Меню
Главная - Другое - Даты начала и окончания срока предоставления разъяснений 223

Даты начала и окончания срока предоставления разъяснений 223

Даты начала и окончания срока предоставления разъяснений 223

Запрос разъяснений по 44-ФЗ и 223-ФЗ: подготовка и подача + образец запроса


Автор azbukatenderov На чтение 9 мин Просмотров 12.1к. Опубликовано 02.04.2020 Обновлено 02.04.2020 Представьте, что вы нашли интересную для себя закупку, но при изучении документации вам бросились в глаза грубые нарушения со стороны заказчика. Это могут быть размытые формулировки некоторых положений, ошибки в описании объекта закупки, нереальные сроки исполнения контрактных обязательств и др. Что делать в этой ситуации? Подробное руководство к действию и рекомендации вы найдете в этой статье.

Запрос на разъяснение – это возможность участника закупки получить ответы на возникшие вопросы по процедуре.

Такие запросы делятся на два вида, о которых мы подробно поговорим в статье, приведем образцы и примеры:

  • на разъяснение итогов закупки (встречаются реже, но являются не менее важными).
  • на разъяснение положений документации (встречаются чаще всего);

Заказчики могут допускать ошибки и неточности либо умышленно («закупка для своих»), либо из-за невнимательности (например, в штате появился неопытный специалист). Что может послужить поводом для обращения к заказчику?

  • Приобретение запрещенных товаров или товаров, на которые распространяется национальный режим. Например, осуществляется закупка товаров, по которым участникам должны предоставляться преференции, но заказчик намеренно указывает другой ОКПД2. Поставщик, который мог бы получить преференции, заинтересован подать запрос на разъяснение, чтобы заказчик изменил данные.
  • Слишком сложный формат документации. Например, техническое задание расписано на 2 тысяч страниц в формате PDF, а времени на изучение ТЗ и подготовку заявки не остается.
  • Расплывчатые параметры закупки. Например, заказчик указал такие параметры кирпича: «более 145 на 118 на 250 на 165».
  • Ошибки или некорректные данные. Это могут быть ошибки в характеристиках товара, частичное несоответствие ГОСТам, случайный (или неслучайный) пропуск частицы НЕ (более 145 мм/НЕ более 145 мм – совершенно разные критерии).

Просить разъяснений положений документации можно в 2-х видах закупок:

  1. конкурс.
  2. аукцион;

Кто может направить?

Любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на ЭТП, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, обращение по поводу разъяснений положений документации о таком аукционе (ч.3 ст.65 44-ФЗ).

Это можно сделать еще до подачи заявки.

Сколько раз участник может направить обращение? Участник ЭА вправе направить не более 3-х запросов в отношении одного такого аукциона.

Как подать запрос и получить ответ?

Запрос нужно подавать исходя из документации заказчика, в которой он указал порядок подачи разъяснений. На практике, чаще всего, заказчики просто цитируют нормы 44-ФЗ и каких-либо конкретных рекомендаций не дают.

В этом случае необходимо воспользоваться программно-аппаратными средствами электронной торговой площадки (шаблоном обращения). Рассмотрим на примере ЭТП «Сбербанк-АСТ» Форма обращения содержит следующие разделы:

  • Общие сведения об электронном аукционе:

— номер извещения; — номер редакции извещения; — наименование закупки.

  • Сведения об участнике закупки:

— наименование (фамилия, имя, отчество); — адрес электронной почты участника закупки; — дополнительный адрес электронной почты для отправки уведомлений.

  • Сведения о предмете запроса:

— тема запроса; — текст запроса.

  • В разделе «Документы» нужно прикрепить необходимые файлы, затем подписать усиленной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки.

Сам текст обращения пишется в произвольной форме, заказчик обязан ответить вам в любом случае.

