Меню
Главная - Другое - Контроль за соблюдением правил о т и т б

Контроль за соблюдением правил о т и т б

Надзор и контроль соблюдения требований охраны труда


15.03.2021 В статье речь пойдет о том, каким образом контролируется соблюдение требований охраны труда на предприятиях, какие органы осуществляют государственный контроль, зачем нужен общественный контроль и какие обязанности возложены на службу охраны труда самой организации.Необходимость контроля за соблюдением законодательства об охране труда прописана в Главе 34 «Требования охраны труда» Трудового кодекса Российской Федерации. Эта же глава предусматривает ответственность руководителя за предоставление информации и документов контролирующим органам — федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзному контролю, а также обеспечение им беспрепятственного доступа для проведения проверок условий и ОТ, расследований несчастных случаев (НС) на производстве и случаев профессиональных заболеваний (ПЗ).

Следовательно, контролируют соблюдение требований охраны труда предприятием и его руководством различные службы, поэтому важно разобраться, как строится система контроля в целом.Первичный контроль в области охраны труда осуществляется на самом производстве — специалистом по охране труда или соответствующей службой. На небольшом предприятии с численностью сотрудников менее 50 человек решение о том, кто осуществляет контроль по охране труда, принимает руководитель.

Он может делать это сам, или возложить обязанности специалиста по ОТ на кадровика или бухгалтера, или же нанять специализированную организацию.Основные требования к специалисту по ОТ:

  1. в лицензированном учебном центре.
  2. наличие высшего образования — технического или гуманитарного;

В случае если сотрудников на предприятии более 50, создается служба охраны труда или должность специалиста по ОТ.

В сферу контроля службы охраны труда входит:

  1. правильностью ведения документов по ОТ;
  2. принимать участие в аттестации рабочих мест, в разработке мероприятий по предотвращению опасных ситуаций;
  3. хранить документацию по ОТ и т. д.
  4. качеством обучения по охране труда;
  5. наличием у работников средств индивидуальной защиты и правильным их использованием;
  6. следить за состоянием оборудования, зданий и сооружений;
  7. снабжать подразделения документацией по ОТ;
  8. организовывать обучение сотрудников, проводить инструктажи;
  9. вести учет НС и ПЗ;

Эта служба подчиняется руководителю организации или его заместителю, поэтому необходим еще контроль со стороны.В нашей стране существуют 3 вида контроля охраны труда:

  • Государственный. Ведется госорганами и профильными инспекциями на федеральном и местном уровнях.

    Осуществляется с помощью проведения обследований, проверок, по итогам которых выдаются обязательные к исполнению предписания по устранению нарушений в области охраны труда и привлечению к ответственности виновных.

    Осуществление государственного контроля возложено на Федеральную инспекцию труда.

    Федеральные органы исполнительной власти осуществляют надзор за выполнением правил безопасности при ведении работ различных видов наряду с Федеральной инспекцией труда. К числу таких органов относятся Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и защиты человека.
    К числу таких органов относятся Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и защиты человека.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления отвечают за внутриведомственный государственный контроль исполнения трудового законодательства. Общий надзорный государственный орган — Прокуратура РФ. Органы государственного контроля проводят плановые и внеплановые проверки.

    Плановые проходят 1 раз в 3 года, внеплановые могут быть вызваны:

  1. несчастным случаем на производстве;
  2. запросом работника на проведение проверки его рабочего места на соответствие условиям безопасности труда.
  3. окончанием срока, который был дан на устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  4. жалобой на нарушение охраны труда;

Потребовать провести проверку может вышестоящая организация — Министерство. Правительство РФ, Прокуратура.

  • Ведомственный. Это надзор вышестоящих организаций по отношению к подчиненным предприятиям. Осуществляется министерствами, департаментами и т. д. Проверяется выполнение требований безопасности труда, гигиены труда. Цели проверок в подведомственных организациях — выявление нарушений в области ОТ; предупреждение нарушения прав сотрудников подчиненных организаций, их законных интересов; принятие мер по восстановлению прав работников, если они были нарушены; привлечение должностных лиц, которые виновны в нарушениях законодательства об охране труда, к ответственности; надзор за мероприятиями по предотвращению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.
  • Общественный. Согласно ТК РФ, одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда — содействие общественному контролю за соблюдением прав работников, их законных интересов. Общественный контроль осуществляется профсоюзами и другими представительными органами, которые уполномочил коллектив. Чтобы работники и работодатели смогли совместно действовать и обеспечить соблюдение требований охраны труда на предприятии создаются комиссии или комитеты по охране труда, являющиеся частью системы управления охраной труда на предприятии.

