Меню
Главная - Другое - Фцп доступная среда

Фцп доступная среда

Фцп доступная среда

Программа “Доступная среда” для инвалидов в 2021 году


› Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь.

Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года. Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2021 год.

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года.

В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится.

К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды. Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  1. Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  2. Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  3. Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации. Скачать для просмотра и печати Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  • инвестирования средств в конкретные объекты.
  • организаций — исполнителей и органов власти. В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
  • Подведение итогов.
  • строительство, реконструкция центров реабилитации;
  • приобретение специального оборудования для учреждений:
    • здравоохранения;
    • образования.
  • их оснащение необходимыми техническими средствами;
  • обучения специалистов,
  • реализации мероприятий;
  • образования.
  • здравоохранения;
  • 2013-2015 годы.

    Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:

    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  • 2016-2018 годы.
    Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов.

    Корректировка взаимодействия:

    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти. В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
  • 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г.

      ключевым направлением станет реабилитация.

      18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:

      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.
  • 2021 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  • 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  • федеральных и региональных ведомств;
  • Анализ результатов.
  • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  • разработки ИС.
  • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г.
    ключевым направлением станет реабилитация.

    18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:

    • закупки оборудования в реабилитационные центры,
    • обучения специалистов,
    • разработки ИС.
  • закупки оборудования в реабилитационные центры,

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды. Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ.

На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий.

К примеру:

  1. Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  2. Министерство образования и науки РФ:
  3. Пенсионного фонда;
  4. Фонда соцстрахования и других.

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  1. равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  2. равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  3. объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  • реабилитационной направленности;
  • повышение квалификации.
  • социальной направленности.
  • Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  • Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  • стимулирование к профессиональной деятельности;
  • Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  • Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  • Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
  • транспортных объектов;
  • обучение;
  • Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.

Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов.

В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  • Другие — не больше 70%.
  • Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.

В 2020 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс.

руб. Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию. Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  • Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  1. формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  2. обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  3. формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
  • Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
  • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
  • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
  • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

    Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;

  • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
  • Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г.

— 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом. Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится. Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  • Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  • На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  • Работают телеканалы с сурдопереводом.
  • В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  • Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  • В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  • Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.

Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%).

А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации. Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  • олигофренопедагогике;
  • сурдопедагогике и других.
  • логопедии;
  • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
  • Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
  • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  • В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  • В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий. Например:

  • В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.
  • В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов. Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ.

Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается.

Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много.

И не только правительству и ведомствам.

От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит. В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

В июне 2020 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления! Похожие статьи 23 февраля 2017, 01:42 Дек 29, 2020 14:48 Льготы всем

«Доступная среда» — Государственная программа: что реализовано к 2020 году и как!

14 марта 20201,7 тыс.

прочитали1 мин.14 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы1,7 тыс. прочитали до концаЭто 13% от открывших публикацию1 минута — среднее время чтенияТо есть создание комфортных условий и свободы при передвижении маломобильных людей. Все верно! Однако адаптация городской среды под нужды инвалидов — это лишь один из спектров государственной программы.

Далеко не все ознакомлены с масштабами национального проекта «Доступная среда» и о том, как он реализуется в жизни общества. В этой статье мы расскажем об основных принципах программы, результатах к 2020 году и участниках программы — поставщиках продукции сегмента Доступная среда.Для осуществления всех грандиозных планов сроки реализации проекта «Доступная среда» разбиты на пять этапов.

Первый этап стартовал в 2011 году, последний приходится на 2021-2025 годы.В нынешнем году заканчивается предпоследний четвертый этап. Многие задумки уже внедрены в жизнь.

  • МСЭ (медико-социальная экспертиза) — изменить нормативы, усовершенствовать и модернизировать всю систему в целом.
  • Предпрограмма — внедрение новейших технологий в производство механизмов и прочих средств реабилитации.
  • Культурная среда — организация мероприятий, отдыха и досуга, включая спортивную, туристическую и развлекательную сферу (а также школьную систему) для маломобильных людей.
  • Доступность — оценить состояние всех приоритетных объектов городской среды, включая сферу социальных услуг.
  • Образование — увеличение количества детей и студентов с инвалидностью, включенных в общий образовательный процесс (начальная и средняя школа, вузы).
  • Адаптация объектов — сделать все сферы жизнедеятельности максимально доступными для маломобильных групп населения.
  • Реабилитационные программы — обеспечить равный и полноценный доступ к услугам (оснащение современной техникой, лечение в санаториях и т. д.) для каждого гражданина с инвалидностью.
  • Адаптация к обществу — внедрение взрослых и детей инвалидов в профессиональную, творческую и образовательную сферу, а также в активную жизнь страны в целом, устранив социальную разобщенность.

