Меню
Главная - Жилищное право - Из каких частей состоит проект организации строительства на линейные объекты

Из каких частей состоит проект организации строительства на линейные объекты

Из каких частей состоит проект организации строительства на линейные объекты

Проектная документация: состав по 87 постановлению


Проектная документация – это своеобразная модель объекта, которая отражена в комплексе графических и текстовых материалов. Они определяют основные решения, по которым строят, реконструируют или ремонтируют объект.

В документах отражают:

  1. конструктивные,
  2. инженерно-технические решения.
  3. функционально-технологические,
  4. архитектурные,

Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (ГрК), получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию можно только при соответствии здания проектной документации.

Ею должны сопровождаться все строящиеся и реконструируемые объекты в комплекте с . Согласно ст. 48 ГрК, исключением являются только индивидуальные жилые и садовые дома.

При разработке необходимо руководствоваться следующими документами:

  1. «Система проектной сметной документации для строительства (СПДС)».
  2. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

Состав проектной документации представлен в Постановлении Правительства №87.

Для объектов капитального строительства предусмотрены следующие разделы, которые идут по порядку:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • КР – конструктивные и объемно-планировочные решения;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • Другие документы, предусмотренные законодательством (ГОЧС, ДПБ, ДБГ).
  • ;

Согласно п. 7 Постановления Правительства №87, для объектов, финансируемых не из государственного бюджета, необязательно разрабатывать следующие разделы проектной документации:

  1. ;
  2. меры по обеспечению энергоэффективности.
  3. ;

Но несмотря на это, ПОС все-таки необходим, поскольку он входит в список документов, без которых нельзя получить разрешение на строительство. Указанный перечень можно найти в ч.

7. Ст. 51 ГрК. Некомплектность документов становится причиной в отказе выдачи разрешения.

Еще важно учесть, что при проведении государственного надзора будет необходим и раздел с мероприятиями по энергоэффективности.

Здесь проверяют оснащенность приборами учета ресурсов и применение энергоэффективных материалов. Получается, что фактически для внебюджетных проектов можно не разрабатывать только смету. Перечень разделов, входящих в проектную документацию, остается открытым.

Об этом говорит раздел 12 в Постановлении Правительства №87. Так, в состав могут входить:

  1. ДБГ – декларация безопасности для сооружений гидротехнической отрасли.
  2. ДПБ – декларация промышленной безопасности (для особо опасных производств).
  3. ГОЧС – мероприятия, обеспечивающие гражданскую оборону.

Дополнительные разделы определяет категория объекта.

Например, при строительстве рядом с объектом культурного наследия необходимо соблюдать требования Федерального закона №73-ФЗ. В таком случае потребуется раздел, где будут описаны меры по защите памятника культурного наследия.

Также мы рекомендуем включать в состав раздел

«Мероприятия по эксплуатации объектов капитального строительства»

.

Это поможет избежать обвинений со стороны собственника в отсутствии указаний по эксплуатации, что привело к необходимости проводить незапланированный ремонт. В ГОСТ Р 21.1101-2013 приводятся основные требования к проектной документации.

В документе отражено, какими должны быть состав, оформление и комплектация.

Комплекс этих требований называется стандартами СПДС. Это комплекс нормативных организационно-методических документов, в которых отражены требования, необходимые для всех видов деятельности с проектной документацией:

  1. учета и хранения;
  2. для разработки;
  3. применения.

Стандарты СПДС помогают унифицировать правила оформления и обращения с документацией, упростить и ускорить дальнейшую экспертизу, что позволяет в целом быстрее начать строительные работы.

В соответствии со стандартами разрабатывают все части и разделы, требуемые законодательством. Кроме выполнения требований законодательства, проектная документация на строительство имеет еще несколько функций. Она помогает:

  1. на основе разработанных решений составить рабочую документацию для строительно-монтажных работ.
  2. оценить, соответствует ли ремонтируемый или возводимый объект требованиям законодательства;
  3. определить, соответствует ли объект заданию на проектирование (это не обязанность экспертизы, а возможность заказчика);
  4. согласовать возведение объекта с государственными ведомствами;
  5. составить смету, необходимую для выделения на строительство бюджетных средств;
  6. получить разрешение на строительство;

В проектной документации часто недостаточный объем данных, поэтому по ней нельзя вести монтажные работы.

