Меню
Главная - Автомобильное право - Должен ли водитель уступить дорогу на не ругулировном пешиходном переходе

Должен ли водитель уступить дорогу на не ругулировном пешиходном переходе

Как правильно водители обязаны пропускать Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² на Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ðµ по новым правилам?


Сен 13 2020 | Время прочтения: Пропускать ли Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð° Открыть содержание Пересечение траекторий движения Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² дорожного движения создаёт Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚ÑŒ регулировать это самое движение. Но проблема наступает тогда, когда трактовки в ПДД становятся неоднозначными. Ещё Ñ ÑƒÐ¶ÐµÂ â€“ если судебная система выносит решения вопреки требованиям закона.

Именно так обстоит дело с требованием Правил на Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ðµ, которое претерпело не так давно изменение и сейчас Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ в новой своей редакции.

О том, как правильно уступать дорогу пешим участникам движения, чтобы не получить , когда останавливаться, а когда продолжать ÐµÑ Ð°Ñ‚ÑŒ, ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹ вообще нужно пропускать и в ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ Ð²Â 2021 году, разъясняем в этой статье.

Итак, давайте взглянем, где – в ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ‚Ð°Ñ â€“ вообще есть требование Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð¸Ð» пропускать Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² на Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð°Ñ .

  1. На Ð½ÐµÑ€ÐµÐ³ÑƒÐ»Ð¸Ñ€ÑƒÐµÐ¼Ñ‹Ñ «Ð·ÐµÐ±Ñ€Ð°Ñ » отдано преимущество Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼ перед водителями. Это пункт 14.1 ПДД.
  2. в Ð¶Ð¸Ð»Ñ‹Ñ Ð·Ð¾Ð½Ð°Ñ Ð¸ во Ð´Ð²Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð½Ð° любой дороге () и при выезде из неё,
  3. а также при съезде во двор или другую прилегающую территорию или при выезде на дорогу с Ð½Ð¸Ñ ( Правил).
  4. Кроме того, вы обязаны пропустить (и это не совсем правильный термин – почему, узнаете ниже) Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð° при повороте направо или налево на перекрёстке (пункт ),

Не так давно в законодательстве изменение по повышению штрафа за неуступление дороги Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ÑƒÂ â€“ его подняли до вилки сумм .

Конкретную сумму устанавливает инспектор ДПС на дороге, который выпишет постановление, в зависимости от обстоятельств нарушения, Ð¾Ñ‚ÑÐ³Ñ‡Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÐ¼ÑÐ³Ñ‡Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑ‚Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ»ÑŒÑÑ‚Ð². Есть ещё дополнительные очень суровые наказания, если вы сбили Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð°.

Но это уже совсем другая история, рассмотренная нами . И вот это самая главная тонкость в российском законодательстве 2021 года касательно пересечения траекторий движения Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² и водителей. И мы нарочито указали в подзаголовке, что будем сначала обсуждать теорию – как вы обязаны пропускать Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² по букве законодательного акта.

Потому что на практике, к сожалению, это несколько отличается. А теперь запомните главное правило:

  1. пропускать по ПДД в 2021 году водитель обязан только ÑÐ»ÐµÐ¿Ñ‹Ñ Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² и детей при организованной Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²Ð¾Ð·ÐºÐµ автобусом (пункты ),
  2. во Ð²ÑÐµÑ Ð¾ÑÑ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ Ð² Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð°Ñ ÐµÑÑ‚ÑŒ требование именно уступить дорогу.

В чём же такое разительное отличие между двумя этими действиями и как именно правильно вы должны пропускать Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² на Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ðµ, а как – уступать?! Сразу отметим, что термина «Ð¿Ñ€Ð¾Ð¿ÑƒÑÐºÐ°» Ð¿ÐµÑˆÐ¸Ñ ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² дорожного движения в ПДД нет.

Поэтому на практике вы обязаны просто обеспечить преимущественное право движения, как именно вы это сделаете, решит рассматривающий дело орган, если увидит в этом нарушение.

А вот уступать дорогу нужно правильно!

