Меню
Главная - Другое - Как срезать по 44 фз

Как срезать по 44 фз

Как срезать по 44 фз

44‑ФЗ простым языком. Часть 10


Электронный аукцион — это закупка, которая полностью проходит в электронной форме на электронной торговой площадке (ЭТП). Заказчик обязан проводить электронный аукцион, закупая товары, работы и услуги из перечней, которые устанавливают федеральное, областное или городское правительство. Например, для всех заказчиков действует , утвержденный правительством России. В такие перечни можно включить товары и услуги, для которых:

  • Критерии определения победителя имеют количественную и денежную оценку.
  • Можно четко сформулировать точное описание объекта закупки;

Заказчик также может закупить аукционом товары, не включенные в перечни.

И наоборот — купить товары из перечня с помощью запроса котировок, запроса предложений, у единственного поставщика, если условия закупки соответствуют требованиям закона. Например, в запросе котировок НМЦ закупки не выше 500 тыс. рублей, у единственного поставщика — не выше 100 тыс.

руб. и т.д. Чтобы участвовать в электронном аукционе, необходимо аккредитоваться на той ЭТП, где он проходит. Для этого участник предоставляет оператору ЭТП следующие документы и информацию о себе:

  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Копии учредительных документов юрлица.
  • Копия выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше 6 месяцев. Для физлиц нужна копия паспорта.
  • Документ, дающий право сотруднику действовать от имени юрлица:
    • копия решения о назначении или избрании,
    • копия приказа о назначении сотрудника на должность, дающую эти полномочия. Если от имени участника действует другое лицо, то к заявке необходимо приложить оригинал или заверенную нотариусом доверенность на право это делать (с печатью организации и подписью руководителя). Если такую доверенность подписывает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, то к заявке нужно приложить документ, который подтверждает эти полномочия.
  • Иностранные компании прикладывают заверенный перевод документов о госрегистрации юрлица или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством его государства, для физлиц — копии документов, удостоверяющих личность.
  • копия решения о назначении или избрании,
  • Адрес электронной почты.
  • Заявление.
  • копия приказа о назначении сотрудника на должность, дающую эти полномочия.

    Если от имени участника действует другое лицо, то к заявке необходимо приложить оригинал или заверенную нотариусом доверенность на право это делать (с печатью организации и подписью руководителя).

    Если такую доверенность подписывает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, то к заявке нужно приложить документ, который подтверждает эти полномочия.

  • ИНН (или его аналог для иностранного лица).

Требовать другие документы и информацию заказчик не имеет права. В течение 5 рабочих дней с даты, когда поступили документы от поставщика, оператор аккредитует участника электронного аукциона или отказывает в аккредитации.

Поставщику приходит уведомление:

  1. При отрицательном решении пишет причины отказа.
  2. В случае положительного решения ЭТП открывает доступ к аукционам и пишет в уведомлении реквизиты счета для для обеспечения заявок.

Оператор электронной площадки обязан отказать в аккредитации, если поставщик:

  1. Компания является оффшорной.
  2. Документы не соответствуют установленным требованиям.
  3. Не предоставил документы.

В других случаях отказывать нельзя. После отказа участник может направить повторное заявление, исправив недочеты.

Аккредитация действует 3 года с даты одобрения оператором ЭТП.

Аккредитованный поставщик обязательно уведомляет оператора ЭТП о том, что:

  1. Сменились или прекратили действие указанные документы или сертификат электронной подписи.
  2. В его документах и реквизитах что-то поменялось.
  3. Появились новые доверенности на работу от имени участника закупки.

После того как участник отправил оператору электронной площадки новые документы или информацию о себе, оператор размещает их на ЭТП или меняет сведения об участнике, указывая время изменений. Оператор ЭТП не проверяет достоверность данных.

Участник электронного аукциона сам несет ответственность за достоверность представленных документов и информации.

Аккредитованный участник вправе участвовать во всех аукционах на этой ЭТП, перечислив на свой счет обеспечение заявки.

За 3 месяца до даты окончания аккредитации участник теряет возможность участвовать в аукционах, о чем оператор ЭТП сообщает ему в уведомлении. Участник проходит аккредитацию на новый срок в указанном выше порядке, но не раньше, чем за 6 месяцев до того, как перестанет действовать уже полученная аккредитация. Оператор ЭТП обязательно ведет такой реестр, в котором указывает:

  1. дату прекращения действия аккредитации.
  2. информацию из заявки на аккредитацию,
  3. документы участника (за исключением копий ЕГРЮЛ (ЕГРИП), доверенностей и уставных документов),

Запись в реестре делают в день принятия решения об аккредитации участника на ЭТП.