Однако для большей убедительности рекомендуем обязательно указать:

  1. ссылки на нормы закона, по которым, по вашему мнению, заказчик допустил нарушения.
  2. подробное описание самой проблемы;
  3. тему с четко сформулированной проблемой;

Сроки подачи и сроки ответов:

  • Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию об ЭА не позднее, чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.6 ст.65 44-ФЗ);
  • Ваше обращение поступает на ЭТП;
  • Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч.5 ст.65 44-ФЗ);
  • Нельзя изменять объект закупки и сумму обеспечения заявок;
  • Обращение от участника должно поступить заказчику не позднее, чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в ЭА (ч.4 ст.65 44-ФЗ);
  • В течение 2-х дней заказчик размещает в ЕИС свой ответ (с указанием предмета запроса, но без указания обратившегося участника закупки);
  • При внесении изменений в документацию срок подачи заявок на участие в ЭА должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее 15-ти дней или, если НМЦК не превышает 300 млн. руб. – не менее 7-ми дней.
  • В течение 1 часа оно направляется оператором ЭТП заказчику;

Согласно ч.7 ст.54.3 44-ФЗ любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на ЭТП, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.

Сроки подачи и сроки ответов:

  • Участник вправе направить не более чем 3 запроса в отношении одного открытого конкурса в электронной форме;
  • В течение 2-х рабочих дней с момента поступления обращения заказчик обязан разместить в ЕИС свой ответ;
  • Обращение должно поступить к заказчику не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  • Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть (ч.9 ст.54.3 44-ФЗ).

На это обращение заказчик дал следующий ответ: У заказчика всегда есть два пути:

  1. не согласиться с участником и дать ему подробный и аргументированный ответ;
  2. согласиться с участником и внести изменения в документацию, либо отменить закупку.

Кто может направить? Согласно ч.21 ст.68 44-ФЗ, ч.16 ст.54.7 44-ФЗ направить такой запрос может любой участник закупки, в том числе подавший единственную заявку на участие в ней. Сроки подачи и сроки ответов: В электронном аукционе.

Любой участник ЭА после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения ЭА вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона. Оператор электронной площадки в течение 2-х рабочих дней с даты поступления данного запроса обязан предоставить ответ этому участнику. В открытом конкурсе в электронной форме.

Любой участник ОКЭФ после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения итогов ОКЭФ вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов ОКЭФ.

В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение 2-х рабочих дней с даты поступления указанного запроса от оператора электронной площадки заказчик обязан представить в форме электронного документа участнику ОКЭФ соответствующий ответ и разместить его в ЕИС.

  • Помните, что в рамках одной закупки участник может подать только 3 запроса на дачу разъяснений.
  • Как можно точнее формулируйте свое обращение. Чем больше вы конкретизируете, тем подробней будет разъяснение. Не оставляйте шанс недобросовестным заказчикам на размытые ответы и формулировки. Покажите, что вы говорите с заказчиком «на одном языке».
  • Помните про ограничения по срокам.
  • Внимательно изучайте закупочную документацию (техническое задание, описание объекта закупки).
  • Если заказчик не дал вам в документации форму обращения, пользуйтесь шаблоном на ЭТП.

Как поступить, если вопросы возникли в других процедурах, например, при участии в запросе котировок или запросе предложений?

Официально подать запрос не получится, но всегда можно связаться с ответственным лицом, чьи контакты указаны в закупочной документации. 44-ФЗ запрещает это делать до подписания контракта, но все зависит от конкретного специалиста: кто-то не станет с вами разговаривать, а кто-то ответит на все вопросы, если заинтересован, чтобы закупка прошла.

Если вы обнаружили явные нарушения и ограничения конкуренции в запросе котировок, а заказчик не отвечает на вопросы по-хорошему, то жалуйтесь в ФАС. Если вы правы, заказчику вынесут предписание изменить документацию, а срок подачи заявок продлят. Мы поговорили об особенностях подготовки и подачи запросов на разъяснение документации, а также разъяснений по итогам закупок по 44-ФЗ.

Мы поговорили об особенностях подготовки и подачи запросов на разъяснение документации, а также разъяснений по итогам закупок по 44-ФЗ.

Теперь разберемся с подготовкой и подачей обращений по 223-ФЗ.

Кто может направить? Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику согласно порядку, утвержденному 223-ФЗ и положением о закупке, запрос о даче разъяснений (ч.2 ст.3.2).

Виды запросов на разъяснение по 223-ФЗ:

  • О даче разъяснений положений извещения и документации о закупке.
  • О даче разъяснений итогов проведенной закупки.