В ней только общее описание и параметры объекта. Именно поэтому после проектной документации приступают к созданию рабочей.

Обязанность по созданию проектной документации ложится на технического заказчика, застройщика или лицо, ответственное за эксплуатацию здания.

Они заключают договор с генеральный – индивидуальным предпринимателем или фирмой. Согласно п. 4.5 ст. 48 ГрК, генеральный проектировщик должен быть членом СРО (саморегулируемых организаций) в области архитектурно-строительного проектирования. Непосредственно разработкой документации занимается главный инженер или архитектор проекта, устроенные в штат организации – члена СРО.

К этим сотрудникам предъявляют требования:

  1. профильном образовании;
  2. повышении квалификации не реже 1 раза в 3 года.
  3. о внесении в национальный реестр НОПРИЗ;
  4. наличии стажа по специальности не менее 3 лет;

Членство в СРО необязательно, если договор на разработку заключен как субподряд. на составление могут разниться в зависимости от профессионализма компании-разрабочика.

При проведении экспертизы учитывается не только описание возводимого или ремонтируемого объекта.

Важное значение имеет оформление графической и текстовой части. Если в составе 2 и более части, то обязательно должно быть предусмотрено оглавление.

У проекта должен быть титульный лист, на котором указывают:

  1. место и год оформления;
  2. пометки о составлении и согласовании.
  3. ФИО исполнителя и пользователя;
  4. данные лицензии или договора;

Основные данные о проекте приводятся в реферате, где отражают:

  1. число приложений;
  2. список ключевых слов;
  3. количество таблиц;
  4. объем проекта;
  5. сметную стоимость.

Все таблицы в составе документации нумеруются арабскими цифрами.

В конце прикладывается список опубликованных и неопубликованных источников, а приложения к проекту составляются как самостоятельные разделы или в виде продолжения документа. В бумажном виде проект прошивается и нумеруется арабскими цифрами с учетом титульного листа. Электронная документация подается с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Электронная документация подается с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Она необходима для идентификации заявителя как полноценная замена ручной подписи. В проекте могут быть файлы разных форматов: DOC, DOCX, RTF и пр. Графические приложения объединяют в отдельную папку.

На них должны быть указаны номер, масштабы и название организации. Вся электронная документация может передаваться на внешних носителях.

Наименования и каталоги должны полностью соответствовать бумажной версии.

Все бумаги, передаваемые в уполномоченные органы, хранятся с учетом сроков и условий законодательства.

В проектной документации одинаковое влияние уделяют и текстовой, и графической части.

В первой описывают все конструктивные и технические решения, а во второй их изображают на чертежах схемах. Согласно п. 6 ст. 48 ГрК, для разработки требуются следующие данные:

  1. Градостроительный план – для жилых зданий и прочих строящихся или реконструируемых объектов, проект планировки и межевания территории – для линейных объектов.
  2. При невозможности обеспечить эксплуатацию объекта без присоединения к инженерно-техническим сетям – технические условия.
  3. Задание на проектирование. Готовится техническим заказчиком или непосредственно застройщиком.
  4. Результаты инженерно-геодезических изысканий на строительном участке.

Одна из задач составления проектной документации – исключить ошибки в строительных работах и дать основу для разработки окончательного . В дополнение к этому необходимо обеспечить эффективную эксплуатацию объекта и правильное взаимодействие отдельных элементов и коммуникаций.

Поэтому к процессу разработки необходимо подходить очень внимательно.

Составление в ведется по разделам. В целом процесс проходит в несколько этапов:

  • Составление сметы с помесячными и общими расчетами.
  • Описание технических условий для выполнения работ разных видов.
  • Изучение эскизов объекта для детализации отдельных элементов. На основании эскизов выполняют чертежи, разрезы и схемы.
  • Оформление пояснительной записки.
  • Описание технологических, архитектурно-планировочных и прочих решений.

Готовую проектную документацию передают в органы государственной или негосударственной экспертизы с целью проверки и выдачи положительного заключения. Для проверки факта соответствия разработанной проектной документации законодательству ее подвергают экспертизе.

