общественные отношения в области землепользования весьма сложны.

В п. 2 ст. 3 ЗК РФ законодатель разграничивает виды правоотношений: природоресурсные, экологические и земельные. Регулирование последних осуществляется преимущественно с использованием предписаний ЗК РФ. Применение норм других отраслей права допускается: а) в случаях, когда земельное законодательство подходящих предписаний не содержит (ЗК РФ соответствующие отношения не регулирует); б) при условии, что действие норм других отраслей не нарушает принципы, закрепленные в ЗК РФ.

Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением участками регулирует гражданское законодательство и профильные нормативно-правовые акты (п. 3 ст. 3 ЗК РФ), например, – ФЗ РФ №101

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

.

Имущественные земельные отношения подпадают под действие «технических» регуляторных актов. Это ряд федеральных законов РФ: №22-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как и в любых правоотношениях, в структуре земельных правоотношений выделяют: субъекты; объект; предмет; содержание. Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая регулирует этот вид отношений.

Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений.

Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.

Субъекты или участники земельных отношений определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ. Ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В ЗК РФ представлены следующие понятия: — собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; — землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; — землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; — арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; — обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); — правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования.

В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.Объем прав иностранцев, лиц без гражданства и иностранных компаний ограничен. Они не могут быть собственникам земель с/х назначения.

Иностранным гражданам земля не передается в собственность безвозмездно. Виды объектов земельных правоотношений закреплены в ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом.

Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельных отношений.
Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельных отношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

С учетом того, что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством установлены требования, предъявляемые к оформлению земельного участка.

Земельный участок (как объект отношений) должен быть индивидуально определен. Это означает, что он имеет определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих документах границы, должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, вид разрешенного использования. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ РФ «О землеустройстве».

Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра.

Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части (при этом каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок), разрешенное использование, которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст.133 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности); 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.Оборот земельных долей характерен для сельскохозяйственного землепользования.

Он регламентируется не только нормами ГК РФ, но и статьями федерального закона №101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

. Причина расширения возможностей дольщика – желание законодателя уберечь пашни и сенокосы от излишнего дробления, вредного для организации с/х производства.

Что касается содержания земельных правоотношений, то это корреспондирующие (взаимные) права и обязательства их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права.

Содержание таких правоотношений во многом определяется как целевым назначением земель (согласно их делению на категории), так и разрешенными видами землепользования в соответствии с зонированием территории. Особого внимания заслуживает «предмет земельных правоотношений».

Есть мнение, что «объект» и «предмет» – тождественные понятия.

Иная точка зрения, предмет – это материальная вещь, на которую непосредственно направлены действия участников правоотношений, а объектом (применительно к земельным правоотношениям) выступает земля как природный объект в его юридическом смысле. Эта давняя дискуссия выходит за пределы земельного права.
Эта давняя дискуссия выходит за пределы земельного права.

Если предмет в рассматриваемых отношениях все же выделять особо, то в качестве такового следует признавать земельный участок. Следует иметь в виду, что, понятия «земля», «земельный участок», «права на земельный участок» всегда вы­ступают во взаимосвязи и используются как синонимы, заменяющие друг друга в различных контекстах.

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер – обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков.

В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ). С другой стороны, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования.

Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования – в зависимости от титула права пользования.

Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления.

Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Несмотря на то, что использование земельных участков в разных правоотношениях может осуществляться на различных правовых основаниях – титулах, использующие их субъекты обладают схожими правами и обязанностями. Так, к общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов следует отнести: право самостоятельно хозяйствовать на земле, право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ, обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, обязанность не наносить ущерба окружающей среде и др.

Так, к общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов следует отнести: право самостоятельно хозяйствовать на земле, право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ, обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, обязанность не наносить ущерба окружающей среде и др.

Помимо общих прав и обязательств собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеют и специальные права и обязанности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка или договора, особенностей земельного участка. Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста Также вам будут полезны следующие статьи:

Земельные отношения

В правоприменительной практике по земельным вопросам отдельное внимание уделяется статье 3 Земельного кодекса РФ, в которой дано определение предмета земельного законодательства. Данная статья позволяет разграничить другие виды смежных с ним законодательств Российской Федерации. Кроме того, ее содержание заключает в себе понятие, виды земельных отношений.