Итак, давайте рассмотрим последовательность кое-какой логической цепочки:

  • что такое преимущество, видим ответ здесь же – это право пройти или Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÑ Ð°Ñ‚ÑŒ определённый намеченный путь первым, в то время как другие участники должны вам уступить.
  • отправляемся к определению этого глагола в ПДД и видим, что уступить дорогу – это не начинать, не продолжать, не возобновлять движение, если это заставит Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² движения изменить либо траекторию, либо скорость,
  • 14.1 и другие пункты содержат для водителя требование именно уступить дорогу Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼, который Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´ÑÑ‚ проезжую часть по «Ð·ÐµÐ±Ñ€Ðµ» или вступили на неё для Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð° – так гласят именно новые Правила, не так давно требование как «Ð¿Ñ€Ð¾Ð¿ÑƒÑÑ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ»,

А теперь ещё более простыми словами!

Итак, вы не выполнили требование Правил уступить, если:

  1. при этом, ещё одно важное условие – это произошло именно из-за вашего начала, возобновления или продолжения движения; например, вы не снизили скорость перед Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼, не остановились вовсе или остановились и начали ÐµÑ Ð°Ñ‚ÑŒ, испугав Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð°, когда тот ещё был перед автомобилем.
  2. в результате вашего движения Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ изменил либо траекторию движения, либо скорость, либо и то, и другое,

Обратите внимание, термин «Ð¿Ñ€ÐµÐ¸Ð¼ÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚Ð²Ð¾» подразумевает под собой ещё одну тонкость: для наличия этого самого преимущества траекторий движений водителя и Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð° должны пересекаться. Причём, пересекаться не только в пространстве, но и во времени.

То есть, неисполнение требования уступить дорогу Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ñƒ водителя непременно приведёт к наезду на первого – ДТП.

Поэтому, если ваши траектории не пересекаются во времени, то и обязанности у вас нет. К примеру, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрёстке, где пеший Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ дорогу по Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ñƒ. Но ваша целевая дорога имеет 10 полос движения, а между направлениями ещё и разделительный островок.

ÐŸÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´, при этом, уже заканчивает на 10-й полосе вдали от вас, в том время, как вы, выполняя требование пункта 8.5 ПДД, поворачиваете на первую.

В таком случае траекторий Ð²Ð°ÑˆÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹ во времени не пересекаются. Нужно ли в этом случае уступать Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ñƒ?

Очевидно, нет! Но очевидно только в теории. Ещё одна тонкость данного термина заключается в том, что преимущество в его определении .

То есть при отсутствии права на движение нет и права на первоочерёдность такого движения.

Вполне логично! Отсюда следует и то, что уступать дорогу при отсутствии преимущества обязанности нет. Например, если Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ начал Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑŒ дорогу на запрещающий сигнал светофора на регулируемом перекрёстке, то уступать дорогу ему обязанности у вас нет. Потому и требования такого в ПДД 2021 года нет.

Но нарочно создавать опасность в таком случае всё равно не стоит – почему, мы поговорим в последнем разделе данной статьи.

Обратите внимание, что речь здесь идёт о нарушении Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼, именно отменяющим его право на движение в намеченном направлении.

А, например, если Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð°, то это не лишает его права на сам Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´.
А, например, если Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð°, то это не лишает его права на сам Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´.

Соответственно, и преимущество никуда не пропадает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить ему дорогу. Увы и Ð°Ñ , но практика правоприменения в нашем вопросе сильно разнится с теорией и буквально сводит на нет само изменение ПДД, когда обязанность пропустить заменили на новое правило – уступить дорогу.

Дело в том, что с большой долей вероятности, даже если траектории движения водителя и Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð° не пересекаются во времени, то автолюбителю всё равно выпишут штраф, если тот проедет Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´, когда Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ ещё не покинул проезжую часть.

То же самое будет, если человек начал Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑŒ на дальней полосе, и ещё далеко не дошёл до той, где едет водитель.

Но главное в том, что и суд с большой долей вероятности не удовлетворит такую жалобу водителя.

Вы можете сами взглянуть на судебные решения и постановления. одного из наиболее ÑÑ€ÐºÐ¸Ñ Ð°ÐºÑ‚Ð¾Ð² суда, когда судья вообще оперировал термином «Ð¿Ñ€Ð¾Ð¿ÑƒÑÑ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ» Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð°, не приняв во внимание доводы водителя о том, что обязанность по ПДД уступить дорогу он выполнил, не заставив Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð° не изменить ни скорость, ни траекторию.

