Меню
Главная - Другое - Должностное лицо административный кодекс

Должностное лицо административный кодекс

Должностное лицо административный кодекс

КоАП РФ с комментариями и изменениями на 2020-2021 год


Кодекс РФ об административных правонарушениях представляет собой нормативно-правовой документ, направленный на защиту прав и свобод человека, оговоренных в Конституции. Также данный кодекс устанавливает общие начала, перечень всех правонарушений, органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Административные правонарушения в повседневной жизни наблюдаются чаще других видов противоправных действий. К ним относятся различные совершенные проступки, заключающиеся в нарушении общественного порядка.

Если их сравнивать с преступлениями уголовного характера, то к первым применяются не столь строгие санкции и не предусматривают наказания в виде лишения свободы. За каждое совершенное деяние, указанное в КоАП, предусмотрена определенная ответственность, все зависит от вида преступления. Настоящий кодекс в действие в середине 2002 года.

Регулирует административную ответственность за нарушение законных рамок, устанавливает порядок надлежащего исполнения постановлений о назначении наказаний, рассматривает разновидности и меры принуждения, относящиеся к КоАП РФ. Главенствующая роль в кодексе отводится разъяснению защиты интересов граждан.

Основной задачей данного юридического документа считается контроль порядка привлечения граждан к ответственности административного характера.

КоАП регулирует вопросы ответственности, которую несут иностранные граждане и должностные лица. Представленный КоАП РФ включает статьи с развернутыми научными комментариями, которые приведены в виде пояснений из постановлений Пленума верхнего суда России.

Статьи кодекса представлены в последней редакции с актуальными изменениями и поправками по состоянию на 2020-2021 год.

Нормы кодекса об административных правонарушениях полностью основаны на принципах Конституции России.

Данный принцип заключается в обеспечении законности при исполнении мер административного правонарушения, равенстве всех граждан перед законными рамками.

Также кодекс предусматривает рассмотрение презумпции невинности. Состоит из пяти разделов, которые подразделяются на главы и подразделы.

Некоторые главы КоАП повествуют о правонарушениях в информационной и торговой сфере, а также регулируют экологические правонарушения.

С целью гарантированной защиты потерпевших граждан детально разработан процессуальный раздел. Также в КоАП РФ рассматривается правильный порядок предоставления юридической помощи лицу, которое привлекается к административной ответственности. Представлять интересы может адвокат или любое другое лицо, которое законно оказывает юридическую помощь.
Представлять интересы может адвокат или любое другое лицо, которое законно оказывает юридическую помощь. Защищающие лица допускаются к делу с момента начала разбирательств по конкретному разбирательству.

После ознакомления с делом они имеют право предъявлять доказательства, подавать жалобы на решения и участвовать в рассмотрении дел. Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящих судебных инстанциях.

Административная ответственность. Понятие, признаки, обстоятельства наступления.

24 мая 2021 в 15:24

Административная ответственность — тот вид юридической ответственности, с которым сталкиваются практически все юридические и физические лица.

Водители могут быть привлечены за нарушение правил дорожного движения, компании – за задержку выплаты заработной платы, нарушение правил по Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ðµ труда или за несвоевременную сдачу отчетности.Меры административной ответственности также, как и уголовной, налагаются государством, но они менее строгие, чем уголовные, и наступают за менее опасные деяния. Характерной особенностью является то, что наложить административное взыскание может не только суд, но и иной государственный или муниципальный орган.Содержание:

  1. ;
  2. ;

Время чтения: 6 минут 27 секундАдминистративная – это обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

  • Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
  • Опирается на государственное принуждение;
  • Наступает за административное правонарушение;
  • Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом ÑƒÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð½Ð° это субъектов.
  • Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;

Части 1 — 1.3 ст.

28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:

  1. сообщения от Ñ„Ð¸Ð·Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑŽÑ€Ð¸Ð´Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ñ†, Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð¸ Ð¼ÑƒÐ½Ð¸Ñ†Ð¸Ð¿Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¾Ð²;
  2. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸ÑÑ ;
  3. фиксация специальными Ñ‚ÐµÑ Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸ средствами видеонаблюдения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением Ð¾Ñ‚Ð´ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑƒÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ ÐšÐ¾ÐÐŸ РФ случаев.Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð¾ физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑƒÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ‚ÑÑ дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение Ð´Ð²ÑƒÑ ÑÑƒÑ‚Ð¾Ðº с момента выявления административного правонарушения.В Ð¾Ñ‚Ð´ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ , ÑƒÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð² ст.