В Земельном кодексе Российской Федерации определено, что сущность законодательства заключается в регулировании земельно-имущественных отношений.

Понятие, сущность и содержание земельных отношений содержатся в статье 3 Земельного кодекса РФ.

Отдельно стоит выделить понятие земельно-имущественных отношений, которые представляют собой определенный тип отношений, возникающих при пользовании и охране земель, которые воспринимаются в качестве основы жизнедеятельности отдельно взятых народов, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

На законодательном уровне подчеркнут приоритет пользования земельных участков в качестве объектов недвижимого имущества.

Содержание данного правила закреплено в виде принципа земельного права, в котором говорится, что владение, пользование, распоряжение земельным участком может осуществляться собственником данного объекта в любом форме при условии, что использование не причиняет никакого вреда окружающей среде. Регулирование земельно-имущественных отношений происходит на основании принципов, содержание которых установлено в Земельном кодексе Российской Федерации.

Вследствие того, что объекты земельно-правовых отношений тесно связаны с прочими компонентами окружающей среды, земельное право также имеет тесную взаимосвязь с некоторыми смежными отраслями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, правоотношения, возникающие в рамках пользования, владения и распоряжения землей, могут регулироваться не только актами земельного законодательства, но и актами других смежных отраслей. Смежные отрасли земельного законодательства представляют следующие виды законодательства Российской Федерации:

  1. водное;
  2. о необходимости охраны окружающей среды.
  3. законодательство о недрах;
  4. лесное;

К примеру, имущественные отношения в земельном законодательстве, возникающие в отношении участков, которые находятся в лесном фонде, помимо законодательства Российской Федерации о земле, регулируются:

  1. законом об особо охраняемых территориях.
  2. лесным законодательством;
  3. законодательством об охране природы;

Помимо вышеперечисленных отраслей, 3 статья Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень отраслей права, использование которых допускается для регулирования земельно-имущественных отношений, возникающих в процессе владения и использования земли.

Отрасли, регулирующие земельное законодательство:

  1. лесное законодательство, сущность которого отражена в Лесном кодексе, регулируется также с помощью нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами власти и органами субъектов государства, на основании Кодекса;
  2. законодательство, по которым происходит охрана особых объектов. Данная отрасль права представлена федеральным законодательным актом и принятыми на его основе нормативных актов органов федеральной и региональной власти;
  3. законодательство, по которому вводится охрана животного мира, представлено соответствующим федеральным кодексом, а также принятыми на его основе законодательными актами государственного и субъектного уровня, содержащими информацию об охране животного мира;
  4. водное законодательство, которое состоит из Водного кодекса и принятых на его основании государственных и субъектных нормативно-правовых актов;
  5. законодательство, по которому происходит охрана объектов, представляющих культурное наследство государства. Данное законодательство состоит из норм, представленных в соответствующем федеральном законодательном акте, а также принятых на их основании актов государственной и региональной власти;
  6. законодательство о недрах, которое состоит из закона, а также представлено другими нормативно-правовыми актами государства и отдельных субъектов государства, принимаемыми на основании данного законодательного акта;
  7. прочие федеральные законы, раскрывающие понятие, особенности земельных отношений. В качестве одного из таких узкоспециализированных нормативно-правовых актов можно выделить Закон о территории природопользования коренных народов, проживающие на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  8. законодательство, содержащее нормы об охране атмосферного воздуха, состоит из соответствующего федерального закона и прочих, принятых на его основании нормативно-правовых актов разных уровней;
  9. законодательство, по которому осуществляется охрана окружающей среды. Данная отрасль права представлена федеральным законом и принятыми на его основании нормативно-правовыми актами государственного уровня и уровня отдельных субъектов страны;

В законодательстве Российской Федерации выделяются исключительные случаи, в которых регулирование имущественных отношений земельным законодательством происходит с учетом требований, установленных смежными отраслями права. В качестве примера можно привести норму, установленную в законодательном акте федерального значения, регулирующую охрану объектов, отнесенных к культурному наследию государства.

В данном нормативно-правовом акте закреплена норма, согласно которой для всех земельных участков, находящихся в границах определенной территории, относящейся к объекту культурного наследия и включенной в соответствующий государственный реестр, или территории, отнесенной к землям историко-культурного назначения, устанавливается правовой режим владения с регулированием в соответствии с нормами, установленными земельным законодательством, а также федеральными законодательными актами об использовании и охране объектов культурного наследия. Соотношение земельного права со смежными отраслями права всегда учитывается при правовом регулировании земельно-имущественных отношений.