Ее могут проводить государственные органы или юридические лица, имеющие лицензию на выполнение такого вида работ. Для определенных объектов устанавливается требование о прохождении экспертизы исключительно государственными органами.
К ним относятся объекты:

  1. особой сложности;
  2. находящиеся в территориальных или внутренних водах.
  3. охватывающие несколько субъектов страны;
  4. культурного наследия;
  5. обеспечивающие обороноспособность и безопасность государства;
  6. составляющие гостайну или несущие определенную опасность;

Перечисленные объекты подвергают проверке на соответствие требованиям, предъявляемым СЭС, органами защиты окружающей среды и прочими государственными ведомствами.

При выявлении ошибок или несоответствии параметров исходным данным в документации в нее необходимо внести исправления.

Согласно п. 7 ст. 52 ГрК, изменения в таком случае обязан вносить исполнитель. После этого документация вновь отправляется на экспертизу. После проверки экспертиза может дать отрицательную оценку проекту.
В таком случае можно поступить по-разному:

  1. Привести доказательства о соответствии содержания проекта требованиям законодательства. Здесь необходимо оформить судебный иск или подать заявление в Минрегион РФ.
  2. Устранить все недочеты в соответствии с замечаниями самостоятельно или с помощью привлеченного эксперта. Далее документацию вновь передают на экспертизу.

Последний способ на практике вызывает длительные задержки, поэтому многие, чтобы избежать лишних проволочек, просто устраняют недочеты, указанные экспертизой.

Случаи, когда необходима повторная проверка:

  1. Внесение корректировок в состав проектной документации: добавление новых пунктов, правок, дополнений.
  2. Получение отрицательного заключения. В таком случае повторная проверка нужна, чтобы получить положительный ответ.

Согласно п.

3 ст. 49 , повторной экспертизы можно избежать:

  1. корректировки не отражаются на характеристиках конструктивных элементов.
  2. вносимые изменения и дополнения не влияют на данные сметы;
  3. если откорректированные документы ранее успешно прошли проверку уполномоченными органами;

В процессе эксперты проверяют разделы, в которые были внесены правки, и их совместимость с остальными пунктами.

С учетом обстоятельств проект рассматривается целиком или частично. Без стадии повторной экспертизы нельзя получить разрешение, которое позволит начать строительство.

ПОС и ППР в строительстве: отличия, разработка, состав, содержание

и — схожие по содержанию документы и отличаются тем, что в в первом указываются общие требования к производству работ, а во втором раскрывается вся организационно-технологическая последовательность с учетом привязки к конкретному подрядчику строительства и к его оснащенности. Они занимают особое место среди разновидностей организационно-технической и проектной документации. В них описывают порядок осуществления работ на строительной площадке.

От правильности составления этих документов и их соответствия действующему законодательству зависит качество и безопасность всех процессов.

ПОС относится к документации, которая необходима для планового ввода в эксплуатацию нового или реконструкции уже построенного объекта. необходима чтобы обеспечить безупречное качество всех выполняемых работ. Если рассматривать более конкретные задачи документа, то к ним относятся:

  1. Повышение культуры проведения работ, обеспечение их соответствия требованиям относительно охраны природы и безопасности рабочих.
  2. Обеспечение согласованности действий всех участников строительного процесса, а также их координация генеральным подрядчиком.
  3. Применение лучших в технологическом плане строительных методов, включая те, что требуются для работы с деталями заводской готовности, поставляемых в виде комплектов.
  4. Поставка всего необходимого, включая материалы и оборудование, на место строительство. Здесь важны объем и сроки, указанные в календарном плане.

При работе над созданием ПОС составляют несколько важных разделов.

  1. Графики, отражающие, сколько и в какое время на площадке требуется машин и рабочих кадров.
  2. Организационно-технологическая схема. Здесь описывают, каким образом объект разделяется на участки, а также последовательность осуществления работ по этим участкам и описание методов, посредством которых они производятся.
  3. Стройгенплан. Помогает рационально разместить строительную площадку на предоставленном под возведение объекта участке.
  4. Пояснительная записка. В ней приводится перечень нормативных документов, характеристика условий на стройплощадке, методы осуществления работ.
  5. Календарный план. Это схема, обосновывающая продолжительность всего строительства и сроки, за которые должны быть выполнены отдельные виды работ.

