Меню
Главная - Налоговое право - Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является

Статья 114 НК РФ. Налоговые санкции


Новая редакция Ст. 114 НК РФ 1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. 2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. 3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. 7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

В п. 1 комментируемой статьи дается определение налоговой санкции. Прежде всего, необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается и от мер ответственности, предусмотренных в гл.

18 НК РФ, и от пени (ст. 75 НК РФ). Итак: налоговая санкция означает, что лицо, допустившее правонарушение, должно понести определенные неблагоприятные последствия — денежные штрафы в размерах, указанных в ст.

ст. 116 — 129.1 НК РФ (в зависимости от вида налогового правонарушения соответственно). Применение налоговой санкции возможно, лишь если: — не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ); — не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст.

115 НК РФ). Применяя правила п. 2 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду ряд важных обстоятельств: а) эти правила императивны. Органы, применяющие налоговые санкции, не вправе самостоятельно устанавливать: — иные размеры налоговых санкций, нежели те, что предусмотрены в ст.

114 и нормах гл. 16 НК РФ; — иную (т.е. неденежную) форму налоговой санкции.

Нельзя устанавливать иные правила и в других актах законодательства о налогах; б) размер налоговой санкции (штрафа) чаще всего определяется в твердой денежной сумме.

Например, в п. 1 ст. 116 НК РФ размер штрафа четко указан — 5 тыс.

руб. В ряде случаев штраф исчисляется в процентах от определенной суммы. Например, в п. 2 ст. 117 НК РФ указано, что лицо, более трех месяцев осуществляющее деятельность индивидуального предпринимателя или организации без постановки на учет в налоговом органе, привлекается к уплате штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период такой деятельности; в) нельзя устанавливать налоговую санкцию в неденежной форме (например, в виде взыскания какого-то имущества в натуре): это противоречило бы и правилам комментируемой статьи, и ст. ст. 45 — 48 НК РФ. Особенности правил п.

3 комментируемой статьи состоят в том, что: а) они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ, в качестве смягчающих, а именно: — совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств; — совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости; — иных обстоятельств, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ); б) размер штрафа согласно императивному правилу, содержащемуся в п.

3 комментируемой статьи, подлежит уменьшению; в) п. 3 настоящей статьи определяет, что размер штрафа должен быть уменьшен не менее, чем в два раза по сравнению с установленным соответствующей статьей гл.

16 НК РФ. В то же время орган, применяющий налоговую санкцию, вправе еще больше уменьшить размер штрафа в зависимости от того, насколько существенно повлияли смягчающие обстоятельства на характер последствия налогового правонарушения. ВАС РФ и Верховный Суд РФ разъяснили: «учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза» (п.

ВАС РФ и Верховный Суд РФ разъяснили:

«учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза»

(п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9). Согласно правилам п.

4 комментируемой статьи при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%. Правила п. 5 комментируемой статьи подлежат применению, когда: а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей гл. 16 НК РФ; б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями гл.

16 НК РФ (например, если лицо нарушило срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и срок представления сведений об открытии или закрытии счета в банке (ст.

118 НК РФ), то с него взыскиваются два штрафа в размере по 5 тыс. руб. каждый); в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренных разными статьями гл. 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере; г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений.

И в этом случае сказанное выше сохраняет силу. Следует также учесть, что правила п. 5 комментируемой статьи императивны.

Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Применяя правила п. 6 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд моментов: а) сумма штрафов — это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющихся налоговыми правонарушениями).

В п. 6 ст. 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст.

132 — 138 НК РФ); б) штраф присуждается: — судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель); — арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения); в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена: — сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах); — сумма пеней, исчисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ; г) правила п. 6 комментируемой статьи предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной ст.

855 ГК РФ. Таким образом, закончены многолетние дебаты о том, в какой очередности должны исполняться платежные поручения, предусматривающие уплату сумм налогов, штрафов по налогам, пеней и т.п. платежей, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов (ст.

76 НК РФ). 1. Налоговая санкция, как определено п.

1 ст. 114 Кодекса, является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Как говорилось выше (см. комментарии к ст.

75 и 108 Кодекса), согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания).
погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания).

При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

2. Как указано в п. 2 ст. 114 Кодекса, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 Кодекса, которая устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

При этом п. 3 ст. 114 Кодекса предусматривает возможность уменьшения размера штрафа в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств, а п. 4 ст. 114 Кодекса — возможность увеличения размера штрафа в случае наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

3. В пункте 3 ст. 114 Кодекса содержится правило определения размера штрафа в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрены п. 1 ст. 112 Кодекса, причем их перечень является открытым.

Согласно п. 4 указанной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом (см. комментарий к ст. 112 Кодекса). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа в соответствии с п.

3 комментируемой статьи подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения. Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9, учитывая, что п.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9, учитывая, что п.

3 ст. 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более, чем в два раза. 4. Пункт 4 ст. 114 Кодекса устанавливает правило определения размера штрафа в случае наличия отягчающего ответственность обстоятельства. Единственное обстоятельство, признаваемое отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрено п.

2 ст. 112 Кодекса (см. комментарий к ст. 112 Кодекса). При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа в соответствии с п.

4 комментируемой статьи подлежит увеличению на 100%. 5. В пункте 5 ст. 114 Кодекса установлены правила взыскания налоговых санкций при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений: налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности; менее строгая налоговая санкция более строгой налоговой санкцией не поглощается. Правило о запрете поглощения менее строгой санкции более строгой санкцией установлено в противоположность предусмотренных ст.