Сроки подачи и сроки ответов на запросы

  • При этом заказчик вправе не отвечать в случае, если обращение поступило позднее, чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
  • В течение 3-х рабочих дней с момента поступления обращения заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в ЕИС (с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос).
  • Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

При ответе на запрос заказчик обязан дать четкий и понятный ответ в указанные сроки.

Ответ заказчика содержит:

  • Дату поступления запроса о разъяснении.
  • Способ проведения закупки.
  • Тему разъяснения.
  • Сведения о предмете запроса.
  • Дату принятия решения о представлении разъяснений.
  • Наименование закупки.

Итак, если вы видите, что заказчик намеренно использует неясные формулировки, допускает ошибки в характеристиках и словах, прописывает нереальные сроки исполнения работы и т.д., а при подаче запроса на разъяснение не раскрывает суть вашего обращения в полной мере, пытается «юлить», лучше избегать работы с данным заказчиком.

Подача запросов на разъяснение документации должна иметь цель уточнить, конкретизировать условия исполнения. Это помогает участнику четко и в указанные сроки выполнить контракт, не допуская ошибок. Добросовестный заказчик всегда ответит участнику, поможет разобраться в непонятных моментах.

Ведь в его интересах получить качественный товар, работу или услугу.

Дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Учитывая срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 09 ч 00 мин. 11.02.2019, последним днем срока подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является 07.02.2019, соответственно, разъяснение положений документации об электронном аукционе должно быть размещено в течение двух дней — не позднее 09.02.2019, то есть заказчик вправе размещать ответы на запросы о разъяснении положений документации об аукционе, поступившие до 07.02.2019 (включительно), кассационный суд признал недействительным решение антимонопольной службы о нарушении законодательства о закупках, поскольку в части II «Информационная карта аукциона» документации об аукционе установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе — 08.02.2019; таким образом, больница при установлении даты окончания подачи запроса на разъяснение документации об аукционе (08.02.2019) выполнила требование части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не ограничила участников закупки в сроках для направления этих запросов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Признавая недействительным решение антимонопольного органа, суд в порядке частей 3, 6 статьи 65 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

установил, что необходимая информация размещена заказчиком в установленные законом сроки, поскольку заказчиком изданы приказы о внесении изменений в извещение и документацию о проведении электронного аукциона в части изменения даты и времени окончания срока подачи заявок, даты предоставления разъяснений положений документации, даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок, даты проведения аукциона, которые опубликованы в единой информационной системе.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Вопрос: Должен ли заказчик предоставлять разъяснения участнику закупки, направившему запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе за один день до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе? Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:2. Отсутствие в документации об аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе является нарушением Закона о контрактной системе.

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе; в) формы, порядок, дата начала и окончания срока представления заявителям разъяснений положений документации об аукционе;

Дата окончания предоставления разъяснений

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Учитывая срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 09 ч 00 мин. 11.02.2019, последним днем срока подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является 07.02.2019, соответственно, разъяснение положений документации об электронном аукционе должно быть размещено в течение двух дней — не позднее 09.02.2019, то есть заказчик вправе размещать ответы на запросы о разъяснении положений документации об аукционе, поступившие до 07.02.2019 (включительно), кассационный суд признал недействительным решение антимонопольной службы о нарушении законодательства о закупках, поскольку в части II «Информационная карта аукциона» документации об аукционе установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе — 08.02.2019; таким образом, больница при установлении даты окончания подачи запроса на разъяснение документации об аукционе (08.02.2019) выполнила требование части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не ограничила участников закупки в сроках для направления этих запросов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:4. Отсутствие в документации о закупке сведений о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке является нарушением Закона о закупках.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:1. Документация о закупке должна содержать сведения, определенные положением о закупке, в том числе форму, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

МЭР: как рассчитать сроки предоставления разъяснений

Содержание

  1. 1 Как считать сроки подачи запроса на разъяснения
  2. 3 Кофе-пауза: загадка Льва Толстого
  3. 2 Письмо МЭР от 30.04.14 г.

    № Д28и-1889

Как считать сроки подачи запроса на разъяснения В письме от 30.04.14 г. № Д28и-1889 Минэкономразвития разъяснило многие вопросы, касающиеся практики применения закона о контрактной системе, и в том числе ответило, как считать сроки предоставления разъяснений. Письмо МЭР от 30.04.14 г. № Д28и-1889 Ответы о сроках предоставления разъяснений даны на вопросы 22, 23.