Над созданием ПОС трудится проектная и/или генподрядная организация, а когда еще генподрядчик не выбран, то проектировщик своими силами составляет на основании расчетов и требуемых сроков. При наличии сложных участков для их проектирования привлекаются более узкие специалисты, которые работают на условиях субподряда.

Разработка ПОС начинается еще на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО). Далее по мере выполнения архитектурно-строительного раздела документ может дополняться.

Утверждает проектную документацию, в состав которой входит и ПОС, технический заказчик, уполномоченный на это застройщиком. С учетом места возведения сооружения проект приходится согласовывать с разными службами и инстанциями. Полный их перечень зависит от специфики объекта.

Это могут быть:

  1. префектуры административных единиц;
  2. управление садово-паркового хозяйства;
  3. управление архитектуры;
  4. департамент экономической политики и пр.
  5. органы санитарного надзора;

ППР разрабатывают на отдельные объекты, возведение или реконструкция которых будет производиться на строительной площадке.

Это могут быть:

  1. ярус, пролет и пр.
  2. определенная часть здания (подземная или надземная);
  3. одна из секций в многосекционном строении;
  4. один этаж многоэтажного дома;

Также целью составления ППР может выступать описание отдельного вида работ. Часто это технически сложные процессы, требующие к себе большего внимания. В список исходных материалов для составления документа, кроме ПОС, входят:

  1. утвержденный рабочий проект с проектными чертежами и сметами;
  2. данные о парке транспортных средств и о рабочих кадрах;
  3. схема поставки на строительную площадку всего, что необходимо для начала тех или иных работ.
  4. задание, выдаваемое заказчиком;

Составление проекта производства помогает решить сразу несколько задач:

  1. Определить лиц, ответственных за осуществление каждого процесса.
  2. Обеспечить поэтапный контроль исполнения.
  3. Обеспечить безопасность на строительной площадке.
  4. Уменьшить затраты на все работы.
  5. Оптимизировать использование материальных и человеческих ресурсов.
  6. Определить самые эффективные методы осуществления работ.
  7. Сократить время выполнения работ.

Ответственной за составление ППР чаще выступает организация, специализирующаяся на проведении строительно-монтажных работ.

Также подобные услуги предоставляют и проектные организации, но только те, что обладают допуском СРО на осуществление проектных работ. Составление ППР может взять на себя и исполнитель работ, которым является заказчик, подрядчик или сам генподрядчик. Заказчик чаще берет на себя такую функцию, когда одновременно является и подрядчиком.

Так же возможно заказать документ по адекватным . Согласно п. 5.7.3 СП 48.13330.2011 утверждением ППР занимается руководитель фирмы, которая исполняет работы.

Чаще это главный инженер генподрядной организации. Если это вид субподрядных работ, то такая обязанность перекладывается на руководителя субподрядной организации при условии согласования с генподрядчиком.

Когда строительные работы будут проводиться на территории, принадлежащей действующему предприятию, то ППР должен быть согласован с организацией, которая его эксплуатирует. То же касается случаев, когда на участке устраивают временные подъезды и проходы.

Их обязательно согласовывают с владельцем территории.

В случае применения потенциально опасных работ требуется согласование с органом Ростехнадзора. То, что должно быть в составе ППР, подробно описано в разделе 6 СП 48.13330.2019.

При полном объеме в документе представлены такие разделы:

  1. ;
  2. пояснительная записка.
  3. графические схемы, отражающие перемещение по объекту механизмов и рабочих;
  4. ;
  5. схема поступления на стройплощадку необходимых материалов;
  6. ;

Все пункты, кроме первых двух, представляют собой графическую часть ППР. Технологическая карта тоже может содержать чертежи, но в ней приводится и описание того, как выполняется работа. В пояснительной же записке содержится следующая информация:

  1. технико-экономические показатели.
  2. решения по осуществлению геодезической разбивки;
  3. устройство временных инженерных сетей;
  4. мероприятия по охране природы;

В таком случае объем проекта производства уменьшен и включает такие пункты:

  1. ;
  2. ;
  3. схему, по которой размещают геодезические знаки.
  4. ;
  5. пояснительную записку;

Записка содержит в себе решения, касающиеся охраны окружающей среды и труда рабочих.