Виды контроля являются частью системы контроля требований ОТ. Однако различают еще и ступени контроля.Одна из важнейших частей системы по охране труда — трехступенчатый контроль.

При большой численности сотрудников один специалист по охране труда, а иногда даже соответствующий отдел могут не справиться. Поэтому контроль за соблюдением норм ОТ на предприятиях ведется постоянно руководителями разных уровней:

  1. первая ступень — ведут непосредственные руководители работ: технологи, мастера, механики, на своих объектах. Проводится ежедневно;
  2. вторая ступень — еженедельный контроль, который проводят начальники участков, стройплощадок, цехов;
  3. ежемесячно контроль ведут руководители, главные специалисты или лица, которые их замещают.

При проведении проверок руководители работ проверяют рабочее место, освещенность, вентиляцию, оборудование, инструменты, сигнализацию, наличие у работников СИЗ и т. д. Результаты проверок записываются в журнал 3-ступенчатого контроля.Во время проверок специалистами второй ступени проверяются помещения и рабочие места в них в целом,у работников могут быть выборочно проверены знания по ОТ, проверяется, как устранены недостатки, которые выявила прошлая проверка, и т.

д. Потом делается запись в журнале 3-ступенчатого контроля и вырабатываются пути устранения выявленных при проверке недочетов и недостатков.Проверки третьей ступени проводят главный инженер и комиссия, которую он возглавляет. Проверяют:

  1. устранены ли недостатки, которые выявлены на 2 предыдущих ступенях, как идет процесс их ликвидации;
  2. в рабочем ли состоянии находятся средства защиты, в том числе индивидуальные;
  3. в каком состоянии находятся рабочие места и помещения в целом;
  4. как выполняются решения, приказы руководства, профсоюзных органов по охране труда.
  5. состояние оборудования, которое непосредственно задействовано в производстве;

Крупные предприятия проверяются по графику.

Каждое подразделение должно быть проверено не менее 4 раз за год, неблагополучные с точки зрения охраны труда — не менее 6 раз за год.

Итоги работы инженера и возглавляемой им комиссии также записываются в журнал 3-ступенчатого контроля, обсуждаются решения комиссии, а также пути повышения уровня безопасности проводимых работ. Совещание комиссии оформляется протоколом.Состав комиссии по ОТ: главный инженер и другие главные специалисты – главный технолог, главный механик, представитель профкома предприятия, специалист по ОТ, медицинский работник, пожарный.Система контроля состояния охраны труда работает только в том случае, если все ступени четко выполняют свои функции.

Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

  1. Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Документ утратил силу или отменен Статья 24.

Органы государственного надзора и контроля Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.(в ред.

Органы государственного надзора и контроля Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Общественный контроль за охраной труда Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраны труда.Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда. Статья 26. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Статья 27. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 28. Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда(в ред.

Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ) В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимает соответствующий орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, главного государственного инспектора труда по субъекту Российской Федерации при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.Решение органа исполнительной власти по труду о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке. ПрезидентРоссийской ФедерацииБ.ЕЛЬЦИНМосква, Дом Советов России.6 августа 1993 года.N 5600-1 Открыть полный текст документа

Как контролировать соблюдение трудового законодательства внутри компании?

Все предприятия проходят внешний контроль трудовой инспекции за соблюдением трудового законодательства.

Однако несколько лет назад появился внутренний контроль. Дело это добровольное, поэтому не все работодатели его организовывают, а зря. Благодаря внутреннему контролю пройти внешний контроль значительно легче.

Минтруд 28 декабря 2016 г. утвердил Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Рекомендации).

Согласно Рекомендациям, внутренний контроль означает добровольную оценку работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, посредством организационных мер, процедур и инструментов.