Если информация меняется, оператор вносит изменения в реестр в течение 1 часа с момента поступления новых данных и регистрирует дату изменений. Оператор ЭТП исключает участника электронного аукциона из реестра участников электронного аукциона в течение 1 рабочего дня, если у него истек срок аккредитации или принято решение исключить его из реестра. Оператор обязан отправить участнику уведомление об исключении.

Заказчик размещает извещение об аукционе в ЕИС и в любых СМИ:

  1. Не раньше, чем за 15 рабочих дней до окончания срока приема заявок, если его цена > 3 млн руб.
  2. Не раньше, чем за 7 рабочих дней до окончания срока приема заявок, если его цена < 3 млн>

В извещении заказчик указывает следующую информацию: Информация, обязательная для всех закупок Информация о конкретном аукционе 1.

Название организации, юридический адрес, электронная почта, телефон, ФИО должностного лица со стороны заказчика или специализированной организации, которая проводит закупку.

2. Условия контракта, которые описывают закупку в соответствии с из ст. 33, информацию о количестве товара, месте поставки или выполнения работ. 3. Сроки исполнения контракта, НМЦ и источник финансирования.

5. Идентификационный код закупки. 6. Ограничение участия (например, закупки только для СМП или с применением национального режима). 7. Способ определения поставщика.

8. Срок, место и порядок подачи заявок. 9. Размер и порядок обеспечения заявки.

10. Требования к обеспечению контракта, его размер, порядок предоставления, информация о банковском или казначейском сопровождении контракта. 1. Адрес ЭТП, где он проходит.

2. Дата окончания приема заявок. 3. Дата проведения аукциона. 4. Размер обеспечения заявок. 5. Единые (и при необходимости — дополнительные) требования к участникам.

Документация об электронном аукционе дублирует информацию из извещения и дополнительно содержит:

  • Информацию о том, что заказчик может изменить условия контракта.
  • Наименование и описание объекта закупки, условия контракта, обоснование НМЦ.
  • Даты начала и окончания подачи запросов на разъяснения.
  • окончания рассмотрения заявок,
  • Размер и требования к обеспечению контракта.
  • Срок, в который победитель аукциона подписывает контракт.
  • окончания приема заявок,
  • Условия признания победителя аукциона уклонившимися от заключения контракта.
  • Валюту закупки и расчетов с исполнителем контракта, порядок применения курса иностранной валюты.
  • Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
  • Дату и время:
    • окончания приема заявок,
    • окончания рассмотрения заявок,
    • проведения аукциона.
  • Проект контракта.
  • проведения аукциона.
  • Требования к содержанию, составу заявки и инструкцию по ее заполнению. Нельзя устанавливать требования, которые ограничивают доступ к участию.
  • Информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.

Нельзя устанавливать требования к оформлению и форме заявки.

Все документы аукциона доступны поставщикам бесплатно.

Любой поставщик, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на ЭТП, где проходит аукцион, может подать до 3 запросов на разъяснения. Запрос подается средствами ЭТП.
Сроки подачи запроса:

  1. Запрос можно отправить не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. В течение 1 часа с момента поступления запроса оператор ЭТП отправляет запрос заказчику.
  3. В течение 2 дней заказчик размещает в ЕИС разъяснения, указывая сам вопрос, но не указывая участника.

Все эти сроки измеряются в календарных днях, но по правилам Гражданского кодекса, если срок выпадает на выходной день, то он переносится на ближайший рабочий день.

Заказчик может что-то изменить в документации: по своей воле или в ответ на запросы поставщиков.
Заказчик должен соблюдать такие правила:

  1. Нельзя менять объект закупки и увеличивать обеспечение контракта.
  2. Разъяснения не должны менять суть документации.
  3. В течение 1 дня после того, как заказчик решил поменять документы закупки, он публикует изменения в ЕИС и продлевает срок подачи заявок так, чтобы до окончания приема заявок оставалось не меньше 7 и 15 дней в зависимости от НМЦ.
  4. До окончания приема заявок должно оставаться не меньше 2 дней.

Подать заявку на аукцион могут только участники с аккредитацией на ЭТП, где он проходит.

Заявка состоит из двух частей. Что содержит первая часть заявки

  • Согласие на поставку товара, выполнение работ или оказание услуги на условиях из документов закупки. Согласие дается средствами ЭТП.
  • При закупке товара или работ с применением товара, поставщик указывает:
  1. конкретные показатели товара,
  2. указание на товарный знак (если в закупке не был указан конкретный товарный знак или поставщик предлагает товарный знак, который отличается от указанного в документации).

