Меню
Главная - Другое - 44 фз о закупках в кратце

44 фз о закупках в кратце

44 фз о закупках в кратце

44‑ФЗ простым языком. Часть 2


Заказчик проводит закупки у единственного поставщика или конкурентными способами: открытыми или закрытыми. Извещения об открытых закупках заказчик публикует в ЕИС, участвовать в них могут любые поставщики. Закрытые закупки заказчик согласовывает с ФАС и после этого отправляет приглашения ограниченному числу участников, которые способны выполнить контракт.

В эти способы просто перечислены, мы расскажем о каждом чуть подробнее: Заказчик сам решает, с кем заключить контракт.

Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. руб (для учреждений культуры или спортивных организаций не дороже 400 тыс. руб.). С 1 марта 2020 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на .

Комиссия рассматривает заявки участников и сравнивает цену, качество товара, опыт выполнения аналогичных контрактов, квалификацию сотрудников и т.д.

Побеждает участник, который предложил лучшие условия. Конкурс с ограниченным участием Заказчики используют этот способ только на услуги, которые утверждены в . В нем же прописаны дополнительные требования к участникам таких конкурсов:

  1. финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  2. нужное количество квалифицированных специалистов.
  3. опыт аналогичных работ,
  4. право собственности на недвижимость и технику,

Двухэтапный конкурс На первом этапе поставщики присылают заявки, не называя цену, за которую готовы оказать услуги.

На втором этапе заказчик сравнивает предложенные цены поставщиков, прошедших отбор на первом этапе.

Двухэтапный конкурс часто проводят на закупку строительных услуг, проектировочных работ и научных исследований, высокотехнологичной и инновационной продукции. Закрытый конкурс Принять участие в закрытой закупке может ограниченный круг поставщиков, которые соотвествуют требованиям и которых заказчик приглашает сам.

Если закупка не составляет гостайну, извещение публикуют в ЕИС.

В этом случае заинтересованные поставщики подтверждают документами, что соответствуют требованиям, и подают заказчику запрос на предоставление конкурсной документации. Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.
Закрытый конкурс с ограниченным участием Отличие закрытого конкурса с ограниченным участием в том, что победитель должен пройти предквалификационный отбор.

Закрытый двухэтапный конкурс Сначала заказчик оценивает квалификацию поставщика или качество товара, а на втором этапе сравнивает цену.

Самый популярный вид закупок по 44-ФЗ (62% всех закупок в 2017). Проходит в электронной форме на одной из 8 ЭТП.

Для участия нужна и (с 1 января 2020 регистрация в ЕИС). Заявка состоит из двух частей, которые нужно подать одновременно.

До аукциона заказчик рассматривает первую, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения. Участники снижают НМЦ «на шаг» от 0,5 до 5% НМЦ.

Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Закрытый аукцион В бумажных закрытых аукционах участники подают заявки в запечатанном конверте.

Прошедшие участвуют в аукционе лично, снижая цену, поднимая таблички. В электронной форме закрытые аукционы проходят на специализированных торговых площадках. Это относительно простая и быстрая процедура. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене.
После окончания срока подачи заказчик смотрит сразу все заявки, а победителя определяют по цене.

НМЦ такой закупки — не выше 500 тыс. руб. и совокупный годовой объем таких закупок не более 10% от запланированных заказчиком на год. Чаще всего заказчик проводит запрос при несостоявшихся аукционах или повторных конкурсов, а также при закупке на лечение российских граждан за границей и в некоторых других ситуациях.

С 2020 года на бумаге осталась только часть закупок у единственного поставщика, некоторые закрытые закупки и закупки за границей.

В бумажных конкурсах заказчик может выделять товары и услуги в отдельные лоты. Для каждого лота заказчик обосновывает и , а поставщики подают заявки на участие в определенном лоте.

На каждый лот заключается отдельный контракт.

Выбирая способ, которым провести закупку, заказчик учитывает:

  1. НМЦ и отрасль закупки.
  2. сроки проведения и другие параметры,
  3. ограничения в его применении,

Если заказчик неправильно выберет способ закупки, он получит штраф. Все электронные закупки, обмен документами и заключение контракта проходят на ЭТП, закрытые электронные закупки — на специализированных ЭТП.

Правительство установило единые требования к открытым и закрытым ЭТП, в том числе к технической стороне работы, взаимодействию с ЕИС, хранению информации и т.д. ЭТП обязаны работать непрерывно и надежно, давать равный доступ участникам к закупкам, обеспечить неизменность подписанных документов. В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС.

В течение часа после размещения любой новой информации о закупке на ЭТП она дублируется в ЕИС. Доступ к информации о закупке бесплатный.

С 1 июля 2018 у ЭТП появилось право брать плату с победителя закупки. Правительство оставило за собой возможность разработать типовую форму документации о закупке, заявки и других документов. Если такие формы утвердят, участники закупок обязаны их использовать.

ЭТП предоставляют заказчикам следующую информацию об участниках закупки:

  1. для физического лица — только копию паспорта,
  2. решение об одобрении крупной сделки,
  3. копии учредительных документов (или их заверенный перевод),
  4. выписку из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП,
  5. ФИО и должность лица, имеющего право действовать без доверенности, его паспортные данные такого лица или данные и ИНН,
  6. копии документов о госрегистрации юрлица или ИП (или заверенный перевод),

Несколько заказчиков могут проводить совместные закупки одних и тех же товаров, работ и услуг.