69 УК правил поглощения менее строгого наказания более строгим при назначении уголовного наказания по совокупности преступлений. 6. Пункт 6 ст. 114 Кодекса определяет очередность перечисления со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента сумм присужденного штрафа и задолженности по налогу или сбору, образовавшейся в результате нарушения законодательства о налогах и сборах, за которое присужден этот штраф; сначала перечисляется задолженность по налогу или сбору и соответствующие пени, затем перечисляется сумма присужденного штрафа.

При этом перечисления средств со счетов производится в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает, в каком порядке — судебном или внесудебном — взыскиваются налоговые санкции.

В ранее действовавшей ред. п. 7 ст. 114 Кодекса устанавливалось, что налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Однако Федеральным законом от 4 ноября 2005 г.

N 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлены новые административные процедуры урегулирования налоговых споров, в т.ч.

предусмотрена возможность внесудебного взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей и организаций. Судебный или внесудебный порядок взыскания налоговых санкций применяется в зависимости от того, какое лицо является налогоплательщиком, с которого подлежит взысканию налоговая санкция, — организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, — а также от того, какая сумма налоговой санкции подлежит взысканию. С организации налоговая санкция взыскивается в судебном порядке в том случае, если сумма налагаемого на нее штрафа превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

В том случае, если сумма налагаемого на организацию штрафа не превышает указанный размер, то налоговая санкция взыскивается во внесудебном порядке, т.е. на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном ст.

103.1 Кодекса (см. комментарий к ст.

103.1 Кодекса). С индивидуального предпринимателя в судебном порядке налоговая санкция взыскивается в случае, если сумма налагаемого на него штрафа превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае, если сумма налагаемого на индивидуального предпринимателя штрафа указанный размер не превышает, то налоговая санкция взыскивается во внесудебном порядке (см. комментарий к ст. 103.1 Кодекса).

Налоговая санкция с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, взыскивается только в судебном порядке, в независимости от суммы взыскиваемой налоговой санкции. Порядок судебного рассмотрения дел и исполнения решений о взыскании налоговых санкций установлен ст. 105 Кодекса (см. комментарий к ст.
105 Кодекса (см. комментарий к ст. 105 Кодекса).

Налоговое правонарушение и налоговая ответственность

Статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.Вина, противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая должна быть направлена, в том числе, на предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст.107 НК РФ).Согласно пункту 2 статьи 114 Кодекса налоговые санкции устанавливаются и применяются только в виде денежного штрафа, т.е. налоговая ответственность имеет имущественный характер.

Однако необходимо оговориться, что оплата плательщиком налоговых санкций не освобождает его от уплаты соответствующих сумм налогов.Привлечение плательщиков к налоговой ответственности не носит тотальный характер. Так, статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие хотя бы одного из которых исключает возможность привлечение лица к ответственности:1. отсутствие события налогового правонарушения;2.

отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;3.

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;4.

истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.Рассмотрим каждый пункт более подробно.Событие налогового правонарушения – это юридический факт, который выражается в неправомерном поведении плательщика, в нарушении норм законодательства о налогах и сборах.Наличие события правонарушения обязан доказать налоговый орган. Если оно не доказано, нет оснований для привлечения лица к ответственности.Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.Важнейшая роль в законодательстве отведена такому фактору как вина налогоплательщика.Итак, вина плательщика является необходимым условием для привлечения его к налоговой ответственности.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.Важнейшая роль в законодательстве отведена такому фактору как вина налогоплательщика.Итак, вина плательщика является необходимым условием для привлечения его к налоговой ответственности. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, приведены в статье 111 НК РФ. Однако данный перечень является открытым в силу того, что с 01.01.2007 года суды и налоговые органы, рассматривающие дела о налоговых правонарушениях, получили право признавать в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, помимо тех, что указаны в статье 111 Кодекса.Статьей 110 НК РФ определено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

И если в отношении физических лиц вопросов не возникает, то по юридическим лицам необходимо уточнить, что вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 №202-О отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.Еще одним фактором, определяющим возможность привлечения к ответственности, является срок давности.Так, согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.Исчисление срока давности определено налоговым законодательством и применяется относительно конкретного налогового правонарушения.Помимо исключения ответственности за совершение правонарушения налоговым законодательством предусмотрена также возможность смягчения санкций, если состав правонарушения носит явный характер.Статья 112 НК РФ предусматривает перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, — это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Данный перечень, как и в случае со статьей 111 НК РФ, является открытым.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суды и налоговые органы имеют право признавать смягчающими неограниченный круг обстоятельств.Наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, позволяет суду снизить размер налоговой санкции не менее чем в два раза. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.Однако, не стоит забывать о том, что ответственность за налоговое правонарушение может быть не только смягчена, но и увеличена.В силу статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим ответственность обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100 процентов.Помимо прочего, налогоплательщик должен знать, что согласно пункту 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Материал подготовлен . «» : Теги:

Налоговые нарушения и размеры штрафов

3527 Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ.

Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК) Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб.

ст. 116 Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

ст. 116 Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119 Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб.

за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119 Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб.

ст. 119.1 Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб.

(если эти деяния повлекли занижение налоговой базы) ст.

120 Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно) ст.

122 Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст.

123 Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125 Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб.

за каждый непредставленный документ ст. 126 Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126 Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб.

за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1 Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб.

ст. 128 Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб.

ст. 128 Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года) ст.

129.1 Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей.

На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов.

При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица. Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения.

А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого.

Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  1. причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  2. умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  3. достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации.

На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств. То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие. Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  1. налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.
  2. на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  1. НДС;
  2. социальный.
  3. на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  4. акцизные сборы;

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  1. не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.
  2. внесли неверные сведения в декларацию;
  3. опоздали с подачей декларации;

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП. К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  1. некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  2. «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  3. уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст.

15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  1. с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  2. с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.
  3. с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  4. с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.