  3. страну происхождения (если в закупке применяется нацрежим),

В первую часть заявки можно включить изображение товара в любом виде. Что содержит вторая часть заявки

  • Копии документов, которые подтверждают соответствие товаров, работ или услуг требованиям, установленным законодательством. Нельзя требовать документы, которые передаются вместе с товаром.
  • Информацию о поставщике (см. извещение).
  • Документы, которые подтверждают право получить преимущества (организации инвалидов или УФСИН)
  • Документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям нацрежима, если он действует в закупке. Если таких документов не будет, товар считается иностранным.
  • Документы, которые подтверждают соответствие единым требованиям к участникам закупки, в том числе декларацию соответствия.
  • Декларацию о принадлежности к СМП или СОНО. Декларация предоставляется средствами ЭТП.
  • Решение об одобрении крупной сделки, если цена или обеспечение контракта являются крупной сделкой для участника.

Требовать другие документы или информацию нельзя.

Если комиссия обнаружит недостоверные сведения, участника отстранят на любом этапе аукциона. Подать заявку можно в любое время с публикации извещения до даты окончания приема заявок. Участник одновременно отправляет обе части заявки оператору ЭТП. В течение 1 часа оператор подтверждает получение и присваивает ей идентификационный номер.

В течение 1 часа оператор подтверждает получение и присваивает ей идентификационный номер.

На аукцион можно подать только одну заявку. Оператор ЭТП возвращает заявку участнику в течение часа, если:

  • Участник подал вторую заявку, не отозвав первую.
  • Участник нарушил правила участия в электронных процедурах (ст. 24.1 44-ФЗ).
  • Участник прислал заявку после того, как истек срок приема.
  • Участник находится в РНП.

По другим причинам возвращать заявку нельзя. Возвращая заявку участнику, оператор ЭТП обязательно указывает основание для этого.

Отозвать заявку можно в любой момент до окончания срока подачи заявок.

До публикации на ЭТП протокола проведения аукциона оператор сохраняет конфиденциальность информации об участниках. Если он нарушит это требование, его ждет ответственность в соответствии с законодательством России.

Не позже следующего рабочего дня после окончания срока подачи заявок оператор ЭТП отправляет заказчику первые части заявок участников. Если на аукцион не подали ни одной заявки или только одну, он признается несостоявшимся. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие всем установленным требованиям в такие сроки:

  1. не дольше 7 календарных дней с даты окончания приема заявок, в аукционах > 3 млн руб.
  2. не дольше 1 рабочего дня с даты окончания приема заявок, в аукционах < 3 млн>

По результатам рассмотрения участника допускают к аукциону или отказывают в доступе.

Отказать в доступе могут только в этих случаях:

  • Неправильно указал параметры товара или не оформил согласие.
  • Не предоставил нужную информацию или предоставил недостоверную информацию.

Итоги рассмотрения комиссия оформляет в протокол рассмотрения заявок, который подписывают все члены комиссии. Протокол содержит:

  • Информацию о допуске или отказе в допуске участников закупки (с обоснованием этого решения и указанием положений документации, которым не соответствует заявка).
  • Идентификационные номера заявок.
  • Информацию о стране проихождения товара, если в закупке действует нацрежим.

Заказчик отправляет протокол оператору ЭТП и публикуют в ЕИС не позднее окончания срока рассмотрения заявок.

В течение часа после получения протокола оператор ЭТП отправляет каждому участнику уведомление о том, что его заявку допустили или не допустили к аукциону. Если в допуске отказали, уведомление содержит причины и ссылки на положения документации, которым не соответствует заявка. Если по результатам рассмотрения первых частей комиссия не допустила никого из участников к аукциону или допустила только одного, аукцион признается несостоявшимся.

В аукционе могут участвовать только допущенные к нему участники.

Аукцион проводят в первый рабочий день, следующий через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Время начала аукциона устанавливает оператор ЭТП в соответствии с часовым поясом заказчика. Основное время аукциона Во время аукциона участники снижают цену “шагами” от 0,5 процента до 5 процентов от НМЦ или текущего минимального предложения других участников (но шаг не меньше 100 руб.).

Если закупают запчасти к технике, образовательные, страховые и другие услуги из , то снижают общую НМЦ. Можно делать предложение о цене независимо от «шага аукциона», если соблюдать следующие условия:

  • Второе и последующие предложения либо снижают текущее минимальное значение цены в пределах «шага», либо они находятся в пределах от текущей цены до начальной максимальной.
  • Участник не может подавать предложение, которое больше или равно его предыдущему предложению.
  • Первое снижение цены возможно только в пределах «шага аукциона».
  • Участник не может «играть сам с собой», то есть снижать текущую цену, если она была предложена этим участником.
  • Нельзя подавать предложение равное нулю.

На электронной площадке во время аукциона обязательно фиксируют:

  1. обратный отсчет 10 минут после каждого снижения цены.
  2. время их поступления,
  3. предложенные цены участников,

Если в течение 10 минут после подачи последнего предложения никто больше не снизил цену, аукцион автоматически завершается.