28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.Далее протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение Ñ‚Ñ€ÐµÑ ÑÑƒÑ‚Ð¾Ðº с момента составления протокола (ч.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.Далее протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение Ñ‚Ñ€ÐµÑ ÑÑƒÑ‚Ð¾Ðº с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸ÑÑ ÑƒÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð° административная ответственность.Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, при наличии ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑ€ÐµÑ‚Ð½Ð¾Ðµ деяние является административным правонарушением.1.

объект административного правонарушения (Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½ÑÐµÐ¼Ñ‹Ðµ общественные отношения);2. объективная сторона административного правонарушения (способ совершения, место, время, например, нарушение водителями ПДД (гл.12 КоАП РФ) может выражаться в Ñ€Ð°Ð·Ð½Ñ‹Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð¸ÑÑ : превышение скорости движения, несоблюдение требования Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ñ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð²);3. субъект административного правонарушения;4.

субъективная сторона административного правонарушения (обязательно наличие вины).Согласно КоАП РФ, к родовому объекту правонарушения относятся виды жизнедеятельности граждан и деятельности ÑŽÑ€Ð¸Ð´Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ñ† в области:

  1. транспорта (гл. 11);
  2. предпринимательской деятельности (гл. 14);
  3. финансов, налогов и сборов, рынка Ñ†ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð±ÑƒÐ¼Ð°Ð³ (гл. 15);
  4. посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);
  5. сельского Ñ Ð¾Ð·ÑÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð°, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
  6. таможенного дела (нарушения Ñ‚Ð°Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð») (гл. 16);
  7. воинского учета (гл. 21).
  8. дорожного движения (гл. 12);
  9. защиты прав и Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑÐ¾Ð² граждан и общества (гл. 5, 6);
  10. промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);
  11. Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ñ‹ Ð²ÑÐµÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð² собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);
  12. связи и информации (гл. 13);
  13. защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания Ð¸Ð½Ð¾ÑÑ‚Ñ€Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½ или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);
  14. Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ñ‹ окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

Кроме Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ñ ÑÑƒÐ±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¾Ð² административного правонарушения (физические лица, юридические лица), существуют и специальные (должностные лица, водители, военнослужащие).Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.С учетом ÐºÐ¾Ð½ÐºÑ€ÐµÑ‚Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ð±ÑÑ‚Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ»ÑŒÑÑ‚Ð² дела и Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð¾ лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам Ð½ÐµÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð½Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð½Ð¸Ñ Ð¸ защите Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð² указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав Ð½ÐµÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð½Ð¾Ð»ÐµÑ‚Ð½Ð¸Ñ .Не подлежит привлечению к административной ответственности невменяемое физическое лицо, а также лицо, действующее в ситуации крайней Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚Ð¸, когда предотвращенный вред меньше, чем совершенный. Например, водитель может покинуть место ДТП с целью спасения жизни потерпевшего.Согласно ст.

2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÐ»ÑƒÐ¶ÐµÐ±Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ð±ÑÐ·Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ¹.Должностные лица – это лица, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-Ñ Ð¾Ð·ÑÐ¹ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ функции в Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð°Ñ , Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð°Ñ Ð¼ÐµÑÑ‚Ð½Ð¾Ð³Ð¾ самоуправления, Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸ÑÑ .В ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÑÑ Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‚ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ за все правонарушения несут руководители. Но они могут своим приказом (в должностной инструкции) назначить ответственным за те или иные сферы деятельности Ð¸Ð½Ñ‹Ñ Ð»Ð¸Ñ†).Привлечение к ответственности юридического лица не исключает одновременное привлечение и его должностного лица.В соответствии с примечанием к ст.

2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.Юридическое лицо подлежит ответственности в ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ , Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑƒÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ ÐšÐ¾ÐÐŸ или законами субъектов РФ.Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑƒÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ½Ð° административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð±Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ½Ð¸ÑŽ (ч.