Роструд попытался внедрить Рекомендации:

  1. разместил на электронном портале «Онлайнинспектор.рф» на сайте Роструда сервис «электронный инспектор».
  2. утвердил проверочные листы, которые расположены на сайте Роструда;

И только после этого Рекомендации были доведены для применения всем работодателям.

В Рекомендациях в первую очередь отмечено, что внутренний контроль осуществляется на добровольной основе. Проводить его рекомендуется не реже одного раза в год на основании разработанного локального нормативного акта.
Внедрение внутреннего контроля предполагает следующие цели:

  1. сформировать «инструменты «самооценки» соблюдения требований;
  2. обеспечить открытость принятия управленческих решений внутри организации-работодателя.
  3. подтвердить соответствие деятельности предприятия требованиям;
  4. прогнозировать мероприятия по обеспечению соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  5. обеспечить соблюдение требований;

В рекомендациях предусмотрены два вида организации системы внутреннего контроля:

  1. создание службы внутреннего контроля и (или) назначение контролера при численности сотрудников свыше 250 человек;
  2. «самоинспектирование» с использованием интерактивного сервиса «Электронный инспектор».

Реализовать службу внутреннего контроля можно в виде двух структурных подразделений:

  1. отдел по контролю за соблюдением требований по охране труда;
  2. отдел по контролю за иными требованиями.

Кроме того, должна быть создана комиссия, состоящая из представителей этих отделов, руководства организации, профсоюзов и отдельных представителей работников.

Можно заменить два отдела одним структурным подразделением, выполняющим одновременно все необходимые функции.

Если же нет возможность организовать ни один, ни два отдела, то руководитель может утвердить просто должность контролера, чтобы тот проводил постоянный мониторинг состояния законности внутри предприятия.

Основными задачами Службы внутреннего контроля являются:

  1. анализ найденных отклонений и степени их влияния на параметры функционирования организации, анализ последствий установленных отклонений и утверждение на их основании разрабатываемой в организации проектной, технологической и другой документации по обеспечению соблюдения трудового законодательства;
  2. выявление причин установленных отклонений, разработка планов, программ по выявлению и предупреждению нарушений законодательства;
  3. отслеживание выполнения плана, фиксация проведения деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с требованиями законодательства, оказание организационно-методической помощи по выполнению планов;
  4. увеличение эффективности и повышение качества управления предприятия с помощью внедрения инструментов внутреннего контроля.
  5. установление порядка профилактических работ по предупреждению нарушений трудового законодательства;
  6. установление фактического состояния организации посредством анализа состояния и причин нарушений работодателем трудового законодательства;
  7. сопоставление фактических данных и требований действующего трудового законодательства в ходе проведения специальной оценки условий труда;
  8. информирование и консультирование руководства и рядовых сотрудников о порядке выполнения отдельных положений трудового законодательства;

Для формирования сведений о результатах мероприятий внутреннего контроля в Рекомендациях предлагается следующая таблица: Номер п/п Проверяемый период Наименование мероприятия внутреннего контроля Выявленные нарушения Рекомендации по устранению выявленных нарушений Степень выполнения рекомендаций по устранению выявленных нарушений Провести «самоинспектирование» по проверочным листам, представляющими собой список критериев в тестовой форме, по которым работодатель может самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям законодательства, можно через сервис «Электронный инспектор» на интернет сервисе «Онлайнинспекция.рф».

Также сервис предоставляет возможность получить рекомендации по устранению нарушений до проведения ГИТ с приложением правового обоснования и необходимых форм документов. На сегодняшний день Рострудом утверждено 133 проверочных листа согласно Приказу от 10.11.2017 № 655. Перед началом работы с сервисом работодатель приказом должен назначить уполномоченное должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки соблюдения требований законодательства, из состава кадровой службы или службы внутреннего контроля, имеющего высшее образование (юридическое или экономическое), опыт работы и обладающего знаниями трудового законодательства.
Перед началом работы с сервисом работодатель приказом должен назначить уполномоченное должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки соблюдения требований законодательства, из состава кадровой службы или службы внутреннего контроля, имеющего высшее образование (юридическое или экономическое), опыт работы и обладающего знаниями трудового законодательства.

Процедура самоинспектирования не предусмотрена для проверки в отношении государственных и муниципальных служащих, служащих ОВД и других правоохранительных органов.