Понятие государственного регулирования земельных отношений закреплено в статье 3 Земельного кодекса РФ. Во всех случаях, в которых возможно провести комплексное регулирование земельно-имущественных отношений с помощью другой отрасли законодательства Российской Федерации, допускается использование принципа определения применимого права. В соответствии с земельным законодательством все нормы смежной отрасли могут применяться к отношениям, возникающим в период использования и владения землей, если данные отношения никак не регулируются земельным законодательством.

Базовые положения, определяющие порядок пользования землей, на основании которых определяются рамки пользования земельными участками, содержатся в гражданском законодательстве. Использование и охрана земель в Российской Федерации регулируется определенными нормативными актами.

Земля и все прочие природные ресурсы могут быть переданы или отчуждены в пользование и владение другого лица только согласно соответствующим требованиям, установленным на уровне конкретного нормативно-правового акта, касающегося земельно-имущественных отношений по поводу владения землей или другими природными ресурсами; Владение, пользование и распоряжение земельными участками и любыми другими природными ресурсами может осуществляться только в определенной мере, допущенной законом. Использование таких объектов в имущественных целях допускается свободно, но только при условии, что действия собственника не наносят никакого вреда окружающей среде, правам и интересам прочих лиц.

В Земельном кодексе Российской Федерации отдельное внимание уделяется вопросу имущественных отношений, которые берут свое начало в рамках владения, пользования и распоряжения землей, совершения с ней разнообразных действий.

Согласно общему правилу в такой ситуации требуется использование норм, установленных на уровне гражданского законодательства. Исключение возможно только в отдельных случаях, установленных земельным и прочими смежными с ним отраслями права.

К числу подобных специальных актов относится Закон о проведении в Сочи Олимпийских игр.

В данном законодательном акте отдельное внимание уделялось вопросу, определяющему использование и владение участками для имущественных нужд: под строительство объектов, необходимых для проведения спортивного мероприятия.

Следовательно, предоставление права владения, пользования, распоряжения земельным участком происходило не на основании требований, установленных гражданским законом, а на основании специальных норм, установленных данным Законом.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы. Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста „Глобализация в наши дни в сфере земельно-имущественных отношений больше,чем 50 лет назад. Так ли это?“Андрей24.10.2018 14:03 Добрый день!

Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9.

Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные.

Представление интересов в суде тоже платное.

По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 938-82-06 г. Москва, Старопименовский переулок 18 Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны Дубровина Светлана Борисовна24.10.2018 18:40Задать дополнительный вопрос Согласна с коллегой. 25.10.2018 10:00Задать дополнительный вопрос „Добрый день.

25.10.2018 10:00Задать дополнительный вопрос „Добрый день. Подали документы на межевание участка.

Замеры делали по забору с соседями, которые уже отмежевали свой участок ранее. Дело приостановили в связи с тем, что соседи отмежевали свой участок, отступив от забора вглубь своего участка. И теперь между участками имеется промежуток.

Как нам поступить в такой ситуации?

С соседями общались, они категорически отказываются переносить забор либо дооформить этот промежуток.“Майя20.08.2018 11:52 Добрый день! Рекомендую обратиться в кадастровую палату, если там вам не смогут помочь, необходимо подать в суд иск об определении границ участка. Миронов Александр КонстантиновичЗадать дополнительный вопрос Полностью согласна с коллегой.

21.08.2018 05:39Задать дополнительный вопрос 1 Также вам будут полезны следующие статьи:

Земельные правоотношения: понятие, виды и особенности

Время чтения: 8 минутЗемельные правоотношения – это вид общественных отношений, регламентированный Земельным кодексом РФ, профильными законодательными и подзаконными актами. Их участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Такой вид отношений складывается между гражданами, предприятиями и организациями, а также органами власти по вопросам использования, распределения и охраны земель.

Земельные отношения – это регулируемые нормами профильного законодательства общественные отношения, субъекты которых являются потенциальными или фактическими носителями определенных прав и обязанностей. Понятие земельных правоотношений закреплено в статье 3.