С другими подобными решениями в судебной практике вы можете ознакомиться в .

Более того, совсем недавно Ð’ÐµÑ€Ñ Ð¾Ð²Ð½Ñ‹Ð¹ суд РФ жирную точку в вопросе, как нужно правильно и ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² пропускать.

Судья указал, что водитель не должен начинать движение после для пропуска человека на «Ð·ÐµÐ±Ñ€Ðµ», пока Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ не закончит Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Â â€“ не покинет проезжую часть дороги. И как только последний вступил на проезжую часть, у автолюбителя возникает обязанность остановиться, чтобы уступить тому дорогу.

Обратите внимание, что решения Ð’ÐµÑ€Ñ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ суда РФ обязательны для руководства Ð½Ð¸Ð¶ÐµÑÑ‚Ð¾ÑÑ‰Ð¸Ñ ÑÑƒÐ´Ð¾Ð². Хотя, выносить абсолютно такие же решения, они не обязаны.

Таким образом, здесь как раз та ситуация, когда теория Ñ€Ð°ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ с практикой.

И для того, чтобы не нарваться на штраф, вам нужно остановиться, как только Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ вступил на проезжую часть – неважно, как далеко он от вас Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ. И вам требуется стоять до того, как Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ покинет Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´.
И вам требуется стоять до того, как Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ покинет Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´. Хотя, ПДД прямо такого не требуют.

Не разъяснённым ни ГИБДД, ни судами осталась ситуация, когда Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ по тем или иным причинам Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ дорогу очень долго.

Например, он упал и не встаёт, специально остановился, чтобы «Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ½ÑƒÑ‚ÑŒ» . Но здесь будут Ñ Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ¸Ðµ новости. По букве Правил дорожного движения вы не должны изменить его скорость или траекторию движения.

И, если поедете дальше, это требование будет соблюдено. Ведь пеший остановился не в причинно-следственной связи с вашим возобновлением, продолжением или начало движения. Согласно описанной выше практической стороны, вы обязаны стоять до того момента, как Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ не покинет «Ð·ÐµÐ±Ñ€Ñƒ».

Но с большой долей вероятности инспектор ДПС, увидевший такое поведение пешего участника, не будет выписывать штраф на водителя. Более того, правильно будет привлечь самого Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð° за такое нарушение ПДД.

 Теперь давайте взглянем ещё на несколько Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ‹Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð² касательно уступления дороги.

  1. Велосипедист – не Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´, и ПДД требуют от него спешиться на «Ð·ÐµÐ±Ñ€Ðµ». Поэтому переезжающему по Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ Ð¾Ð´Ñƒ велосипеду уступать вы не обязаны. Но давить его тоже нельзя. Здесь действует та же норма источника повышенной опасности, описанная пунктом выше.
  2. Выше мы рассматривали примеры ситуаций, когда Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´ сам не прав, не имея права на движение. Но обратите внимание, в законодательстве 2021 года норма, которая обязывает водителя возмещать вред здоровью и жизни даже при полном отсутствии вины в происшествии. То есть, если водитель сбивает Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Ð° по вине последнего, то он всё равно возмещает причинённый тому вред (а Ð¿ÐµÑˆÐµÑ Ð¾Ð´Â â€“ вред автомобилю). А уж если будет доказан умысел водителя, то вина может лечь только на последнего.
  3. У нас есть подробная статья .

Важно!

Не получили ответа на Ваш вопрос?

Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  1. Анонимно
  2. Только практикующие автоюристы
  3. Бесплатно

Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру ✖ Видео Рубрика: Ð¡Ð¾Ñ Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‚ÑŒ и рассказать друзьям

Особенности пропуска пешеходов в 2021 году

Рубрика: Темы: , Известно, что водители должны уступать дорогу пешеходам на пешеходных переходах, но как это сделать по , чтобы у сотрудников ГИБДД не было претензий, а если и были, то только обоснованные?

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;

Рассмотрим на примере нерегулируемого пешеходного перехода.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. После внесения , требование стало определенным — , вместо «пропустить». Это определено термином. «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
Это определено термином. «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Касаемо пешеходов это чаще вынуждение изменения скорости как в большую, так и в меньшую сторону.