Дополнительные 10 минут В течение 10 минут с момента завершения аукциона любой его участник может сделать предложение о цене контракта, которое не ниже, чем предложение текущего победителя, соблюдая условия подачи ценовых предложений:

  • Участник может предложить любую цену в пределах от текущей цены до начальной максимальной.
  • Нельзя подавать предложение равное нулю.
  • Участник не может подавать предложение, которое больше или равно его предыдущему предложению.

Оператор ЭТП во время аукциона:

  1. отклоняет предложения о цене контракта, не соответствующие требованиям закона.
  2. обеспечивает конфиденциальность информации об участниках,

Если два участника подали одинаковые цены, то лучшим считается то предложение, которое поступило раньше.

Протокол аукциона Протокол проведения электронного аукциона размещают на ЭТП в течение 30 минут после окончания аукциона.

В протоколе указывают:

  1. адрес ЭТП,
  2. НМЦ контракта и все итоговые предложения участников, ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров заявок и временем поступления предложений.
  3. время начала и окончания аукциона,

В течение часа после размещения протокола на ЭТП оператор отправляет заказчику:

  1. протокол аукциона,
  2. документы и информацию об этих участниках, предусмотренную ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.
  3. вторые части заявок тех участников, которые заняли с 1 по 10 место в аукционе (или всех участников, если участников было меньше 10),

Участники аукциона получают уведомление о его итогах. Если в течение 10 минут после начала аукциона ни один из его участников не подал предложение, аукцион признается несостоявшимся.

В этом случае в течение 30 минут после завершения на ЭТП публикуют соответствующий протокол, в котором указывают:

  1. адрес ЭТП,
  2. НМЦ.
  3. время начала и окончания такого аукциона,

Любой участник после размещения протокола вправе направить оператору ЭТП запрос о даче разъяснений результатов аукциона.

Оператор ЭТП отвечает на него в течение 2 рабочих дней после получения.

Оператор ЭТП отвечает за непрерывность аукциона, надежность программ и равный доступ его участников независимо от времени окончания такого аукциона.

Если цена контракта снижена до половины процента НМЦ контракта или ниже, аукцион проводится на право заключить контракт, то есть победитель заплатит заказчику за право заключить контракт:

  • Участник аукциона не может подавать предложения о цене, которая выше цену, указанной в решении об одобрении, опубликованном в реестре ЭТП.
  • Аукцион проводится до цены не выше чем 100 млн рублей.

Размер обеспечения контракта рассчитывают от НМЦ, а не от той цены, которую предложил победитель. После завершения аукциона оператор ЭТП отправляет заказчику вторые части заявок, которые комиссия проверяет на соответствие требованиям.

Комиссия рассматривает вторые части заявок участников, которые заняли с 1 по 5 место в аукционе. Смотрят информацию об участнике в соотвествии с ч. 11 ст. 24.1 и на ее основании принимают решение о соответствии или о несоответствии заявки.

Рассмотрение вторых частей занимает не больше 3 рабочих дней после публикации итогового протокола.

Заявка лтклонят только в этих случаях:

  1. отсутствуют или недостоверны информация или документы в соотвествии с п.11 ч.24.1
  2. не выполнены требования в рамках нацрежима.
  3. участник не соответствует требованиям, установленным документацией,

Других оснований для отклонения нет.

Нельзя отклонить заявку, если поставщик не предоставил документы:

  1. О происхождении товара из России или других стран ЕАЭС. В этом случае товар просто считают иностранным. Обратите внимание: если в закупке установлен запрет на иностранные товары, то такие документы нужны, иначе заявку отклонят.
  2. О принадлежности к организациям инвалидов и уголовно-исправительной системы.

Результаты рассмотрения вторых частей фиксируют в протоколе подведения итогов, который подписывают все члены комиссии.

Не позднее следующего рабочего дня протокол размещают в ЕИС.

В протоколе пишут:

  1. Соответствуют ли они требованиям или нет. Если не соответствуют, то указывает причины несоответствия со ссылкой на документацию, решение каждого члена комиссии.
  2. Порядковые номера 5 заявок на участие в таком аукционе (или меньше, если участников было меньше 5).

Любой участник, за исключением тех, кто занял первые 3 места, может отозвать заявку, отправив уведомление об этом оператору электронной площадки после того как протокол размещен в ЕИС. Участник электронного аукциона, который предложил самую низкую цену, становится победителем аукциона.

Если в ходе аукциона участники “перешли через ноль”, то побеждает тот, кто предложил самую высокую цену. В течение часа с момента размещения на ЭТП и в ЕИС протокола подведения итогов оператор ЭТП высылает уведомления о принятых решениях всем участникам, чьи вторые части заявок рассматривала комиссия.