В ней указано, что имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением наделами земли, а также порядок совершения сделок с этим видом недвижимости регулируется нормами гражданского права если иное не предусмотрено специальными законодательными актами или законодательством:

  1. водным,
  2. об охране окружающей среды.
  3. земельным,
  4. о недрах,
  5. лесным,

Информация о том, какие правоотношения регулирует земельное законодательство, изложена в пункте 1, статьи 3 ЗК РФ. Отношения, возникающие в процессе использования земли, имеют ряд особенностей, главной из которых является их объект.

В этом качестве выступает земля, как природный ресурс (объект). Субъекты этого вида правоотношений имеют специфический правовой статус.

Такие отношения могут быть:

  1. публичными,
  2. частноправовыми.

Земельные общественные отношения складываются между гражданами, предприятиями или организациями и органами власти. Они касаются распределения, использования и охраны земли и регулируются нормами профильного законодательства.

Особенный статус в таких правоотношениях имеет государство, субъекты РФ и органы местного самоуправления. Они могут выступать в качестве:

  • Регулятора правоотношений, возникающих относительно участков, которые расположены на подведомственной им территории и находятся под их юрисдикцией. Правительство осуществляет общее и муниципальное регулирование земельных отношений. Оно принимает нормативные акты, которые носят властный характер, например, требования по охране природы.
  • Собственника земли. Их полномочия предусмотрены статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Детальнее об особенностях земельных отношений, специфике оснований для возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере использования земли и о правовом статусе их субъектов читайте в статье . Отношения, возникающие при использовании земли, имеют достаточно сложное содержание.

На его формирование влияют:

  1. юридический статус участников отношений;
  2. правовое регулирование отношений, составляющих основу земельного правоотношения.
  3. специфические особенности объекта;

Чтобы понять, насколько особенными являются отношения, регулируемые профильным законодательством, следует выяснить, какие элементы составляют структуру земельных правоотношений. Специалисты в области земельного права перечисляют следующие составляющие:

  1. объект, в качестве которого выступает определенный участок. В некоторых случаях объектом является земельный фонд или его часть в пределах границ субъекта Российской Федерации;
  2. содержание земельных отношений. Под ним подразумевают права и обязанности субъектов, совершающих действия в соответствии с требованиями профильного законодательства.
  3. субъект, деятельность которого регулируется профильными законодательными актами;
  4. правовая норма, являющаяся основой правоотношений;

После введения на территории Российской Федерации института частной собственности на землю и платного ее использования, правоотношения, возникающие в данной сфере, получили новое содержание.

Теперь они стали имущественными. Земля больше не является объектом администрирования.

После проведения государственной оценки участки получили , которая определяется с учетом потребностей рынка этого специфического вида недвижимости. Специалисты в области земельного права рекомендуют всем владельцам недвижимости узнать, на чем строятся земельные отношения.

Это поможет им разобраться в том, как формируются права и обязанности их участников. Правовые отношения, которые возникают в процессе использования земли, разнообразны и многогранны.

Они возникают, изменяются и прекращаются в результате совершения участниками правомерных и неправомерных действий. Юристы квалифицируют их по различным признакам.

Разговор о том, какие бывают виды земельных правоотношений следует начать с их разделения по основным институтам профильного права. По этому классификатору он делятся на отношения, связанные с:

  1. ;
  2. ;
  3. государственным управлением земельными ресурсами;
  4. правом собственности на землю;
  5. юридической ответственностью за нарушение правовых норм.

Существует также классификация земельных правоотношений по признаку основного хозяйственного назначения земли (их виды предусмотрены статьей 7 ЗК РФ).

В соответствии с этой законодательной нормой в качестве объекта таких отношений могут выступать земли:

  1. сельхозназначения;
  2. ;
  3. .
  4. территорий и объектов, охране которых уделяется особое внимание;
  5. или водного фондов;
  6. специального назначения: различных отраслей , транспорта, связи и других сфер;

Публичные земельные правоотношения – достаточно специфический институт.

В соответствии с законодательством РФ, их участниками могут быть не только граждане, предприятия и организации, но и само государство, а также органы местной власти. Классификация правовых отношений по субъектам поможет участникам разобраться в своих правах и обязанностях.

Что касается функционального назначения земельных правоотношений, то их принято делить на регулятивные и правоохранительные.

Не менее важно и разделение в соответствии с видами правовых норм, ставших основой для возникновения отношений, которые возникли в процессе использования природного ресурса.