Отметим, что Минэкономразвития указывает, что дата окончания предоставления разъяснений рассчитывается путем вычета 3-х дней от даты окончания срока подачи заявок, то есть является 4-м днем до дня окончания срока подачи заявок. Если это день придется на выходной или праздничный, то его следует перенести на ближайший рабочий день.

Разъяснения согласно 65 статье закона № 44-ФЗ должны быть сделаны в течение 2-х дней с момента поступления запроса. Также следует иметь ввиду, что со стороны контрольных органов встречаются претензии. Есть мнение, что день окончания предоставления разъяснений означает не последний день для подачи запроса, а последний день для дачи разъяснений на поступивший запрос.

Чтобы избежать таких претензий, рекомендуем указывать в аукционной документации все эти дни. Например, если день окончания срока подачи заявок установлен на 10.09.2018:

«Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим к Заказчику в период с «31»

августа 2018 г.

по «06» сентября 2018 г. Дата начала предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации: «31» августа 2018 года. Дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации: «10» сентября 2018 года». С полным текстом письма Минэкономразвития от 30.04.2014 г.

С полным текстом письма Минэкономразвития от 30.04.2014 г.

№ Д28и-1889 можете ознакомиться по приведенной ссылке (в части сроков разъяснений смотрите п. 22, 23). Кофе-пауза: загадка Льва Толстого Свои ответы пишите в комментариях ниже.

Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ

/ / / / 17 февраля 2020 г.Автор: Елена БусароваПоделитьсяВ соответствии с действующей редакцией ФЗ № 223[1] договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе (далее-ЕИС) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки (ч.15, ст.3.2.

ФЗ № 223). Иными словами, для того чтобы заключить договор по итогам закупочной процедуры заказчик должен соблюдать установленный законодателем срок и выждать как минимум 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола.

Такой временной мораторий на руку поставщикам (подрядчикам, исполнителям): если их права и законные интересы необоснованно ограничены, в течение 10 дней они смогут обжаловать действия (бездействия) заказчика в антимонопольном органе [2]. Заказчикам, в свою очередь, необходимо заранее планировать свою производственную деятельность, поскольку подписать договор на следующий день уже не получится, как это было возможно ранее (если данное право было отражено в Положении о закупках). До изменений, предусмотренных ФЗ № 505 [3], Закон о закупках не содержал конкретных норм о сроке заключения договора, поэтому зачастую 10-дневный срок не выдерживался: организаторы процедур стремились быстрее получить необходимые товары, работы и услуги.

Однако в случае подачи жалобы нередко органы УФАС не выдавали предписаний заказчикам, поскольку к моменту вынесения решения договор уже успешно исполнялся победителем закупки. Зачастую нельзя предугадать конкретное количество товара при планировании той или иной процедуры, поэтому законодатель сохранил за заказчиком право корректировать исходные данные договора.

Такая возможность отражена в ч.5 ст.

4 Закона о закупках, а именно: если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. В ФЗ №223 ничего не говорится об объеме таких изменений, однако заказчикам не следует злоупотреблять своим правом и «штамповать» бесконечные дополнительные соглашения с определенным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае проверки антимонопольным органом закупочной деятельности обязательно встанет вопрос о целесообразности таких соглашений и возможности провести дополнительную конкурентную процедуру.

Во всяком случае, заказчикам нужно прописать в Положении о закупках тот разумный предел, который он может себе позволить при внесении изменений в первоначальные данные договора. Иногда заказчики, объясняя срочность и необходимость товара, заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору на поставку схожего товара, ссылаясь на собственное Положение о закупках и производственную необходимость. Однако антимонопольная служба на этот счет имеет свое мнение.

([1] Федеральный закон

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

от 18.07.2011 № 223-ФЗ [2] Согласно ст. 18.1 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

За исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 135.

[3] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2017 № 505-ФЗ) В УФАС России поступила информация из УФСБ РФ о нарушениях в деятельности заказчика антимонопольного законодательства при проведении закупочных процедур. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик без проведения конкурентных процедур заключил дополнительное соглашение к ранее подписанному договору поставки дизельного топлива (зимнее) о приобретении у того же контрагента дизельного топлива (летнее).