В данный момент сервис работает в тестовом режиме, поэтому достаточно ввести даже условное наименование организации и начать проверку с последующей электронной регистрацией уполномоченным работником. При регистрации необходимо указать основные сведения об организации (наименования учреждения, ОГРН/ИНН, наименование структурного подразделения и ФИО уполномоченного на проведение предварительной проверки лица, контактной информации и электронного адреса пользователя).

Рабочий кабинет ответственного работника, в котором будут хранится сведения о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на имя этого пользователя, будет доступен только ему и оператору сервиса. Так как проверке подлежит соблюдение прав каждого работника, то предварительно нужно определить сотрудника, в отношении которого будет осуществиться проверка. Прежде чем ее начать, надо подготовить и положить перед собой ряд документов, например, трудовой договор, приказ о приеме на работу, трудовую книжку, заявление об увольнении и т.

д. После этого вносится условное или реальное наименование организации и проводится тест.

Если по результату проверки нарушений не было обнаружено, автоматически формируется соответствующая системная отметка.

Если же были, работодателю предложат перечень мероприятий и инструментов для их устранения, что нужно будет сделать незамедлительно, привести документацию в соответствии законодательству. По окончании проверки сервисом «Электронный инспектор» формируется акт проверки работодателем трудового законодательства. Практика осуществления внутреннего контроля не нова, длится не один год, однако это не значит, что, если работодатель не внедрил ее на начальных этапах, то не сможет внедрить никогда — совершенно нет.

Важно понимать, что нарушения лучше не допустить, чем исправлять, или же исправить, чем попасть под штрафные санкции, которые нельзя назвать «символическими».

Однако это не отменяет того, что выбор остается за работодателем, ведь проведение внутреннего контроля не носит обязательный характер.На основании ранее изложенного можно сделать вывод, что не затратным, как в финансовом аспекте, так и в отношении времени, способом самопроверки является использование сервиса «Электронный инспектор», прохождение которого даже в тестовом режиме выявит и поможет исправить все допущенные нарушения.

Материалы : Теги:

  1. , бухгалтер-консультант Линии консультаций

7410 12350 ₽ –40%

Контроль и аудит охраны труда

Цель контроля за условиями и охраной труда – это предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний посредством осуществления комплекса мероприятий. Организации необходимо в установленные сроки проводить создание и корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству РФ и государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда, организовывать разработку и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения (измерения или регистрации) результативности операций, которые способны оказать воздействие на условия труда. Данные процессы должны затрагивать:

  1. отслеживание и регистрация данных о здоровье сотрудников на опасных производствах.
  2. учет несчастных случаев, профзаболеваний, чрезвычайных происшествий и иных свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
  3. обследования состояния здоровья работников организации;
  4. учет результатов контроля и измерений для последующего проведения их анализа с целью оперативного контроля и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
  5. проведение требуемых качественных и количественных оценок согласно установленным требованиям и целями организации в сфере охраны труда;
  6. измерение достигнутых результатов на соответствие их нормативным показателям функционирования и установленным государством нормативным требованиям по охране труда;

Организация в обязательном порядке должна иметь данные о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля (измерения), при этом обеспечивая своевременное техническое обслуживание и поверку данных средств.

Записи о всех проведенных поверках необходимо регистрировать и сохранять. Контроль за состоянием охраны труда на предприятии – один из главных элементов СУОТ и направлен на:

  1. выявление \ предупреждение всех нарушений и отклонений от установленных требований государственных стандартов ССБТ, а также правил, норм и инструкций по охране труда;
  2. проверку соответствия условий труда работников государственным нормативным требованиям в сфере охраны труда;
  3. принятие комплекса эффективных мер, направленных на устранение выявленных недостатков.
  4. выполнение как руководителями, так и специалистами должностных обязанностей по охране труда;

Стоит упомянуть, что в процессе контроля за состоянием условий по ОТ необходимо анализировать результаты аттестации рабочих мест, оценивать безопасность производства в целом, эффективность средств коллективной и индивидуальной защиты. Основные виды контроля:

  1. общественный контроль.
  2. административно-общественный \ оперативный контроль;
  3. государственный контроль;
  4. ведомственный контроль;

Как правило – данный контроль двух-, трехступенчатый.