По этому признаку они делятся на:

  1. процессуальные, в основе которых лежат процессуальные нормы.
  2. материальные, возникшие на основании норм материального права;

Участники правовых отношений, реализовывая свое право собственности на землю, могут совершать действия различной правомерности. На основании этого классификатора правоотношения делятся на:

  1. правомерные,
  2. неправомерные.

Земельные правоотношения также подразделяются на виды в зависимости от степени взаимных обязанностей их субъектов. Это могут быть отношения равноправия, часто называемые партнерскими, или подчиненности одной стороны другой.

В соответствии со статьей 3 ЗК РФ, участниками земельных отношений являются не только граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, но и само государство, субъекты РФ, муниципальные образования, а также предприятия и организации. Они могут быть:

  1. арендаторами, использующими наделы на основании договора аренды или субаренды;
  2. владельцами. Права и обязанности участников земельных правоотношений пожизненные и передаются по наследству;
  3. собственниками участков;
  4. обладателями сервитута, дающего право ограниченного использования чужого участка.
  5. пользователями. Эксплуатация земли этой категорией субъектов осуществляется на основании права бессрочного (постоянного) или безвозмездного срочного пользования наделом;

Участниками отношений, связанных с использованием земли, могут быть иностранцы.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что зарубежные компании и иностранные граждане как субъекты земельных правоотношений наделены правом на приобретение и использование участков земли.

Их полномочия определены вышеназванным кодексом и другими федеральными законами. Участниками отношений в сфере владения и использования природного ресурса могут выступать только лица, которых законодательство наделило правами и обязанностями, достаточными для того чтобы выступать в качестве субъекта правоотношений.

Участниками отношений в сфере владения и использования природного ресурса могут выступать только лица, которых законодательство наделило правами и обязанностями, достаточными для того чтобы выступать в качестве субъекта правоотношений. Именно степень наделенности является основным критерием, определяющим их юридический статус. Субъектами земельных отношений не могут выступать предприятия, организации и физические лица, не обладающие земельной правосубектностью – земельной правоспособностью и дееспособностью.

Одним из элементов правоотношений, возникающих в сфере использования земли, является их объект. В соответствии со статьей 6 ЗК РФ, к этой категории относятся:

  • Наделы земли. Земельный участок как объект земельных отношений признается недвижимостью, которая является частью поверхности земли, имеющей определенные характеристики. Законодательство Российской Федерации предусматривает требования по оформлению наделов. Участок в обязательном порядке должен иметь установленные границы, определенные и закрепленные в соответствии с требованиями законодательства в правоустанавливающих документах. Правовой статус земельного участка включает в себя такие важные понятия, как целевое назначение, форму разрешенного использования и способ владения. Вся эта информация вносится в его кадастровый паспорт.
  • Земля как природный объект (ресурс). Может выступить в качестве объекта отношений в целом. В качестве природного объекта она выступает в правоотношениях, связанных с соблюдением требований по охране и рациональному использованию.
  • Части земельных участков. Законодательством РФ предусмотрено, что наделы могут быть делимыми и неделимыми. К первой категории относятся участки, которые могут быть разделены на самостоятельные наделы, используемые без предварительного перевода земли в другую категорию. Понятие неделимости разъясняется в статье 133 . В соответствии с этой нормой неделимой признается вещь, разделение которой невозможно без изменения назначения.

То, что земля может выступать в качестве объекта соответствующих отношений, закреплено в ЗК РФ. В данном законодательном акте описываются правоотношения, связанные с разделением земли на категории, ее охраной и использованием.

Содержание земельных правоотношений – это взаимосвязанные между собой права и обязанности их субъектов. Они реализуются путем выполнения или воздержания от выполнения действий, предусмотренных профильным законодательством. Права и обязанности участников зависят от вида и подвида отношений.

Например, содержание отношений в сфере собственности на землю состоит из владения, пользования и распоряжения этим объектом недвижимости. Наличие перечисленных правомочий говорит о том, что субъект обладает правом собственности на надел.

Что касается правомочия распоряжения государственной собственностью на землю, то оно осуществляется в процессе выполнения уполномоченными государственными и муниципальными органами функций по управлению подведомственной им землей при помощи принятия актов о предоставлении или изъятии наделов, определении их целевого назначения. Более детальная информация представлена в статье .

Земельные, как и любые другие правоотношения, контролируются и регулируются государством.