При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик без проведения конкурентных процедур заключил дополнительное соглашение к ранее подписанному договору поставки дизельного топлива (зимнее) о приобретении у того же контрагента дизельного топлива (летнее). Организатор процедуры пояснил, что закупка данного вида топлива разрешалась по Положению, учитывая, что его срочное приобретение обусловлено погодными условиями, а также тем, что дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее являются однородными товарами, входящими в одну подгруппу «19.20.21.300 Топливо дизельное» согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Также заказчик пояснил, что закупка иного вида топлива у одного и того же поставщика обусловлено наименьшей стоимостью товара, согласно коммерческим предложениям.

Приобретение дизельного топлива (летнего), оформленное дополнительным соглашением, по мнению УФАС является нарушением норм действующего законодательства. В своем решении антимонопольный орган указал, что данное дополнительное соглашение, образует иную сделку, и должна оформляться самостоятельным договором, с проведением торгов и иных конкурсных процедур, предусмотренных Законом о закупках (Решение УФАС по Пензенской области по делу № 3-09/51-2018 от 27.11.2018). По итогам закупочных процедур, предусмотренных ФЗ № 223, а также Положением о закупках заказчик может заключить договор и электронной форме, и в бумажной.

Как правило, если процедура проходила на ЭТП, то соглашение между сторонами подписывается с помощью . Однако функционал площадок может предусмотреть в таком случае и бумажную форму договора.

Как показывает практика большая часть заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перешла на электронный документооборот и лишь в редких случаях вспоминают о бумажных документах. Плюсы заключения договоров в электронной форме на ЭТП: -оперативность; -возможность быстрого заключения договора в случае отсутствия подписанта на рабочем месте; — отсутствие бумажной волокиты; -сокращение времени движения документов (особенно, когда контрагент находится в другом регионе); -сокращение финансовых затрат на делопроизводство и документооборот и др.

При заключении договоров нередко возникают различные казусы, мешающие довести закупочную процедуру до логического завершения- заключения договора и получения в дальнейшем необходимой продукции .

Нельзя однозначно сказать, кто виноват в таких ситуациях, поскольку каждый случай индивидуален и промахи бывают как у заказчиков, так и у поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В антимонопольный орган обратился участник закупки с жалобой на заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений. По мнению инициатора обращения, организатор торгов неправомерно отклонил его заявку и заключил договор с другим участником.

При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что предложение заявителя соответствовало установленным требованиям документации о закупке и техническому заданию. По результатам закупки 06.05.2019 был заключен договор, который антимонопольный орган признал ничтожным.

В соответствии с ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках.

Согласно данным ЕИС протокол от 17.04.2019 опубликован заказчиком 23.04.2019.Таким образом, с учетом положений ст.193 ГК РФ, согласно которым, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, Заказчик вправе заключить договор не ранее 07.05.2019. В своем решении комиссия УФАС России указала, что названный договор заключен организатором закупки с нарушением требований ч.

4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, то есть до истечения срока на обжалование процедуры (Решение по делу № 077/07/00-761/20 Московского УФАС от 16.05.2019). Вывод: прежде чем заключать договор с победителем, необходимо удостовериться, что истек 10-дневный срок, предусмотренный для обжалования результатов закупочной процедуры.

В УФАС России обратился заказчик с требованием о включении в РНП сведений о победителе аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки своевременно не подписал проект договора, направленный организатором торгов через ЭТП.

Как пояснил данный участник аукциона, на момент заключения договора у него отсутствовало дизельное топливо на складе, что послужило причиной уклонения от заключения договора.

Комиссия УФАС поддержала доводы заказчика, приняв решение о включении данных о победителе аукциона в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный ФЗ № 223 (Заключение УФАС по Краснодарскому краю № 023/07/5-2941/2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков от 09.12.2019 г.) Вывод: принимая участие в закупке участник должен оценить свои возможности и максимально предугадать риски, связанные с поставкой и наличием продукции к моменту заключения договора. В противном случае недобросовестным контрагентам грозит двухлетнее ограничение на участие в закупках и запись в «черном списке» РНП.

В антимонопольную службу обратился заказчик с заявлением о включении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения договора на поставку компьютерной техники. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что в установленный срок победитель торгов подписал на ЭТП проект договора и направил его заказчику с приложением проекта банковской гарантии без подписи и печати гаранта. Кроме того, представленный документ не содержал обязательные условия банковской гарантии, указанные в извещении о закупке.