Здесь же приводятся требования по безопасности на площадке. Случаи, при которых не допускается разрабатывать ППР в неполном объеме:

  1. Возведение объектов, сложных в техническом плане (по требованию органа, который выдал разрешение на строительство).
  2. Осуществление работ на городской территории.
  3. Любое строительство на территории, принадлежащей действующему предприятию.
  4. Осуществление работ в сложных природных или геологических условиях.

и ПОС, в которых можно найти требования к составу и содержанию:

  1. СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР».
  2. Градостроительный кодекс РФ.
  3. СП 48.13330.2019 «Организация строительства».
  4. Федеральный закон «О техническом регулировании».
  5. Приказ №336н от 1 июня 2015 года о правилах охраны труда в строительстве.
  6. МДС 12-29.2006 и МДС 12-81.2007 (основные методические рекомендации для техкарт, а также ППР и ПОС).

Это только часть самых часто используемых нормативных документов. Во многих случаях, чтобы собрать в соответствии со всеми правилами полноценный ПОС или ППР, приходится изучать и гораздо больше информации из других источников.

Главное отличие между ПОС и ППР состоит в том, что в проекте организации можно изучить весь строительный процесс на отдельно взятой площадке, тогда как в проекте производства приводится информация по поводу возведения или реконструкций только одного из объектов. Если говорить простыми словами, то ПОС подтверждает возможность строительства всех объектов на площадке, а ППР «объясняет», как, чем и в какой последовательности построить конкретное сооружение.

Существует еще несколько различий между ПОС и ППР:

  1. ПОС служит своеобразной базой для ППР. Проектов производства составляется сразу несколько. Каждый из них конкретизирует решения по поводу отдельных объектов, представленные в проекте организации в более сжатом виде.
  2. ПОС является частью , а ППР – .

ПОС является первичным документом, поэтому ППР не может противоречить тому, что в нем написано. Это указано в п. 5.7.7 . Отступления возможны только при согласовании с организациями, которые разработали ПОС. Так, проект организации выступает основным источником информации для проекта производства.

Документы разрабатываются последовательно, поэтому дополняют друг друга, тем самым обеспечивая наиболее эффективные и качественные способы строительства объекта. ПОС и ППР играют определяющую роль в организационных, финансовых и технических вопросах при возведении или реконструкции объекта.

Именно эти документы обязательно необходимы, чтобы начать строительно-монтажные работы.

Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены постановлением Правительства от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: — объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов; -объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); — линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Проектная документация состоит из двух частей: текстовой и графической. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.

Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10-32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34-42 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Выполнение текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации установлены приказом Минрегиона России от 2 апреля 2009 года N 108, в соответствии с которым: выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства» (далее — национальные стандарты), которые утверждаются приказами в установленном порядке; до утверждения национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов Системы проектной документации для строительства, стандартов Единой системы конструкторской документации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Общие положения по назначению Системы проектной документации для строительства (СПДС) установлены ГОСТ 21.1001-2009 (приказ Ростехрегулирования от 31.07.2009 N 273-ст). Основные требования к проектной и рабочей документации установлены ГОСТ Р 21.1101-2009. Также см. ГОСТ Р 21.1003-2009 Система проектной документации для строительства.

Учет и хранение проектной документации. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения В состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения включаются следующие разделы: Раздел 1 «Пояснительная записка» Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» Раздел 3 «Архитектурные решения» Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» должен состоять из следующих подразделов: а) подраздел «Система электроснабжения»; б) подраздел «Система водоснабжения»; в) подраздел «Система водоотведения»; г) подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»; д) подраздел «Сети связи»; е) подраздел «Система газоснабжения»; ж) подраздел «Технологические решения».

Раздел 6 «Проект организации строительства» Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства) Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» Раздел 10_1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Требования к содержанию разделов проектной документации установлены пунктами 10-32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87. Разделы 6 и 11, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23,28-31 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.

Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать

«Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму»

, предусмотренный пунктом 14 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. Требования к содержанию разделов проектной документации на линейные объекты установленыпунктами 32-42 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87. Проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов: Раздел 1 «Пояснительная записка» Раздел 2 «Проект полосы отвода» Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта.