Для выполнения этой ответственной задачи им принимаются экономические и правовые меры, используются различные методики.

Под методами земельного права подразумевают комплекс приемов и способов воздействия на поведение участников отношений. Специалисты в области профильного права выделяют основные методы правового регулирования:

  • Императивный. Он выражается в установлении обязанностей и запретов, которые обязаны учитывать субъекты правоотношения.
  • санкционирующий,
  • рекомендательный,
  • Диспозитивный. Это особенный метод, определяющий пределы поведения субъектов земельных юридических отношений и предоставляющий им возможность самостоятельно регулировать свои действия, не выходя при этом за установленные рамки. Существует три вида диспозитивного метода регулирования земельный отношений:
    • рекомендательный,
    • санкционирующий,
    • делегирующий.
  • делегирующий.

Регулирование земельных отношений находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Это предусмотрено статьей 72 . Процесс контролируется федеральными органами законодательной и исполнительной власти и их подразделениями на местах.

На государственном уровне регулирование осуществляют органы такой компетенции:

  • отраслевые, представителями которых являются министерства и ведомства, контролирующие использование земель целевого назначения: Министерства природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, а также Федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства.
  • функциональные: Госкомзем Российской Федерации, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  • Общей. К этой категории относится правительство РФ и соответствующие подразделения исполнительной власти на местах. Органы, осуществляющие административно правовое регулирование земельных отношений, выполняют функции в пределах своей компетенции. Они управляют земельными фондами на подведомственной территории, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится земля.
  • Специальной. Они подразделяются на:
    • функциональные: Госкомзем Российской Федерации, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
    • отраслевые, представителями которых являются министерства и ведомства, контролирующие использование земель целевого назначения: Министерства природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, а также Федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства.

Существуют определенные особенности государственного регулирования режима пользования землей, в зависимости от региона, где она расположена. Поэтому реальные и потенциальные собственники должны предварительно узнавать о своих правах и обязанностях у представителей местных органов власти: администраций городов, районов, поселков или сел. Органы местного самоуправления наделены рядом полномочий.

При администрациях городов, районов, поселков и сел создаются специальные комиссии, регулирующие отношения, которые возникают при распределении и использовании земли. Основанием для их деятельности является постановление о создании комиссии по земельным отношениям.

Постановлением утверждается состав комиссии и Положение, на основании которого она будет функционировать. Данным структурным подразделением осуществляется контроль за исполнением земельного законодательства на местах. Чтобы регулировать отношения в сфере использования земли, государственные органы издают законы и подзаконные акты.

Они определяют земельно-правовой статус участников земельных отношений, права и обязанности субъектов. Основным документом, регулирующим правоотношения в данной сфере, является Конституция Российской Федерации.

Правоотношениям, возникающим в процессе использования важного природного ресурса, посвящены статья 9, 36, 42, 58 и 72. Главным отраслевым сводом законодательных актов является Земельный кодекс РФ. Он обладает приоритетом в вопросах регулирования правоотношений, возникающих в данной отрасли.

Его нормы определяют:

  1. санкции, которые будут применены по отношению к лицам, нарушившим порядок пользования землей и требования по ее охране.
  2. обязанности владельцев и пользователей участков земли;
  3. право землепользования и его виды;

Перечень актов, регулирующих правоотношения в данной сфере выглядит так:

  1. указы Президента;
  2. подзаконные акты ведомств;
  3. федеральные законы, нормы которых соответствуют закрепленным в ЗК РФ;
  4. законы субъектов Российской Федерации, не противоречащие федеральным актам;
  5. постановления Правительства;
  6. нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Некоторые нормы земельного права носят отсылочный характер. Например, право собственности на землю регулируется Гражданским кодексом РФ.

Составы правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, предусмотрены статьями и . Больше об этом можно узнать из материала . В процессе реализации субъектами земельных правоотношении их прав и обязанностей могут возникать споры.

Один из вариантов их разрешения – обращение в суды. Решения и постановления судебных инстанций по земельным правоотношениям являются обязательными к исполнению на всей территории страны.

Проведение земельной реформы привело к тому, что правоотношениям, возникающим в данной сфере, стало уделяться особое внимание. Теперь каждый владелец или арендатор участков хочет знать, какими правами и обязанностями он наделен в качестве участника таких отношений.

Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание такому важному вопросу, как защита прав субъектов земельных отношений.