Победитель закупки направил в антимонопольный орган переписку с банком, которая свидетельствовала о совершении необходимых действий для своевременного получения и представления в установленный срок банковской гарантии.

В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях победителя нет признаков недобросовестности, поскольку непредставление таким участником документа обеспечения исполнения договора в установленный срок было обусловлено объективными причинами, зависящими от третьих лиц (Заключение по делу № РНП/223-08/19 о включении в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тюменской области от 13.11.2019 г.).

В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях победителя нет признаков недобросовестности, поскольку непредставление таким участником документа обеспечения исполнения договора в установленный срок было обусловлено объективными причинами, зависящими от третьих лиц (Заключение по делу № РНП/223-08/19 о включении в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тюменской области от 13.11.2019 г.).

Вывод: несмотря на то, что победитель закупки готов исполнять условия договора, на стадии его заключения могут возникнуть проблемы, не зависящие от контрагента.

Процедура согласования банковской гарантии порой затягивается, и участник, выигравший в закупке, оказывается заложником ситуации, ожидая ответа от гаранта. В антимонопольную службу обратился организатор торгов с заявлением о включении сведений о победителе запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению энергетического обследования предприятия с составлением энергетического паспорта в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению заказчика, названный участник процедуры уклонился от заключения с ним договора.

Рассматривая материалы дела, комиссия УФАС России установила, что после подведения итогов закупки между организатором процедуры и победителем велась переписка о корректировке проекта договора посредством направления заказчику .

Подписав со своей стороны данный документ, победитель закупки посчитал, что выполнил все необходимые условия для заключения договора. В своем решении антимонопольный орган отметил, что у названного участника торгов отсутствовало намерение уклониться от подписания договора на проведение работ по энергетическому обследованию промышленного объекта (Заключение № РНП 05-01/2019 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тульской области от 29.01.2019 ) Вывод: при заключении договора стороны могут исправлять его исходную редакцию, однако всегда необходимо следить за процессом корректировки данного документа, иначе можно неверно понять сторону по договору. В адрес УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса ценовых предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По мнению участника процедуры, организатор закупки нарушил срок моратория заключения договора. При рассмотрении материалов дела, комиссия УФАС установила, что согласно закупочной документации срок заключения договора не ранее 10 дней с момента подведения итогов и не позднее 20 дней с момента подведения итогов.

Однако в соответствии с ч. 15 ст.

3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. По мнению УФАС России дата размещения протокола и дата подведения итогов могут не совпасть и в итоге произойдет сокращение сроков моратория на заключение договора.

В своем решении антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, а заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ №223 (Решение по делу № 077/07/00-14934/2019 Московского УФАС). Вывод: для того, чтобы верно определить момент, с которого необходимого выждать как минимум 10 дней для подписания договора, следует внимательно изучить положения ФЗ № 223 и Положение о закупках заказчика.

На первый взгляд схожие формулировки документации и Закона о закупках могут значительно расходиться на практике, что может привести к сокращению сроков для подписания договора. (В данном случае, есть срок для направления заказчиком проекта договора через ЭТП участнику (срок устанавливается в положении о закупках(ПоЗ)), далее участник подписывает проект договора, и договор уходит на подпись заказчику. Автоматически после истечения 10 дней, если не было протокола разногласий (либо стадии преддоговорных переговоров, которые также должны быть урегулированы в ПоЗ) карточка договора уходит в заключенные.) В УФАС России поступили жалобы участника закупки на действия заказчика при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по ремонту помещений.

Обращения заявителя мотивированы незаключением заказчиком с ним договора по результатам проведения закупки, что предопределило состояние правовой неопределенности подателя жалобы. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик не отрицает допущенные нарушения, произошедшие в связи с ликвидацией их организации и последующему присоединению к другому предприятию. Вышеуказанное обстоятельство повлекло допущение технических ошибок со стороны организатора торгов и увеличение сроков заключения договоров.

Согласно закупочной документации установлен срок заключения договора не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней после официального размещения протокола, в котором отражены итоги закупки. При этом на дату рассмотрения жалоб, договоры с заявителем так и не были заключены и сроки их подписания неизвестны. В своем решении антимонопольная служба признала действия заказчика неправомерными, не соответствующими п.