Правила заключения контракта в любой электронной процедуре прописаны в ст.

83.2 44-ФЗ.

Есть претендент на контракт На аукцион подана только 1 заявка Только у одного участника первая часть заявки соответствует требованиям Оператор ЭТП не позже 1 рабочего дня после окончания приема заявок отправляет заказчику документы участника из реестра … и обе части заявки … и вторую часть заявки Участник получает от ЭТП соответствующее уведомление Аукционная комиссия в течение 3 рабочих дней после получения заявки проверяет ее на соответствие требованиям и отправляет оператору ЭТП протокол рассмотрения единственной заявки, который содержит:

  1. Решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии/ несоответствии участника.
  2. Решение о соответствии или несоответствии участника требованиям (с обоснованием, почему не соответствует).

Если участник соответствует требованиям, с ним заключают контракт Если в течение 10 минут после начала аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене:

  • Заказчик за 3 рабочих дня рассматривает все заявки и отправляет оператору протокол подведения итогов, где указывает решение о соответствии или несоответствие участников аукциона и поданных заявок всем требованиям (с обоснованием, почему не соответствует).

  • Оператор ЭТП в течение 1 часа размещает протокол о признании аукциона несостоявшимся и высылает заказчику вторые части всех участников, допущенных к аукциону.

Контракт заключают с тем, кто соответствует всем требованиям и прислал заявку раньше других.

Если нет претендентов Если никто не прислал заявку или ни одна не соответствует требованиям, заказчик меняет план-график и проводит закупку запросом предложений, не меняя объект закупки, или другим способом, соблюдая требования 44-ФЗ. Предыдущие части: ​ . . Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Опасности участия в малых закупках, которые имеют признаки «дробления»

Какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок? Почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов? Эти и другие вопросы будут освещены в этой статье Статья ответит на следующие вопросы: какие признаки свидетельствуют о дроблении государственных закупок, когда в госзакупке нет нарушения, а когда его можно найти, и почему поставщику необходимо избегать раздробленных контрактов.

«Дробление» закупки — это ситуация, в которой заказчик вместо размещения заказа путем проведения одной конкурентной закупки искусственно делит ее на несколько закупок малых объемов и заключает договора с единственным поставщиком. Плюсы: поставщик известен заранее, быстрое заключение договора. Минусы: нужно учитывать лимиты заказчика, а если договора заключены в одно время аналогичные товары (работы, услуги) по нескольким договорам — их могут признать притворной сделкой, не подлежащей оплате.
Минусы: нужно учитывать лимиты заказчика, а если договора заключены в одно время аналогичные товары (работы, услуги) по нескольким договорам — их могут признать притворной сделкой, не подлежащей оплате. В соответствии с прежними правилами государственного заказа, закупать одноименные товары (услуги, работы) у единственного поставщика в течение квартала можно было лишь в установленном размере.

Одноименными считались предметы закупки, относящиеся к одной номенклатурной группе. Госзаказ с одноименными товарами в целях ухода от конкурентной процедуры дробить было нельзя. Сейчас это правило отменили. Контракты на сумму до 100 тысяч рублей с единственным поставщиком могут заключать все заказчики, но в пределах установленного лимита.

Лимит, в соответствии с (пункт 4, часть 1, статья 93), можно выбрать самостоятельно:

  1. либо не более 2,0 млн. рублей за один год;
  2. либо не более 5,0 % от СГОЗ, но не более 50,0 млн. рублей.

Некоторым заказчикам Закон № 44 (п. 5, ч. 1, ст. 93) дает возможность проводить закупки у единственного поставщика в сумме не более 400 тысяч рублей. Условие одно: не более половины от всего СГОЗ, при этом не более чем на 20,0 млн.

рублей. Других ограничений для проведения малых закупок не предусмотрено. Но есть принцип из статьи 8 Закона № 44-ФЗ: он запрещает заказчику ограничивать конкуренцию. А несколько закупок у единственного поставщика прокуроры и ФАС могут расценить как попытку уйти от конкурентной процедуры.

В соответствии со статьей , раздробленные госзакупки признают притворными сделками.

Раздробленные закупки, проводимые у единственного поставщика, контролеры и прокуроры признают в следующих случаях.

  1. Госконтракты на малые закупки заключаются периодически. При этом заказчику известно о потребности наличия товара в течение года, а также нет технологических либо экономических препятствий для проведения конкурентной процедуры на закупку всего объема.
  2. Заключение нескольких государственных контрактов на малые закупки проведено в один день либо в короткий промежуток времени. При этом количество договоров не имеет значения. В подобном случае контракты, как правило, имеют одинаковые сроки исполнения.