У пешехода есть три позиции когда водитель может нарушить требование уступить дорогу.

  1. На пересечении траекторий;
  2. На проезжей части;
  3. На тротуаре или обочине.

Одна из популярных ловушек для водителей, когда пешеход начинает переходить дорогу с левой стороны широкой проезжей части или вообще встречную проезжую часть водители попадаются на вырезку из пункта 14.1 «уступить дорогу пешеходам, вступившим на проезжую часть».

Но для нарушения требования «уступить дорогу» необходимо вынудить изменить скорость. В данной ситуации обвинение необоснованно.

Если пешеход все же меняет скорость, то причина изменения его скорости должна быть именно в приближающемся автомобиле, а не какими либо причинами по желанию пешехода. В такой ситуации дать объективную оценку действиям водителя сложно. Пешеход может просто испугаться приближающегося автомобиля, а водитель в свою очередь субъективно оценивает ситуацию.

Чтобы избежать спорной ситуации водителю следует остановиться перед пешеходным переходом, не прибегая к экстренному торможения, что будет подтверждением отсутствия угрозы для пешехода.

Вам известно, что тротуар является частью дороги. И не исключена ситуация когда пешеход, двигаясь в поперечном направлении остановиться перед проезжей частью из-за приближающегося автомобиля. Переход дороги пешеходом есть, изменение скорости пешехода есть, изменение скорости пешехода из-за автомобиля есть — вот он и штраф.
Переход дороги пешеходом есть, изменение скорости пешехода есть, изменение скорости пешехода из-за автомобиля есть — вот он и штраф.

Но разочаруем инспектора. Попробуйте сами определить чего еще не хватает для образования нарушения водителем. Посмотрите внимательно на изображение. Ответ выделяю из текста Правил.

Еще раз из текста требования пункта 14.1. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу… И из термина.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей… Да. На тротуаре нет пешеходного перехода, и не может быть пешеходов, переходящих дорогу. Пешеходы переходят дорогу по пешеходному переходу, а пешеходный переход это участок проезжей части или трамвайных путей.

Да. Согласно тексту и против здравого смысла невозможно начать переходить дорогу не вступив на проезжую часть. Да. Не может быть пешеходного перехода через велосипедную дорожку. RusPDD.ru на других площадках: | | | | | Не забывайте делиться статьей в социальных сетях Понравилась статья?

Поделитесь с другими! Метки: ,

Как пропускать пешеходов на перекрестке при отсутствии пешеходного перехода в 2020 году

ДомойПДД ПДД Сергей Милютин 12.05.2016 1826 И снова возвращаемся к пешеходам, сегодня тема обзора — как пропускать пешеходов на перекрестке при отсутствии пешеходного перехода.

В предыдущей записи, мы говорили о том, как правильно пропускать пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе.

В этот раз, речь пойдет, об обязанностях водителей и пешеходов на нерегулируемых перекрестках, при отсутствии пешеходного перехода. В правилах дорожного движения, данная ситуация подробно и ясно изложена.

Но к сожалению, в действительности, мы порой не уверены в том, как должны поступить правильно. Некоторые участники дорожного движения, не совсем верно трактуют Правила.

Начнем с обращения к Правилам дорожного движения и обязанностям пешеходов. «Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В пункте 4.3 Правил указано, как должен поступить пешеход при переходе дороги на перекрестке, при отсутствии пешеходного перехода. А именно, при отсутствии пешеходного перехода, пешеход обязан пересекать проезжую часть дороги по линии тротуаров или обочин.

Необходимо обратить внимание, что в Правилах дорожного движения, нет ни слова о том, что линии тротуаров или обочин на перекрестках приравниваются к пешеходным переходам. Если было бы иначе, то следующий пункт имел бы иное содержание.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Но здесь, в отличии от перехода дороги по пешеходному переходу, кроме необходимости убедиться в безопасности перехода, Правила прямо обязывают пешехода не создавать помех для движения транспортных средств.

Поэтому, не совсем понятно, чем руководствуются некоторые участники дорожного движения, приравнивая к пешеходному переходу линии тротуаров или обочин.

На снимке изображен перекресток, на котором отсутствуют пешеходные переходы. На указанном перекрестке, пешеходы обязаны переходить дорогу по линии тротуаров в соответствии с требованиями пункта 4.3 Правил.