2 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках. (Решение по делу № 1-00-536/77-19 Московского УФАС от 11.03.2019 г) Вывод: изменение своего правового статуса не является причиной, по которой заказчик может уклониться от заключения договора.

В таких случаях следует заранее позаботиться о технических возможностях своего функционала, либо закупить необходимые товары до начала присоединения к другому предприятию. Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в связи с нововведениями ФЗ № 223 относительно сроков заключения договора, у заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) появился временной интервал, который должен соблюдаться при заключении договора. Однако помимо данного требования у участников закупочного процесса нередко на практике возникают различные сложности при подписании договора, над которыми следует работать и организаторам процедур, и поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Излишняя суета, невнимательность, неправильная оценка своих производственных возможностей, технические сбои – одни из причин, по которым может сорваться поставка необходимой продукции (выполнение работ, оказание услуг).

К вышеназванному списку можно добавить и несоблюдение сроков заключения договора согласно ч.15, ст.3.2. ФЗ № 223. Думаю, что со временем заказчики и участники закупок будут меньше нарушать данное требование закона, взяв в привычку своевременно подписывать договоры. , , , , , Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц.

, , , , , Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях Наименование и номерЗаказчикПрием заявокЦена, руб.МАКРОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ «УРАЛ» ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»приобретение тмц-бланки художественные200394Закупки корпоративных заказчиковЦеновой запросТорговый порталБез обеспеченияПоделитьсяПрием заявок:31.05.2022 14:00(GMT+03:00)106 050 Лоты:1Регион:Свердловская областьМАКРОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ «УРАЛ» ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»приобретение тмц Бумага для офисной техники Xerox Colotech Plus А4 220г/м2 250л.200393Закупки корпоративных заказчиковЦеновой запросТорговый порталБез обеспеченияПоделитьсяПрием заявок:31.05.2022 14:00(GMT+03:00)Цена не указанаЛоты:1Регион: Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра автономный округМАКРОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ «УРАЛ» ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»приобретение тмц Бумага рулонная ролик для: телетайп D100 x B210мм х 25200392Закупки корпоративных заказчиковЦеновой запросТорговый порталБез обеспеченияПоделитьсяПрием заявок:31.05.2022 10:00(GMT+03:00)Цена не указанаЛоты:1Регион:Свердловская область

Тендерная гарантия

  1. От 0,5%
  2. Все тендерные площадки согласно 223-ФЗ, 44-ФЗ
  3. До 60 дней
  4. Рассмотрение от 10 мин.

Гарантия на возврат аванса

  1. Любые заказчики и поставщики
  2. От 1,7%
  3. До 3 лет

Гарантия на исполнение контракта

  1. Гибкий подход при рассмотрении
  2. От 1,9%
  3. До 5 лет

Направление участником запроса о даче разъяснений.

его роль и значение в закупочном процессе

/ / / / НАПРАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОМ ЗАПРОСА О ДАЧЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ.

ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЗАКУПОЧНОМ ПРОЦЕССЕ04 марта 2022 г.Автор: Елена Бусарова, Наталья КузьминаПоделитьсяПри проведении закупочных процедур у участников нередко возникают вопросы относительно осуществления закупок товаров, работ или услуг. При формировании документации (в том числе технического задания, проекта контракта) заказчик, как правило, старается указать все интересующие его нюансы и требования в отношении предмета закупки и результатов приемки. Однако далеко не всегда и не всем понятны условия проводимой закупочной процедуры, информация о которой размещена в ЕИС и на ЭТП.

Чтобы исключить неоднозначное понимание документации о закупке, а также уточнить отдельные ее пункты, потенциальные участники согласно закону № 223-ФЗ вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (далее – запрос о даче разъяснений). При этом инициатор такого запроса должен соблюсти порядок и сроки его направления в соответствии с 223-ФЗ и Положением о закупке.

В 223-ФЗ не регламентирована специальная форма, согласно которой следует направлять запрос о даче разъяснений заказчику. Однако организатор закупочной процедуры вправе ее предусмотреть в своем Положении, указав необходимые сведения, заполняемые участниками при направлении запросов (форма может отличаться в зависимости от способа закупки).