Первая ступень должна проводиться непосредственным руководителем работ, которым может быть мастер, сменный инженер, механик или бригадир, непосредственно на участке, каждый день перед началом работ \ в течение смены.

Проверка затрагивает состояние рабочих мест и исправность оборудования, инструмента или приспособлений, работу вентиляционных установок и состояние санитарно-бытовых помещений. К этому добавим проверку наличия инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты, рабочей и .

При обнаружении недостатков в обязательном порядке принимаются меры к их устранению с последующей записью в журнале. Вторая ступень – оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения, например начальником цеха, лаборатории или медицинской службы, с представителем комитета \ комиссии по охране труда и специалистами охраны труда или иных служб подразделения. Периодичность данной проверки – не реже 1-го раза в месяц, а день выбирается исходя из графика проверок.

Контроль состояния условий по охране труда на второй ступени кроме перечня позиций первой ступени включает проверку:

  1. своевременности выполнения профилактических осмотров, ремонтов и иного;
  2. своевременности выполнения мероприятий согласно аттестации рабочих мест и т.д.;
  3. исправности и соответствия производственных \ вспомогательных помещений, оборудования и транспортных (грузоподъемных) средств требованиям безопасности;
  4. своевременности проведения требуемых освидетельствований или испытаний защитных средств и оборудования, рабочей и медицинской спецодежды, грузоподъемных машин и механизмов;

Обнаруженные в ходе данной проверки недостатки устраняются с последующей записью в журнале. При невозможности выполнения некоторых мероприятий должна оформляться служебная записка на имя главного инженера.

Результатом проверки является распоряжение по подразделению, включающее конкретные меры и выводы.

Третья ступень – это оперативный контроль, проводимый главным инженером предприятия или его техническим директором совместно с председателем комиссии по охране труда (с руководителем службы охраны труда и иными специалистами организации).

Периодичность – не реже 1-го раза в квартал. Контроль состояния условий по охране труда на 3-ей ступени, кроме перечня позиций 2-ой ступени, проверяет:

  1. обучение и проверка знаний руководителей и специалистов структурных подразделений организации;
  2. выполнение плановых мероприятий, проводимых с целью улучшения условий и охраны труда, включающих и мероприятия из раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятия по актам несчастных случаев. Сюда нужно добавить и выполнение приказов, распоряжений и указаний по охране труда, предписаний контрольно-надзорных органов и рекомендаций комиссии по охране труда;
  3. медицинские осмотры и аналогичные мероприятия лечебно-профилактического характера;
  4. выполнение комплекса мероприятий по устранению недостатков, выявленных во время проведения II ступени контроля;
  5. выполнение похожих задач, входящих в функции руководителей структурных подразделений.

По результатам обследования \ проверки оформляется акт с последующим изданием приказа по организации, который рассматривается на производственном совещании проверенного структурного подразделения организации.

Руководитель должен проводить комплексное обследование состояния охраны труда всех структурных подразделений организации не реже 1-го раза в год с дальнейшим обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании.

Итог проверки – приказ. Должен осуществляться вышестоящей организацией:

  1. при проведении целевых проверок состояния условий в сфере охраны труда в подведомственных организациях;
  2. при проведении комплексных проверок организаций;
  3. на основании заявлений сотрудников подведомственных организаций.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция по труду. Государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных отраслях и в ряде промышленных объектов совместно с федеральной инспекцией по труду осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в данной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, в которых содержатся нормы трудового права, в подведомственных им организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, при содействии органов местного самоуправления согласно федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. Государственный надзор за точным исполнением трудового законодательства и , в которых содержатся нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в полном соответствии с ФЗ РФ. На основании ст. № 370 ТК РФ профсоюзные организации имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства (и НПА, содержащих нормы трудового права) и выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

Работодатели должны в недельный срок со дня получения требования по устранению выявленных в ходе проверок нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения этого требования и принятых в разрезе этого мерах.