Выше мы рассмотрели обязанности пешеходов, при переходе дороги вне пешеходного перехода.

Выделим еще раз самое важное из требований пунктов 4.3 и 4.5 Правил — пешеходы при отсутствии пешеходного перехода на перекрестке, должны переходить дорогу по линии тротуаров или обочин и не должны создавать помех для движения транспортных средств.

Перед тем, как перейти к обязанностям водителей, при проезде перекрестков, на которых отсутствуют пешеходные переходы, вспомним основные требования Правил, обязывающие уступать дорогу пешеходам. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. *Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3.

Правил. 8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. 14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Теперь вернемся к нашему перекрестку из примера выше, а также дополним перечень требований к водителям по отношению к пешеходам, еще одним важным пунктом из Правил. 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пункт 13.1 Правил, полностью определяет обязанности водители по отношению к пешеходам, при проезде перекрестков, на которых отсутствуют пешеходные переходы. На снимке выше изображен Т-образный перекресток, не смотря на отсутствие пешеходных переходов, обязанность водителя уступить дорогу пешеходам на данном перекрестке, возникает в соответствии с требованиями пункта 13.1. В нем указано, что водитель при повороте, обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он намерен повернуть.

Теперь мы можем ответить на вопрос, как пропускать пешеходов на перекрестке, при отсутствии пешеходного перехода.

Если мы двигаемся на перекрестке в прямом направлении, прямой обязанности уступать дорогу пешеходам, при отсутствии пешеходного перехода не возникает. Но если мы намерены на перекрестке выполнить поворот направо или налево, то в этом случае, обязаны уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги на которую поворачиваем.

На снимке, автомобиль при повороте направо на перекрестке, обязан уступить дорогу пешеходу, даже при отсутствии пешеходного перехода. И снова к обязанностям пешеходов с «поправкой» на пункт 13.1 Правил. Пешеходы, на перекрестках, на которых отсутствуют пешеходные переходы, обязаны не создавать помех для движения транспортных средств.

Но опираясь на требования пункта 13.1 для водителей, пешеходы при переходе дороги по линии тротуаров или обочин имеют преимущество, перед транспортными средствами, выполняющими поворот на дорогу, проезжую часть которой пешеходы пересекают.

На видео, дорожная ситуация, в которой обязанности водителя уступить дорогу пешеходу не возникает. Еще существует мнение, что когда приближаемся к Т-образному перекрестку, по примыкающей дороге и перед нами знак 2.4 «Уступите дорогу», он обязывает уступить нас и пешеходам.

И здесь приводят пункт правил из общих положений.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Но, по какой-то причине забывают, что дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» имеет отношение только к транспортным средствам.

2.4 «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной. В любом случае, если пешеход воспользовался правом перехода дороги, на перекрестке (или на другом участке дороги) где отсутствует пешеходный переход и уже вышел на проезжую часть, мы должны дать ему возможность завершить переход дороги. Или другая ситуация, при приближении к перекрестку, на котором необходимо уступить транспортным средствам, а на пересечении проезжих частей имеется тротуар, можно остановиться и перед ним, чтобы не мешать пешеходам (Только, если перед нами знак 2.4 «Уступите дорогу».

При установке дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» и отсутствии стоп-линии, мы обязаны остановиться перед краем пересекаемой проезжей части.). Не забываем, что наша обязанность, для обеспечения безопасности на дороге, прописана в Правилах дорожного движения. 1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

При возникновении опасности для движения, необходимо снизить скорость, вплоть до полной остановки! Почитать о том, как пропускать пешеходов на обозначенном пешеходном переходе можно по ссылке: Как пропускать пешеходов на пешеходном переходе.

Если у Вас есть вопросы по теме «», пишите в комментариях или в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД. Удачи на дороге! Поделиться VK Facebook WhatsApp Предыдущая статьяКак пропускать пешеходов на пешеходном переходе в 2020 годуСледующая статьяВыезд с прилегающей территории, пересечение проезжих частей или нет? Сергей Милютинhttps://vk.com/shkola_pddПравила дорожного движения — это свод законов безопасного вождения.

От нас зависит, что будет на дороге завтра.