2 ст. 2.1 КоАП РФ).Согласно ч.

2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в ÑÑ‚Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ части кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административной ответственности:

  1. предупреждение
  2. административный арест;
  3. административное приостановление деятельности;
  4. административный запрет на посещение мест проведения Ð¾Ñ„Ð¸Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ ÑÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ñ‹Ñ ÑÐ¾Ñ€ÐµÐ²Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ в дни Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ.
  5. обязательные работы;
  6. административный штраф;
  7. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  8. дисквалификация;
  9. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  10. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
Рекомендуем прочесть:  Проест по пешеходной зоне

При назначении наказания учитываются как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства.

  • Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование ÑƒÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð½Ð° то лиц прекратить его;
  • Повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение однородного административного правонарушения в течение 1 года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания;
  • Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
  • Совершение административного правонарушения в ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸ÑÑ ÑÑ‚Ð¸Ñ Ð¸Ð¹Ð½Ð¾Ð³Ð¾ бедствия или при Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ Ñ‡Ñ€ÐµÐ·Ð²Ñ‹Ñ‡Ð°Ð¹Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ð±ÑÑ‚Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ»ÑŒÑÑ‚Ð²Ð°Ñ ;
  • Совершение административного правонарушения группой лиц;
  1. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  2. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  3. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении Ñ‚ÑÐ¶ÐµÐ»Ñ‹Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ð±ÑÑ‚Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ»ÑŒÑÑ‚Ð²;
  4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
  5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, Ð²Ñ€ÐµÐ´Ð½Ñ‹Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´ÑÑ‚Ð²Ð¸Ð¹ административного правонарушения;
  6. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения;
  7. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  8. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ‰Ð¸Ñ ÑƒÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ по делу об административном правонарушении;
  9. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение при-чиненного вреда;
  10. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, со-вершившим административное правонарушение;

или иное лицо могут признать в качестве ÑÐ¼ÑÐ³Ñ‡Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ Ð¸ другие обстоятельства.К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

  • Действия лица в состоянии крайней Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚Ð¸, то есть совершенные для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ†, а также Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½ÑÐµÐ¼Ñ‹Ð¼ законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
  • Признание утратившими силу закона или его положения, ÑƒÑÑ‚Ð°Ð½Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½ÑƒÑŽ ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÐ½ÑÑŽÑ‰Ð¸Ñ Ð°Ð´Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð½ÑƒÑŽ ответственность за содеянное и ÑƒÑÑ‚Ð°Ð½Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ Ð·Ð° то же деяние уголовную ответственность;
  • Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом возраста для привлечения к административной ответственности или невменяемость;
  • Отсутствие события административного правонарушения;
  • Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, ÑƒÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ñ Ð² ст.4.5 КоАП РФ (два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении три месяца) со дня совершения административного правонарушения (обнаружения), за некоторые правонарушения предусмотрены более длительные сроки давности — год и более).

В соответствии со ст.

2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð¼ за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при отсутствии угрозы причинения вреда жизни, здоровью, экологии, безопасности государства (ст.

4.1.1 КоАП РФ)Получите консультацию адвоката по гражданским делам. Конфиденциально. Консультируем ОНЛАЙН по всей России.Поделитесь с Ð´Ñ€ÑƒÐ·ÑŒÑÐ¼Ð¸ÐŸÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ статьи В данной статье мы рассмотрим новости, которые мы не опубликовали, но о ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ Ð±ÑƒÐ´ÐµÑ‚ интересно… 4 декабря 2020 в 18:56 Существует несколько видов информации, за разглашение которой предусмотрена административная ответственность.

Законом Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½ÑÑŽÑ‚ÑÑ адвокатская, служебная, коммерческая,… 18 сентября 2020 в 21:07 Проект нового КоАП России закрепляет для россиян штраф до 7000 руб.

за отказ от вакцинации,… 2 июня 2020 в 17:26 24 мая 2021 в 23:04 22 мая 2021 в 17:48 22 мая 2021 в 14:59

Статья 2.4 КоАП РФ.

Административная ответственность должностных лиц

Новая редакция Ст.

2.4 КоАП РФ Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В КоАП впервые закрепляется понятие должностного лица. Сам термин «должностное лицо» использовался и в старом Кодексе 1984 года.