Профсоюзные инспекторы по охране труда или уполномоченные для этого лица от профсоюзов имеют право на:

  1. защиту прав и законных интересов членов профсоюза, касающихся вопросов возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  2. осуществление проверки состояния условий и охраны труда и выполнения обязательств работодателей, которые предусмотрены коллективными договорами и соглашениями;
  3. участие в рассмотрении возникающих трудовых споров, которые связаны с нарушением трудового законодательства РФ и иных НПА, касающихся трудового права или обязательств по коллективным договорам и соглашениям, связанным с изменениями условий труда;
  4. участие в расследовании несчастных случаев на производстве и выявленных профессиональных заболеваний;
  5. требование от работодателей приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  6. получение оперативной информации от руководителей и других должностных лиц организаций и работодателей – ИП о состоянии условий по охране труда и всех произошедших несчастных случаях на производстве (профессиональных заболеваниях);
  7. участие в разработке проектов федеральных законов (ФЗ) и иных нормативно-правовых актов РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы трудового права;
  8. осуществление контроля с целью соблюдения работодателями трудового законодательства и других содержащих нормы трудового права НПА;
  9. обращение в соответствующие органы для привлечения к ответственности лиц, которые виновны в нарушении трудового законодательства и иных связанных с ним актов, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  10. проведение независимых экспертиз условий труда на предприятии для обеспечения безопасности его работников;
  11. участие в работе комиссий, собранных для испытаний и приема в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в качестве независимых экспертов;
  12. направление работодателям представления для оперативного устранения выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, в которых содержатся обязательные для рассмотрения нормы трудового права;
  13. участие в разработке проектов подзаконных НПА, в которых присутствуют государственные нормативные требования в области охраны труда, согласовании их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

С целью обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников организации по охране труда во всех ее структурных подразделениях должны быть избраны уполномоченные или доверенные лица в области охраны труда от профсоюза или трудового коллектива. Данные уполномоченные лица имеют право беспрепятственной проверки соблюдения требований по охране труда и внесения обязательных для рассмотрения руководством организаций или работодателями – ИП предложений по устранению выявленных в ходе проверок нарушений требований по ОТ. При использовании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных представителях, которые смогут в полной мере учитывать специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.

В процессе организации общественного контроля за охраной труда в организации не лишним будет принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными представителями поставленных задач (функций) может быть возможно и при условии оказания им необходимой помощи со стороны руководства организации, профсоюзных и других уполномоченных для этого работников представительных органов, органов госконтроля и надзора, а также инспекции профсоюзов. Институт уполномоченных представителей необходим для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников предприятия в сфере охраны труда независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности или численности работников. Количество уполномоченных представителей может увеличиваться – это зависит от конкретных условий производства.

Численность, порядок избрания уполномоченных и срок их полномочий оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателя и представительного органа сотрудников.

Выборы уполномоченных, в большинстве случаев, проводят на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Не стоит избирать уполномоченными сотрудников, которые по занимаемой должности должны нести ответственность за охрану труда в организации. Уполномоченные представители часто входят в состав комитета \ комиссии по охране труда в организации.

Они организуют свою работу во взаимодействии с руководителями подразделений, выборными профсоюзными органами или аналогичными уполномоченными работниками, со службой охраны труда, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией от профсоюзов. Уполномоченные представители отчитываются на общем собрании коллектива, который их избрал и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий согласно решению избравшего их органа, при условии невыполнения ими возложенных на них функций или не проявляют должной требовательности по защите прав работников в области охраны труда. Уполномоченные по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками организации представительных органов должны в обязательном порядке пройти обучение и проверку знаний в рассматриваемой области в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Любая организация должна разрабатывать и проводить своевременную корректировку планов и методов проведения аудита СУОТ. Аудит системы управления охраной труда проводят с целью:

  1. определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения ее соответствия требованиям охраны труда и положениям политики в области охраны труда;
  2. рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита СУОТ;
  3. определения ее качества, оценки результативности достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач по охране труда, своевременности их корректировки;
  4. представления требуемых данных по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения аудита данной системы должен основываться на результатах оценки производственных рисков и анализе результатов предыдущих внутренних проверок СУОТ.

Методы ее аудита должны быть сообразны требованиям к их проведению и назначению, периодичности и уровню квалификации (компетентности) лиц, которые осуществляют аудит СУОТ.