Похожие статьи Автошкола Практический экзамен по вождению в ГИБДД с 1 апреля 2021 года (категория «B») Дорожные знаки Знак 2.1 «Главная дорога» Автомобили Выбор видеорегистратора в автомобиль и обзор Neoline Wide S61 Популярные Дорожные знаки Знак 3.27 «Остановка запрещена» и зона его действия Автошкола Ошибки на экзамене по вождению в ГИБДД (город) или как сдать экзамен в ГАИ в 2021 году Неоднозначности ПДД Перекресток и светофор с дополнительной секцией Автошкола Обзор регламента, экзамен по вождению (город) до 01 апреля 2021 года Дорожные знаки Дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» и зона его действия Загрузить больше — Реклама —

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

Адвокат АК «Бородин и Партнеры», к.ю.н. Адвокат АК «Бородин и партнеры», д.ю.н. 04 Декабря 2020 И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу?

В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п.

1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить.

В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен. В Письме МВД России от 4 сентября 2020 г.

№ 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила.

В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются.

Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.

Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения.

Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость.

Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.

При этом с учетом тех же разъяснений можно предположить, что инспектор должен будет фиксировать правонарушение на видеокамеру и получать объяснения от пешехода, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, показывать ее водителю на месте он не обязан.

Рекомендуем прочесть:  Как составить акт дтп рисунок

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины.

Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина.

При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

  1. Если пешеход остался на месте, попросите его сообщить вам его контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде при рассмотрении вашей жалобы на постановление. Лучше, если явку в суд пешехода обеспечите вы.
  2. Если допустить совсем уж экстремальный случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Пусть он скажет, что вы не помешали ему перейти дорогу. Такую запись можно использовать при обжаловании постановления инспектора.
  3. Укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что с правонарушением не согласны, его вы не совершали.
  4. Обязательно сохраните видеозапись с регистратора. Она может быть представлена суду и использована в качестве доказательства защиты.
  5. Напишите объяснения в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в постановлении, что к нему прилагаются объяснения. Здесь не нужно писать, что пешеход появился внезапно, был не виден и т.п. Таких формулировок следует избегать. Человек либо был на проезжей части, либо не был. Поэтому в объяснениях можно указать, что пешехода вы видели, как и он вас, однако ваши действия не вынудили его изменить скорость и направление движения.

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа. Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении.

Его копия вручается водителю под роспись. В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже.

К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления.

При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

Для привлечения водителя к ответственности по ст.

12.18 КоАП РФ (

«Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения»

) прежде пешеход инспектору был не нужен. Однако в упомянутом выше письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться.

Случится ли это – покажет судебная практика. Пока же о единстве ее говорить не приходится.

Ниже рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать при своей защите. 1. Cуд пришел к выводу о виновности водителя только лишь на основании рапорта заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД, объяснения инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД и объяснения заместителя командира взвода № ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России. Ни видеозаписи, ни объяснений пешехода в деле не было.

Судебное решение вышестоящая инстанция оставила без изменения. Водитель привлечен к ответственности ( Промышленного районного суда г. Ставрополя от 26 октября 2017 г.

по делу № 12-655/2017). 2. Суд пришел к выводу о невиновности водителя. Видеозапись из ГИБДД в судебное заседание не представлена. Доказательств вины, кроме сведений, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, не имеется.

Водитель не привлечен к ответственности ( Раменского городского суда Московской области от 29 мая 2020 г.

по делу № 12-391/2020). 3. Вина водителя была подтверждена его объяснениями и протоколом об административном правонарушении. Суд не принял доводы о том, что он видел человека на проезжей части, но помех ему не создал, т.е.

пешеход не изменил траекторию движения. Суд указал, что если первым в границах пешеходного перехода оказывается человек, намеренный перейти проезжую часть, то вне зависимости от наличия технической возможности проехать безопасно водитель обязан остановиться и пропустить пешехода. Водитель привлечен к ответственности ( Индустриального районного суда г.

Хабаровска от 29 мая 2020 г. по делу № 12-222/2020).