Однако тогда законодатель не определил критерии отнесения служащих к должностным лицам, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, существующим в уголовном законодательстве. Определение должностного лица, данное в примечании к ст.

2.4 КоАП, практически совпадает с понятием должностного лица, данным в примечании к ст.

285 Уголовного кодекса Российской Федерации, что позволяет говорить о едином подходе к данному понятию в российском законодательстве. При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП становится очевидно, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера).

При анализе примечания к ст. 2.4 КоАП становится очевидно, что в основу определения понятия должностного лица положены два критерия: обладание полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного характера (представители власти обладают распорядительными полномочиями внешневластного характера). При определении круга представителей власти допустимо использовать по аналогии Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г.

N 6

«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

. В нем устанавливается, что

«к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности»

.

К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.

Это Постановление также примерно указывает, какие функции следует считать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными. В соответствии с п. 3 Постановления организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и .

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными — по управлению вещами. Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами.

Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает).

Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).

К должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Вместе с тем следует иметь в виду, что некоторые другие нормативные акты могут использовать и принципиально иные определения должностного лица, применимые к государственной или муниципальной службе.

Так, например, Федеральный закон

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

от 6 октября 2003 г.

определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в Уголовного кодекса и КоАП, так как под него попадают практически все муниципальные служащие.

В то же время в Федеральном законе

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего Закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в Уголовного кодекса и КоАП, в иных случаях — в Законе о местном самоуправлении.

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, по сравнению с гражданами.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Непременным условием привлечения таких лиц к административной ответственности является наличие в их деянии вины (ст. 2.2 КоАП). Должностные лица, выполняющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, являются субъектами административной ответственности различных групп правонарушений, составы которых содержит Особенная часть Кодекса (раздел II).

Сравнивая КоАП с КоАП РСФСР 1984 года, можно с уверенностью утверждать, что законодатель сохранил свой подход к административно-правовому статусу должностных лиц в части их ответственности. По-прежнему в качестве основных к ним применяются такие наказания, как предупреждение и административный штраф.

Данные взыскания могут быть применены в отношении любой категории должностных лиц, указанных в ст. 2.4 КоАП. Примечательно, однако, что в большинстве составов именно административный штраф как санкция превалирует над остальными мерами ответственности, и не только в отношении должностных лиц, но и иных субъектов ответственности. Что касается той категории должностных лиц, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исполнительном органе управления юридического лица, являются членами совета директоров, осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве юридического лица, помимо перечисленных выше мер административной ответственности, в качестве основной к ним может применяться новая, ранее не предусмотренная санкция — дисквалификация.

Распространяется данное наказание и на арбитражных управляющих.

Указанная мера административной ответственности назначается только в судебном порядке. В качестве дополнительного наказания, применяемого к должностным лицам, КоАП называет конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Учитывая множество постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, отменяющих административный порядок конфискации, законодатель теперь прямо указывает на то, что данное взыскание может применяться только в судебном порядке. 1. Данная статья посвящена административной ответственности специального субъекта — должностного лица. В рассматриваемой статье впервые в законодательстве об административной ответственности закрепляется понятие должностного лица.

В отличие от понятия должностного лица, закрепленного в УК, КоАП РФ дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е.

наделенное, в установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К должностным лицам КоАП РФ относит также руководителей и других работников иных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, и иные действия.

В некоторых статьях Особенной части КоАП РФ должностные лица конкретизируются. Так, в ст.5.28-5.33, 5.42 субъектом административной ответственности названы работодатель или лицо, его представляющее, в ст.5.25 — председатель участковой избирательной комиссии или комиссии референдума, в ст.8.16 — капитан судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства и др. 2. Должностные лица подлежат административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Такая формулировка представляется слишком широкой, ибо в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является служебным (дисциплинарным) правонарушением, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность. По всей видимости, административная ответственность должностного лица должна наступать за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в его служебные обязанности.

Однако правила, исполнение которых входит в должностные обязанности, в КоАП РФ не определены. Конкретное должностное лицо обязано исполнять те закрепленные в нормах права правила, которые обусловлены тем, в каком государственном органе, организации он исполняет свои обязанности, какую занимает должность или осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.