Искусственные сооружения» Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» Раздел 5 «Проект организации строительства» Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта» (включается в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта или части линейного объекта) Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды» Раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» Раздел 9 «Смета на строительство» Раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» Разделы 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 38 и 42 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать

«Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму»

, предусмотренный пунктом 14 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.

Проектная документация

  1. на строительство

Меню Статья 14.10.2018

Перед тем как проанализировать значение понятия «проектная документация», отметим, что мы рассматриваем определённую область деятельности, а именно: строительство зданий, сооружений и линейных объектов. Почему это важно уточнить? Зачастую проектную документацию называют проектом, но проект — более общее понятие, включающее в себя также, например, проекты перепланировки квартир/нежилых помещений, проекты колористических решений или другую документацию, которая к предмету данной статьи не имеет никакого отношения — она оформляются по-другому принципу и служит для совершенно иных целей. Итак, согласно градостроительному кодексу РФ (далее — ГрК), перед возведением/реконструкцией объекта капитального строительства или линейного объекта, выполняется архитектурно-строительное проектирование в виде подготовки проектной документации.

Согласно п.2 статьи 48 ГpK, проектная документация представляет собой совокупность материалов в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства и реконструкции объектов различного назначения.

Также определение проектной документации дано в ГОСТ 21.001-2013 «Система проектной документации для строительства. Общие положения». необходима для:

  1. разработки рабочей документации для производства строительных и монтажных работ на основе согласованных в проектной документации решений;
  2. получения разрешения на строительство;
  3. оценки соответствия вновь возводимого или реконструируемого объекта требованиям технических регламентов перед началом строительных работ при проведении государственной или негосударственной экспертизы. Обратите внимание — экспертиза обязана проверять документацию только на соответствие требованиям законодательства, и не обязана — заданию на проектирование (пожеланиям заказчика);
  4. согласования с прочими ведомствами, например, с автодором для присоединения объекта к дорожной сети;
  5. составления сметы для выделения денежных средств при строительстве/реконструкции объекта за счет бюджета;
  6. оценки соответствия вновь возводимого или реконструируемого объекта заданию на проектирование (выполняется заказчиком);

А также:

  1. в соответствии с п.1 статьи 55 ГрК, при вводе в эксплуатацию объект оценивается на предмет соответствия проектной документации;
  2. эксплуатация здания осуществляется в соответствии с его разрешенным использованием (назначением), требованиями технических регламентов и проектной документацией (статья 55_24 ГрК).

Резюмируя вышесказанное, сделаем вывод, что проектная документация — документ установленного образца, содержащий описанные в достаточной для возможности согласования степени решения и содержащий определяющие характеристики объекта, в соответствии с которыми он будет эксплуатироваться до момента реконструкции. По проекту в большинстве случаев невозможно выполнить строительные работы, так как содержащихся в нём материалов оказывается недостаточно — он содержит лишь основные параметры и описание.

Для детализации решений проектной документации разрабатывается рабочая документация, служащая руководством по монтажу. На текущий момент, согласно статье 48 ГрК, разработка проектной документации требуется для всех объектов капитального строительства, кроме объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов. К объектам капитального строительства не относятся временные постройки — сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и которые можно переместить без изменения основных характеристик.

Например, киоски, навесы и прочее.

Безусловно, ПД для них разрабатывать также не нужно. Обратим внимание, что, если экспертиза проектной документации не требуется, это не значит, что её не нужно разрабатывать.

В соответствии с п.4.5 статьи 48 ГрК, индивидуальный предприниматель или фирма — генеральный проектировщик, заключающий договор на разработку проектной документации с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, ответственным за эксплуатацию объекта обязан быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. При этом разработка проектной документации осуществляется главными инженерами проектов и главными архитекторами проектов — специалистами по архитектурно-строительному проектированию.

Указанные специалисты должны быть устроены в штат организации по основному месту работы.

Кроме того, они должны быть внесены в национальный реестр НОПРИЗ, иметь профильное образование и стаж по профессии не менее трех лет, а также повышать квалификацию не реже, чем один раз в пять лет. Если договор на разработку ПД заключен не с застройщиком, тех.заказчиком или лицом ответственным зa эксплуатацию здания, например как субподряд, членство в CPO не требуется.