4. Суд указал, что останавливаться и уступать дорогу водитель обязан в тех случаях, когда он может помешать пешеходу, вынудить его изменить траекторию и скорость движения. Обязанность водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановиться перед ним поставлена в зависимость от необходимости пропустить пешеходов. Следовательно, факт нарушения Правил дорожного движения определяется наличием человека на проезжей части.

Суд не сделал вывод о виновности водителя и на основании представленной видеозаписи.

Водитель не привлечен к ответственности ( Зареченского городского суда Пензенской области от 29 мая 2020 г. по делу № 12-23/2020). 5. Суд пришел к выводу о том, что требования п.

14.1 ПДД не предусматривают обязанности водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим ее или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) в любом месте. Такая обязанность возникает при переходе человеком нерегулируемого пешеходного перехода. Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе.

Его слова подтверждала запись с видеорегистратора: человек неожиданно вышел из-за машины, припаркованной под углом к проезжей части в непосредственной близости от пешеходного перехода.

Суд установил вину пешехода, к ответственности водитель не привлечен ( Ленинского районного суда г. Владивостока от 28 мая 2020 г. по делу № 12-316/2020). 6. Суд указал, что правонарушение было выявлено при визуальном контроле со стороны должностного лица ГИБДД, находившегося при исполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, в связи с чем нет оснований считать недостоверными сведения, указанные в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении.

При этом в деле нет видеозаписи, нет объяснений пешехода. Вина установлена только на основании протокола, постановления и объяснений водителя, согласно которым он вину не признал.

Водитель привлечен к ответственности ( Егорьевского городского суда Московской области от 28 мая 2020 г. по делу № 12-62/2020). 7. Суд не установил вину водителя.

Сославшись на положения п. 3 ст.

21 Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, суд указал, что водитель не обязан останавливаться во всех случаях, когда пешеходы вступили на пешеходный переход, обозначенный разметкой, а на нерегулируемых пешеходных переходах они не должны выходить на проезжую часть дороги, не оценив расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приблизившись к нерегулируемому пешеходному переходу, не замедлила свой ход, несмотря на приближавшийся автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования п.

4.5 ПДД. Кроме того, суд указал, что водитель не должен прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель не привлечен к ответственности ( Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 28 мая 2020 г.

по делу № 12-68/2020). 8. Суд просмотрел видеозапись и установил, что в момент пересечения водителем пешеходного перехода пешеход находился на значительном расстоянии от его автомобиля.

Совершенный маневр не создал помеху пешеходу, который продолжил движение, не меняя его направления и скорости. Доказательств обратного в материалах дела не было, пешеход не опрашивался. Водитель не привлечен к ответственности ( Московского районного суда г.

Казани от 25 мая 2020 г. по делу № 12-282/2020).

9. При исследовании видеозаписи суд установил, что человек переходил дорогу в зоне нерегулируемого пешеходного перехода.

Он подошел вплотную к проезжей части и был вынужден остановиться, поскольку водитель приближавшегося к переходу автомобиля не предоставил ему преимущество в движении.

Суд указал, что водитель при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу обязан предоставить преимущество в движении пешеходам, переходящим дорогу, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, т.е. и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, но для которых приближающийся автомобиль создает помеху. Водитель привлечен к ответственности ( Земетчинского районного суда Пензенской области от 25 мая 2020 г.

по делу № 12-7/2020). 10. Суд указал, что для привлечения водителя к административной ответственности по ст.

12.18 КоАП РФ необходимо безусловное подтверждение того, что пешеходу была создана помеха и он вынужден был изменить направление движения или скорость.

Суд отметил, что ни в постановлении, ни в материалах дела нет сведений о пешеходе, которому должен был уступить дорогу водитель.

Показания пешехода также отсутствовали. Только в протоколе об административном правонарушении имелись объяснения водителя о том, что пешеход не вступил на пешеходный переход. Других доказательств не было.

Водитель не привлечен к ответственности ( Свердловского районного суда г. Иркутска от 25 мая 2020 г. по делу № 12-243/2020).

Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст.

12.18 КоАП РФ доказательства совершения им правонарушения должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД в числе таких доказательств должны быть видеозапись и объяснения пешехода.

Понятная схема поможет определить размер материнского капитала, если у вас несколько детей Правительство РФ расширило полномочия Фонда защиты прав дольщиков по завершению строительства проблемных домов и выплате возмещения обманутым гражданам Не удается продать свою долю?