Если закупка проходит в электронной форме, потенциальные участники направляют данный запрос через закрытый интерфейс личного кабинета электронной торговой площадки. Запрос о даче разъяснений – способ общения между участником и заказчиком закупочной процедуры на стадии ее проведения, исключающий сговор между ними.

Как правило, такие запросы направляются организатору закупок до подачи поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заявки на участие в закупке, поскольку полученные разъяснения помогут участнику правильно понять условия предстоящей процедуры и объективно оценить собственные производственные возможности по исполнению данных обязательств. Как заказчику, так и участнику закупки следует помнить, что согласно ч.

4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ разъяснения положений документации не должны изменять предмет и существенные условия проекта договора. Запрос о даче разъяснений является достаточно полезным и важным инструментом закупочного процесса и для потенциального участника закупки, и для самого заказчика, поскольку:

  1. направляя запросы на разъяснение, участники закупок обращают внимание заказчика на имеющиеся пробелы, опечатки, ошибки или неточности в размещенной документации, способствуя тем самым их устранению в дальнейшем (например, требование о соответствии определенной нормативно-технической документации);
  2. разъяснения помогают участникам получать нужные сведения закупочной процедуры;
  3. в случае проверки контрольных органов направление запроса о даче разъяснений, а также ответ на него могут сыграть в пользу участника закупки (или заказчика);
  4. полученные разъяснения позволяют участникам закупок индивидуально подходить к участию в каждой закупочной процедуре, к потребностям конкретного заказчика, к точности расчета маржинальности закупки.
  5. размещенные разъяснения запроса исключают возникновение аналогичных вопросов со стороны других участников;

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 223-ФЗ в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Организатору закупки следует помнить об административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ за неразмещение информации, подлежащей публикации в ЕИС, или за нарушение срока размещения таких сведений заказчиком, поскольку потенциальные участники могут оспорить его действия (бездействия) в антимонопольном органе. Рекомендации для участников при формировании и направлении запроса о даче разъяснений: 1.

Не пренебрегайте возможностью задать вопрос заказчику, поскольку полученные пояснения помогут вам как участнику: — объективно оценить собственные производственные возможности; — правильно понять потребности и нужды организатора закупки; — уточнить параметры, условия, от которых зависит результат исполнения обязательств по договору. 2. При формировании уточняющего вопроса потенциальный участник должен четко указать, что конкретно ему неясно.

Запрос следует составлять таким образом, чтобы заказчик дал развернутый ответ на поставленный вопрос.

В противном случае участнику придется направлять повторный запрос.

3. Не стоит откладывать направление запроса о даче разъяснений в долгий ящик, поскольку существует регламентированный срок, по истечении которого организатор закупки вправе не осуществлять разъяснение закупочной документации.

4. Прежде чем направить запрос с интересующими вопросами заказчику, потенциальный участник должен внимательно изучить документацию (в том числе все приложения, дополнения) и правильно заполнить ее при наличии специальной формы запроса.

В случае неполучения ответа на поданный в рамках 223-ФЗ запрос о даче разъяснений потенциальный участник вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган.

Чтобы посмотреть имеющиеся разъяснения положений документации, участникам следует найти в ЕИС интересующую закупку и в разделе «Изменения и разъяснения» ознакомиться с размещенной информацией. В закрытом интерфейсе личного кабинета ЭТП ГПБ (секция «Закупки корпоративных заказчиков») нажмите кнопку направления запроса в строке списка процедур, соответствующей выбранной процедуре.

Откроется форма

«Запрос на разъяснение положений документации к процедуре»

. Заполните следующие элементы формы:

  1. блок «Создание/изменение запроса» — «Текст запроса» – введите текст запроса;
  2. блок «Документы разъяснения» — «Путь к файлу» — загрузите документы, используя кнопку «Обзор».

Для отправки запроса организатору процедуры нажмите на кнопку «Подписать и направить».

Появится форма подтверждения с текстом запроса, если передаваемые данные корректны, нажмите «Подписать». Через непродолжительное время запрос будет отправлен, и появится сообщение об успешной его отправке. Просмотр поданных вами запросов на разъяснение положений документации о процедурах и ответов на них осуществляется с помощью пункта «Разъяснения документации к процедурам» меню «Процедуры».