Имеются дополнительные признаки, которые могут усилить подозрения контролеров. Чем больше при проверке их будет выявлено, тем выше риск заведения дела.

  1. Закупка проводится заказчиком у одного поставщика, а рынок закупаемого товара является конкурентным.
  2. Закупаемые товары (услуги, работы) являются идентичными либо закупкой достигается единая хозяйственная цель.
  3. Условия госконтрактов одинаковы.
  4. Цена контрактов максимально приближена к ценовому пределу в соответствии с (пункты 4 либо 5, часть 1, статья 93).

Чаще всего встречается ситуация (и проще всего доказуема как дробление закупки), когда нарушения фиксируются по признаку «одной и той же даты – одного и того же товара и одного и того же поставщика».

Стоит избегать контрактов, заключенных по пунктам 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 с одними и теми же поставщиками.

ФАС и Минфин неоднократно информировали о том, что малые закупки следует проводить в пределах установленных лимитов.

Других ограничений не предусмотрено.

Есть возможность покупать одноименные товары (услуги, работы) у одного единственного поставщика, не руководствуясь номенклатурой закупаемого товара (письма Минфина № от 17 ноября 2017 г. и № от 21 июня 2017 г. и письмо ФАС № от 25 апреля 2017 г.).

Однако данные разъяснения не являются аргументами в пользу госзаказчика при прокурорской проверке. Ранее Минфин уточнял, что госзакупка у единственного поставщика является исключительным случаем. Его следует использовать, если невозможно осуществить конкурентную закупку.

При закупке, сумма которой превышает 100 тысяч либо 400 тысяч рублей, дробить её не следует. Такую позицию подтверждает арбитражная и административная практика. Заказчики в своей деятельности должны руководствоваться результативностью и экономностью в расходах средств бюджета (статья 34 ).

При проведении неконкурентных закупок таких целей достичь довольно трудно.

Правила контрактной системы не содержат понятия одноименности, однако существует термин идентичных товаров, а также однородных работ (услуг). Идентичными являются товары (услуги, работы), имеющие одинаковые основные признаки, характерные для них (часть 13 статьи 22 Закона № 44). Определяют признаки, руководствуясь методическими рекомендациями ( от 2 октября 2013 г.).

Суды придерживаются позиции, что действующие правила контрактной системы все-таки ограничивают госзаказчика в количестве заключенных прямых договоров. Если заказчик оспорит решение прокуратуры или ФАС и приведет доводы об ущербе, то суд его вряд ли поддержит: не допускается дробление закупки, поскольку этим нарушаются права неопределенного круга заинтересованных лиц.

Также вряд ли прокуратурой будут приняты во внимание доводы, что несколько договоров заключили, поскольку возникла срочная необходимость.

Штрафные санкции за дробление могут быть применены, даже если заказчик сошлется на обстоятельства непреодолимой силы и специфику закупочного объекта и заявит о том, что не расходовал бюджетные средства сверх положенной суммы и не нанес вреда обществу. Ситуация №1. Прокуратурой была проведена проверка надзорного ведомства, по итогам которой обнаружено, что у единственного поставщика приобретено 3 компьютера на сумму 114 тысяч рублей. Закупку оформили двумя договорами в один день.

Прокуроры решили, что сделку искусственно раздробили для того, чтобы избежать проведения конкурентной закупки, и подали исковое заявление в суд.

Заказчиком отмечалось, что в плане-графике он предусмотрел 200 тысяч рублей на закупку компьютерной техники у единственного поставщика, причем лимит не был превышен.

На компьютеры уже были установлены программы, которые приобретали по государственным контрактам.

Следствием решения суда первой инстанции станет ущерб для госзаказчика.

Доводы не были приняты апелляционным и кассационным судами: сделку признали недействительной, при этом заказчика обязали возвратить товар поставщику, поставщика – произвести оплату заказчику (постановление АС по Уральскому округу от № от 26 августа 2016 г.). Ситуация №2. В течение года 14 исполнительными комитетами сельских поселений заключались прямые договоры с одним подрядчиком.

Согласно договорам подряда, они производили ремонт и установку ограждений на водонапорных башнях и кладбищах, вырубали деревья. В этом контролеры усмотрели согласованные действия, нарушающие статью 16 от 26 июля 2006 г.

Заказчики подали иски в суд со следующими доводами: в соответствии с правилами контрактной системы, 100 тысячами рублей ограничивается не цена одного вида товара, а цена одного договора. Однако судом было указано, что, хотя муниципальным заказчикам сельских поселений разрешено не ограничиваться пределом годового объема проведения малой закупки, заключать контракты с одним подрядчиком не допускается.