Тогда можно получить ее стоимость после выхода из ООО.

Правда, и тут возможны препятствия

Уступить дорогу пешеходу вне перехода

Последнее обновление: 01.06.2020 3-я статья из 9 в серии

Продолжаем тему «уступить дорогу пешеходу». В были рассмотрены такие вопросы как, что значит уступить дорогу пешеходу, в каких местах пешеходам разрешается переходить дорогу, и в каких случаях автомобиль должен уступить дорогу пешеходу.На этот раз вопросы идентичные прошлым, они также касаются приоритета пешеход/водитель на дороге, но в местах, где пешеходный переход отсутствует.Вопрос: Как уступить дорогу пешеходу на нерегулируемом перекрестке, на котором нет обозначенного пешеходного перехода?

И нужно ли вообще уступать пешеходам на перекрестке, когда нет ни знаков, ни «зебры»?Другой похожий вопрос: Мне выписали штраф за то, что я при повороте налево на т-образном перекрестке не пропустила пешехода, но на этом перекрестке нет пешеходного перехода.

Есть ли смысл оспорить?Оба эти, и другие похожие вопросы объединяет общая тема: пешеход переходит через проезжую часть в местах, где пешеходный переход отсутствует, т.е. переход не обозначен ни знаками, ни разметкой. Таким местом может быть любой перекресток, а также абсолютно любой участок дороги вне перекрестка.Рассмотрим, в каком случае в оговоренных выше местах водитель обязан уступить пешеходу, переходящему дорогу, а в каком он может проехать, не останавливаясь, и это не будет считаться нарушением.Обозначенный пешеходный переход – это когда в месте перехода установлены знаки и (или) нанесена , именуемая в народе «зебра».Если перекресток не имеет обозначенного пешеходного перехода, то пешеходам все равно разрешается переходить дорогу по линии тротуара или обочины, т.е.

по краям пересечения (переходить разрешает ). Только в этом случае водитель не всегда обязан уступить пешеходу.

Конкретику вносит :

«При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает»

. Если автомобиль едет через перекресток «прямо» и пересекает путь пешехода, но на этом перекрестке пешеходный переход отсутствует, то уступать пешеходу Правила не обязывают. Если автомобиль поворачивает на этом перекрестке направо или налево – Правила требуют уступить пешеходу, чей путь он пересекает при повороте ().Если дорога неширокая, без разделительной полосы и ограждений, препятствующих переходу дороги, а поблизости, в зоне видимости, нет пешеходного перехода или перекрестка, пешеходам разрешено переходить проезжую часть по короткому пути.Учитывая такой факт, что пешеходы не всегда выбирают подходящее место для перехода, чтобы дорога просматривалась в обе стороны, водителям следует быть внимательным.

В этом случае пешеход не имеет юридического преимущества перед автомобилем, но в случае ЧП виновным останется водитель.Несмотря на то, что в этом случае автомобиль не обязан уступать дорогу пешеходу, целесообразно действовать также как и при проезде . Например, если впереди на дороге показался пешеход, и автомобиль, едущий впереди, притормозил или остановился для его пропуска, есть смысл тоже сбавить ход, во избежание нечаянного наезда, и уступить дорогу пешеходу.«Передний» авто может остановиться и по другим причинам, там может быть и не пешеход вовсе, а нечто другое, но бдительность не помешает.Еще есть смысл обращать внимание на малолетних пешеходов, тусующихся возле дороги. От этих можно ожидать что угодно, в том числе они нередко устраивают состязания кто первый перебежит через дорогу.Когда у водителя есть требование уступить дорогу пешеходу (на пешеходных переходах, при повороте направо или налево, во дворах и жилых зонах), то нужно недвусмысленно уступить, даже если для этого потребуется остановиться.

Как это сделать, обычно, ни у кого вопросов не возникает.

Там, где нет светофоров, иногда бывает достаточно просто снизить скорость.В каком месте лучше всего остановиться?

— это уже по ситуации, все индивидуально. Лучше остановиться на некотором достаточном расстоянии, чтобы пешеход не сомневался в том, что ему уступают дорогу.