Застройщик сам может разработать проектную документацию, при условии его вступления в члены СРО по архитектурно-строительному проектированию.

Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. В соответствии с п.13 статьи 48 ГрК состав разделов проектной документации и требования к их содержанию для различных видов объектов определяет Правительство РФ. На данный момент такие требования содержит Постановление Правительства РФ N87

«O составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

.

Согласно указанному постановлению проектная документация состоит из двух частей: текстовой и графической. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов.

Для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения в проектную документацию включаются следующие 12 разделов:

  1. Раздел 3 «Архитектурные решения»;
  2. Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»;
  3. Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»;
  4. Подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;
  5. Раздел 1 «Пояснительная записка»;
  6. Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».
  7. Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»
  8. Подраздел «Система водоотведения»;
  9. Подраздел «Технологические решения»;
  10. Подраздел «Система водоснабжения»;
  11. Раздел 6 «Проект организации строительства»;
  12. Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства»;
  13. Раздел 10_1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;
  14. Подраздел «Сети связи»;
  15. Подраздел «Система газоснабжения»;
  16. Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений»;
  17. Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»;
  18. Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»;
  19. Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»;

Для линейных объектов (автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других подобных сооружений) в состав проектной документации включаются следующие 10 разделов:

  1. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта.

    Искусственные сооружения»;

  2. Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта»;
  3. Раздел 2 «Проект полосы отвода»;
  4. Раздел 9 «Смета на строительство».
  5. Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды»;
  6. Раздел 5 «Проект организации строительства»;
  7. Раздел 1 «Пояснительная записка»;
  8. Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;
  9. Раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;

Более подробно с требованиями к содержанию проектной документации Вы можете ознакомиться в постановлении правительства N87. Проектную документацию комплектуют по отдельным разделам и подразделам. Наименования и шифры разделов проектной документации приведены в таблицах А.1 и А.2 (приложение А) ГОСТ 21.1101-2013.

  1. 11.1 ЗЗ Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  2. 10.1 ТБЭ Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства;
  3. 3 АР Архитектурные решения;
  4. 10 ОДИ Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов;
  5. 4 КР Конструктивные и объемно-планировочные решения;
  6. 7 ПОД Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;
  7. 11 СМ Смета на строительство объектов капитального строительства;
  8. 5 ИОС Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятии, содержание технологических решений;
  9. 2 ПЗУ Схема планировочной организации земельного участка;
  10. 6 ПОС Проект организации строительства;
  11. 9 ПБ Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  12. 12 Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе: ГОЧС Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму; ДПБ Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов; ДБГ Декларация безопасности гидротехнических сооружений.
  13. 1 ПЗ Пояснительная записка;
  14. 8 ООС Перечень мероприятий по охране окружающей среды;

А также иная документация, установленная законодательными актами Российской Федерации. В п.7 Постановления Правительства №87 указано, что подготовка разделов «Смета на строительство», «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов» осуществляется в полном объеме только для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств. В ином случае необходимость разработки этих разделов и их содержание определяет заказчик в задании на проектирование.

Все остальные разделы проектной документации являются обязательными и разрабатываются на каждый объект в любом случае. Тем не менее, необязательность выполнения разделов «Проект организации строительства», «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объектов приборами учета» зачастую не соответствует действительности. «ПОС» придётся разработать в силу ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, которая приводит его в списке необходимых документов для получения разрешения на строительство.

Кроме этого, наряду с ППМ987‚ перечень разделов проектной документации для объектов капитального строительства определяет п.12 статьи 48 ГрК, и единственный раздел, о котором сказано, что для не бюджетных объектов он может не разрабатываться — это Смета. Для ПОСа такого исключения нет. Соответственно, ПП №87 в части необязательности разработки данного раздела противоречит ГpK и не подлежит применению.