Подробное дополнение можно прочитать в нашей предыдущей статье ».В каждой комиссии присутствует один из представителей Госдумы.Хочется отметить, что в программу «Доступная среда»для инвалидов вовлечено множество государственных и коммерческих организаций.При реализации государственной программы Доступная среда приоритет в поставках продукции отдается российскому производителю сегмента малого и среднего бизнеса.Поставки основного объема товаров осуществляется на конкурсной основе на государственных площадках, согласно 223-фз и 44-фз.Вклад некоторых участников отмечен на правительственном уровне.

К примеру, включилась в программу еще на самом старте, в 2012 году. Сегодня в штате «Пандус.су» трудятся сертифицированные эксперты по доступной среде, готовые дать бесплатную и грамотную консультацию по всем средствам доступности. Компания«Пандус.су» является Амбассадорами Портала поставщиков Москвы и активно участвует в формировании безбарьерной среды города.Подробнее, как развить свой бизнес читайте в нашей предыдущей статье .Как это сделать, мы подробно рассказали в статье .

Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы

29.03.2019 года постановлением Правительства Российской Федерации № 363 была утверждена Госпрограмма «».В рамках общей программы “Доступная среда” утверждено 3 подпрограммы по следующим направлениям:

  • обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  • совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.

Каждая из указанных подпрограмм содержит множество целей, обеспеченных финансированием из федерального бюджета.

  • обеспечение равного доступа к реабилитационным и абилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
  • обеспечение равного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений МСЭ при освидетельствовании, установлении инвалидности.
  • создание правовых и экономических условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, повышению уровня их жизни;

Согласно № 363, к 2025 году государство должно обеспечить:

  • увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему реабилитации и абилитации инвалидов, до 100 % к 2024 году;
  • увеличение доли детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и абилитации, до 78,8 %;
  • увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов в Российской Федерации до 51,7 %.
  • увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, до 64,9%;
  • увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и абилитации, до 76,9 %;
  • увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 61,8 %;

В рамках госпрограммы “Доступная среда” для инвалидов предусмотрены следующие меры по улучшению качества жизни:

  • снижение сроков оказания государственных и муниципальных услуг, прохождения освидетельствования в МСЭ;
  • создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;
  • обеспечение инвалидам, в том числе использующим кресла-коляски и собак-проводников, условий для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского, пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации;
  • установка средств, обеспечивающих дублирование звуком световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации;
  • реализацию прав инвалидов на реабилитацию и обеспечение техническими средствами реабилитации;
  • обеспечение инвалидам, в том числе использующим кресла-коляски и собак-проводников, условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям);
  • создание сети базовых профессиональных образовательных организаций с приоритетным зачислением инвалидов.
  • укрепление материально-технической базы организаций по адаптивной физкультуре и спорту;
  • повышение качества мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

Для реализации указанных мер государство будет перечислять субсидии субъектам РФ.

Регионы должны были до конца 2020 года утвердить собственные программы по основным направлениям социальной защиты и реабилитации инвалидов.Повышение уровня занятости на 2021 – 2024 годы: Утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 – 2024 годы.Интересные статьи по теме «Доступная среда» можно найти на нашем сайте, перейдя по , а также посмотреть на данную тему вебинары на тему «» и «».В городе Москве в настоящее время очень развита и продолжает развиваться для маломобильных граждан городская инфраструктура, оказание помощи в городском транспорте, создание низкопольных видом общественного транспорта, проходят конкурсы, тендеры на устаановку подъемных платформ в многоквартирных домах.В жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств.

Сейчас это оборудование ждут в 592 домах, где живут инвалиды.Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы.Более доступными для инвалидов стали объекты городской инфраструктуры.

Сегодня для нужд маломобильных граждан приспособлено уже 85 процентов всех социально значимых объектов.Особое внимание уделяется созданию комфортной среды в учреждениях системы образования.В новых школах и детских садах появляются пандусы и лифты, что позволяет посещать эти образовательные учреждения маломобильным детям.Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан.

Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.Более комфортным стал и метрополитен.

На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники .

Пассажиры могут оформить заявку на сопровождение и получить более подробную информацию:– позвонив по телефонам поддержки: 8 495 622-73-41 и 8 800 250-73-41 (бесплатный вызов);– – заполнить соответствующую Время обслуживания пассажиров с 05:30 до 01:00.Для пассажиров с нарушениями слуха ежедневно с 05:30 до 01:00 работает горячая СМС-линия: +7 (926) 250-47-80.