Каких-либо оснований для создания им преимуществ перед компаниями-конкурентами не было (решение АС Республики Татарстан № от 21 ноября 2016 г.). У каждого из заказчиков имеются индивидуальные потребности, а у каждой закупки свои особенности.

Предметом закупок не всегда являются идентичные товары (услуги, работы). Нельзя однозначно утверждать, каким образом контролеры отреагируют на несколько одномоментных или периодических малых закупок. Надо будет доказать антимонопольному органу, что поступить иначе было невозможно.

В ряде случаев срочность проведения малой закупки можно объяснить аварийной ситуацией.

При ее наличии наказывать государственного заказчика не станут.

Ситуация №1. Заказчиком были заключены два контракта на поставку манекен-голов, причем с одним поставщиком и в один день. В этих целях использовали п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44. Прокуратура решила, что закупочный объект был раздроблен, и возбудила дело.

Однако товары не относятся ни к однородным, ни к идентичным, поскольку манекен-головы были различных моделей. Контролеры прекратили производство дела ( Мордовского УФАС от 21 марта 2017 г.).

В некоторых случаях под подозрение прокуратуры попадают запросы котировок, являющиеся неторговым способом закупки, но таким же конкурентным, как конкурс либо аукцион. Если процедура была проведена по всем правилам, и на нее вышел лишь один участник, беспокоиться не надо: дело будет закрыто. Ситуация №2. Для благоустройства берега реки МКУ объявило о проведении двух запросов котировок.

Заявку в обоих случаях подал только один ИП. С ним было заключено два госконтракта, каждый на сумму 484,0 тысячи рублей.

Прокуратура решила, что однородные работы умышленно разделили для того, чтобы избежать аукциона или конкурса.

Заказчик разъяснил руководителю антимонопольного органа, что запрос котировок был выбран для экономии времени. Контролеры согласились, что Закон не содержит понятия одноименных товаров (услуг, работ). А запрос котировок является таким же конкурентным способом закупки.

Дело директора МКУ закрыли, так как закон он не нарушил (постановление Тверского УФАС № от 16 февраля 2017 г.).

При отсутствии контракта не возникает права на требование оплаты товара, работ, услуг. Именно такая позиция была изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда № от 28 мая 2013 г. Стороны раздробленного государственного контракта поступают недобросовестно, тем самым нарушая закон.

Исполнитель не вправе рассчитывать на оплату, если он не соблюдает правила контрактной системы. А вправе ли поставщик не возвращать аванс, если заказчик раздробил закупку? Как указывают суды, каждая из сторон должна возвратить другой стороне все, что она получила по сделке, признанной недействительной.

Если суд первой инстанции защитит поставщика, то представители ФАС или служащие прокуратуры пойдут дальше. Обычно вывод судов высших инстанций однозначен: никто не имеет права получать выгоду вследствие своего недобросовестного поведения. Ситуация №1. Муниципалитетом была раздроблена закупка и заключено 20 госконтрактов на выполнение проектных работ.

В установленный срок он не произвел расчетов с подрядчиком.

Подрядчик подал иск в суд с требованием о взыскании задолженности и пени. Суд первой инстанции обязал заказчика расплатиться, согласившись с тем, что каждый из контрактов имел самостоятельную цель. Решение было обжаловано администрацией.

Жалоба мотивирована тем, что раздроблен весь объем работ.

Спор дошел до высшей инстанции – Верховного суда РФ. Подрядчик не предоставил доказательств того, что проведенные работы имели различные характеристики.

У контрактов была единая цель: разработка проектной документации для сноса аварийного жилья. Стороны не применяли конкурентных процедур. Государственные контракты ничтожны, а подрядчик не имеет права требовать оплату за работы, выполненные им без контракта (определение ВС № от 7 ноября 2017 г.).

Ситуация №2. Бюджетным учреждением в один день было заключено 12 контрактов с единственным поставщиком на поставку расходных материалов и медикаментов. В договорах прописано условие об осуществлении 100-процентной предоплаты за 7 дней до поставки товара.

Аванс учреждение перечислило, однако товар поставлен не был.

На требование о возврате аванса в сумме 1,2 млн.

рублей поставщик не ответил и в арбитражный суд не явился. Суды трех инстанций сделали вывод, что стороны уклонялись от конкурентных процедур.

Сделка признана недействительной, учреждению обязали вернуть денежные средства, а также проценты за их использование (постановление АС Восточно-Сибирского округа № от 20 сентября 2016 г.). Ситуация №3. Казенным учреждением было заключено 12 договоров на энергетическое и тепловизионное обследование зданий. Работы не оплачены в срок из-за недостаточного финансирования.

Арбитражным судом с муниципалитета в пользу подрядчика взыскано 1,5 млн.