К тому же, некомплектность документации сама по себе является самостоятельным безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Раздел

«Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объектов приборами учета»

по факту также разрабатывается всегда. В соответствии с п.1 ч.2 ст.54 ГpK при осуществлении государственного строительного надзора (если он требуется) в предмет проверок входит соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства (или реконструкции) требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Также при вводе объекта в эксплуатацию в форме разрешения на ввод предусмотрено заполнение проектных и фактических показателей в отношении указанного раздела. Вывод: фактически, единственный раздел, который в составе проектной документации на внебюджетные объекты капитального строительства можно не разрабатывать — это смета. Обратите внимание, что перечень разделов проектной документации является открытым, так как последним пунктом в нем фигурирует фраза

«иная документация в случаях, установленных законодательством»

.

Какая именно документация должна включаться в дополнение к основным разделам определяется категорией объекта. Например, при строительстве на территории или вблизи памятника культурного наследия действует Федеральный закон N 73-Ф3, который предусматривает необходимость разработки мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия. Также к категории иной документации относится, например, раздел «Мероприятиях по борьбе с терроризмом», регламентированный Сводом Правил 132.13330.2011.

Остальные разделы могут фигурировать в иных федеральных законах, в зависимости от типа объекта, на который разрабатывается документация.

После введения в июле 2014 года ответственности за ненадлежащую эксплуатацию особую актуальность приобрел раздел

«Мероприятия по эксплуатации объектов капитального строительства»

, который также относится к категории «иные разделы проектной документации». Данный раздел обязательно разрабатывать в составе проектной документации на жилые дома, но мы рекомендуем включать его во все проекты. Объясним почему. Юридически ответственность за эксплуатацию лежит на собственнике объекта, но в дальнейшем он имеет право взыскать траты, которые вынужденно произвел в связи c ненадлежащей эксплуатацией.

Поскольку объект эксплуатируется в соответствии с проектной документацией в том числе, теоретически возможно обвинить проектировщика в отсутствии указаний, например, на текущий ремонт, в связи с которым возникла ненадлежащая эксплуатация объекта. Согласно п.12_2 статьи 48 в случае проведения капитального ремонта подготовка полного комплекта проектной документации не требуется — необходимо лишь разработать отдельные разделы на основании задания на проектирование.

Состав и содеражние разделов, соответственно, выбираются в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте.

Подробнее об отнесении видов работ к капитальному ремонту или реконструкции можно прочитать в этой статье. Исходные данные, предоставляемые проектной организации для начала работ по проектированию определены п.6 статьи 48 ГрК и включают в себя:

  1. 1) задание на проектирование застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации);
  2. 4) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения);
  3. 3) результаты инженерных изысканий;
  4. 2) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

В Российской Федерации обязательные требования к любой продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, а также процессам их проектирования определяет техническое регулирование, соответственно подготовка проектной документации осуществляется на основе технических регламентов. Какие именно технические регламенты необходимо применять при проектировании объектов капитального строительства и линейных объектов, а также подробную информацию о принципах технического регулирования можно прочитать в этой статье.

Как выполнить требования технических регламентов мы разъясняем здесь.

В соответствии с п.5 ПП №87 если для объекта недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными документами, или такие требования вообще не установлены, проектирование должно осуществляться по утвержденным в установленном порядке специальным техническим условиям (СТУ). СТУ — это технические нормы, разработанные для конкретного объекта и содержащие дополнительные или отсутствующие технические требования по безопасности, описывающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа.

Примером необходимости разработки проектной документации по СТУ является многоквартирный жилой дом, высотой более 75 метров, так как свод правил СП54.13130.2О11‚ регламентирующий проектирование и строительство многоквартирных жилых зданий, распространяется только на объекты высотой до 75 м. Получается, что для жилых домов с высотой, превышающей это значение, технические требования не установлены. Согласно п.12_1 статьи 48 ГрК проектная документация может быть разработана для отдельных этапов строительства/ реконструкции объекта.

Под этапом строительства понимается возведение одного из объектов капитального строительства или части этого объекта, если он может быть введен в эксплуатацию автономно от остальных объектов или их частей на данном земельном участке. При этом автономность (по конструктиву, сетям, планировочной структуре и т.д.) этапа строительства необходимо обосновать в проектной документации. Отметим, что подготовительные работы входят в понятие «осуществление строительства», поэтому производство таких работ без разрешения на строительство запрещено.

По инициативе застройщика такие работы могут быть выделены в отдельный этап.