рублей по договору, пеня за просрочку и судебные расходы. Но апелляционный и кассационные инстанции отметили, что услуги являются идентичными, срок для исполнения работ одинаков, их объем тождественен, аварийной ситуации не случилось. Работы общество выполняло без контракта, причем было осведомлено, что обязательства у сторон отсутствуют.

Недобросовестные исполнители не должны игнорировать правила контрактной системы для извлечения имущественной выгоды.

Решение суда первой инстанции было отменено (постановление АС Северо-Кавказского округа № от 19 июля 2017 г.). Штрафные санкции за дробление выпишут должностному лицу, принимавшему решение о способе проведения закупки. К раздробившему контракт заказчику применят санкции, предусмотренные частью 1 или частью 2 ст.

7.29 . Должностное лицо будет оштрафовано на 30 либо 50 тысяч рублей. Как правило, штрафные санкции налагают на руководящий состав заказчика как на лиц, принимавших решение о методе проведения закупки. Однако начальникам контрактной службы следует помнить, что выбор метода закупки относится к их полномочиям (подпункт 2 пункта 13 Регламента из приказа от 29 октября 2013 г.).

Штрафы могут налагать за каждый раздробленный госконтракт.

К примеру, в одном из регионов прокуратура обнаружила: для снесения аварийных домов главой муниципалитета с одним и тем же поставщиком было заключено 6 раздробленных контрактов на сумму 654,0 тысячи рублей. Затем другую закупку он раздробил на 11 «достатысячников».

Антимонопольная служба возбудила 12 административных дел, а на главу муниципалитета наложили штрафы на сумму 600 тысяч рублей.

Если же контролеры докажут, что в целях дробления было заключено антиконкурентное соглашение по Закону № 135 (ст.

16), то санкции другие. Так, на должностное лицо наложат штраф в сумме от 15 до 50 тысяч рублей либо дисквалифицируют на три года (статья 14.32 КоАП РФ).

Штрафы могут быть выписаны и поставщику.

Как юридическое лицо, его накажут строже (решение АС Республики Марий Эл № от 25 октября 2017 г.). Теги: , , 05 марта 2018 Количество просмотров: 9907 Рейтинг: 4,8/5 — 8 голосов Автор Email Даю свое согласие на обработку персональных данных Введите сумму 9 + 1 Поиск по сайту �

  1. 04 августа 2020, 21:35
  2. 08 июля 2020, 22:25
  3. 21 августа 2020, 12:54
  4. 16 сентября 2020, 20:27

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь! ОК

44‑ФЗ простым языком.

Часть 2

Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики.

Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт. В эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее: Заказчик сам решает, с кем заключить контракт.

Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс.

руб.). С 1 марта 2020 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на . Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Конкурс с ограниченным участием Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в .

В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  1. право собственности на недвижимость и технику,
  2. опыт аналогичных работ,
  3. нужное количество квалифицированных специалистов.
  4. финансовые ресурсы для исполнения контракта,

Двухэтапный конкурс На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги. На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе.

Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции. Закрытый конкурс Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам.

Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС.

В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации.

Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.

Закрытый двухэтапный конкурс Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену. Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017).

Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП. Для участия нужна и (с 1 января 2020 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно.

До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ.

Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Закрытый аукцион В бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте. Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички.

В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. Это относительно простая и быстрая процедура.

Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене.

НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год.

Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях. С 2020 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей. В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты.

Для каждого лота заказчик обосновывает и , а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте. На каждый лот заключается отдельный контракт.

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  1. НМЦ и отрасль закупки.
  2. ограничения в его применении,
  3. сроки проведения и другие параметры,

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф. Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д.

ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов.

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС.

Доступ к информации о закупке бесплатный. С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки.

Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать. ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  1. выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,
  2. ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  3. решение об одобрении крупной сделки,
  4. для физического лица — только копию паспорта,
  5. копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  6. копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг.

Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  1. другую необходимую информацию.
  2. перечень полномочий организатора,
  3. сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)
  4. юридическую информацию о сторонах,
  5. порядок проведения закупок,

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт.

Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики. Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом.

Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки.

Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей. Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом.

Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ).

Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством.

Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества. Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки.

В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).

Госзаказчики не меньше 15% от годового объема закупок. НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей.

Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  1. объявить закупку только среди СМП,
  2. потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса.

Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование. Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  1. не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  2. не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.
  3. за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  4. у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,
  5. нет аффилированности с заказчиком,
  6. обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  7. не имеет задолженностей по налогам,
  8. организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  9. нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям. Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП. Но комиссия по закупкам может проверить данные.

Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку. Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах.

Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г.

№ 99:

  1. финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  2. право собственности на недвижимость и технику,
  3. опыт аналогичных работ,
  4. нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально.

Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность.

Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ. Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно .

Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  1. цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.
  2. предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: .

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации.

Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.