Организатором совместного конкурса или аукциона выступает государственный уполномоченный орган. Заказчики заключают с ним соглашение, в котором прописывают:

  1. юридическую информацию о сторонах,
  2. перечень полномочий организатора,
  3. другую необходимую информацию.
  4. порядок проведения закупок,
  5. сведения о закупках (идентификационные коды, НМЦ, сроки и т.д.)

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных закупок пропорционально доле НМЦ. Контракт с победителем каждый заказчик заключает по отдельности.

Закон предусматривает возможность централизовать любые закупки госзаказчиков на федеральном или муниципальном уровне. В этом случае один уполномоченный специализированный орган будет планировать закупки, проводить их, оценивать заявки, принимать товар. При этом он не сможет обосновывать закупки, определять условия контракта, в том числе НМЦ, и подписывать контракт.

Контракты подписывают заказчики, для которых выбраны поставщики. Ограничивать участие в закупке можно только в случаях, предусмотренных законом. Все ограничения заказчик перечисляет в документах закупки.

Если он выставил ограничение, не предусмотренное 44-ФЗ или постановлением правительства, он должен обосновать это. Участвовать в закупках поставщики могут самостоятельно или через представителей.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии с Гражданским кодексом. Предприятие УИС или организация инвалидов участвуют в закупке наравне со всеми, но если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, (не выше НМЦ).

Преимущество дается при закупке определенных товаров, включенных в перечень правительством.

Заказчик указывает в извещении о закупке о том, что для организации инвалидов и предприятия УИС получат приемущества.

Также такие организации платят меньше обеспечение в крупных заявки. В закупках > 20 млн руб. — всего от 0,5 до 2% от НМЦ (для остальных категорий этот параметр — от 0,5 до 5% от НМЦ).

Госзаказчики не меньше 15% от годового объема закупок.

НМЦ каждой такой закупки не выше 20 млн рублей. Давать преимущества этим организациям можно в открытых конкурсах, конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, электронных аукционах, запросах котировок и запросах предложений.

Заказчик может установить преимущество так:

  1. потребовать, чтобы победитель закупки взял на субподряд организации из числа СМП и СОНКО.
  2. объявить закупку только среди СМП,

В первом случае участник закупки из числа СМП или СОНКО должен задекларировать, что он принадлежит к этой категории бизнеса. Во втором случае несет гражданско-правовую ответственность, если не выполнит это требование.

Если закупка, объявленная только среди СМП, не состоялась, заказчик может провести ее на общих основаниях. Контракт, заключенный с СМП, заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.

По итогам года заказчик публикует в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО, куда включает информацию о состоявшихся и несостоявшихся закупках с ними.

Поставщик может участвовать в закупке, если:

  1. обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности,
  2. не имеет задолженностей по налогам,
  3. не состоит в РНП, если заказчик установил в закупке требование об отсутствии в реестре.
  4. организация не ликвидируется, не является банкротом, не приостановила деятельность,
  5. нет ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации,
  6. не принадлежит к оффшорным компаниям (это подтверждается при аккредитации на ЭТП, выпиской из ЕГРЮЛ в заявке для конкурса, для запроса котировок выписку предоставляют при подписании контракта),
  7. за последние 2 года не привлекался к административной ответственности,
  8. нет аффилированности с заказчиком,
  9. у руководителя и главбуха нет судимости в сфере экономики,

Закон не обязывает документально подтверждать соответствие единым требованиям.

Участник декларирует это, ставя галочку на ЭТП.

Но комиссия по закупкам может проверить данные. Если поставщик им не соответствует или предоставил недостоверную информацию, заказчик отклонит его заявку.

Устанавливать дополнительные требования заказчик может только на отдельные виды товаров в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных конкурсах, закрытых конкурсах с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсах или аукционах. Дополнительные требования прописаны в постановлении от 04.02.2015 г.

№ 99:

  1. опыт аналогичных работ,
  2. право собственности на недвижимость и технику,
  3. финансовые ресурсы для исполнения контракта,
  4. нужное количество квалифицированных специалистов.

Эти требования поставщики должны подтверждать документально. Например, прикладывать к заявке копии актов приемки выполненных работ по аналогичным контрактам, трудовые договоры с квалифицированными специалистами, бухгалтерскую отчетность. Все требования заказчики прописывают в документах закупки и не имеют права выходить за рамки 44-ФЗ.

Если заказчик необоснованно отклонил заявку, это можно . Отдельно прописаны требования к поставщикам жизненно важных лекарств. Заказчик имеет право в любой момент отказаться заключать контракт, если обнаружит, что:

  1. предельная цена этих лекарств не зарегистрирована,
  2. цена превышает предельную цену отпускных цен производителя, а поставщик отказывается ее снижать.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: .

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Это руководство поможет составить представление о том, что такое тендеры, какими они бывают, чем отличаются и как участвовать в них в роли поставщика.Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики.

Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”.

Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы.

Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.1.

КОНКУРЕНТНЫЕ – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки.

Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение.

То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.Примечание: для аукциона не важен ваш опыт, технологии или количество персонала – имеет значение только предложенная цена. Однако не стоит поддаваться соблазну новичка и стремиться победить любой ценой.

Важно заранее оценить экономически оправданный для вашей компании размер оплаты.

В аукционе на повышение есть смысл участвовать, если вы хотите получить имиджевый заказ для портфолио или, например, имеете уникальную технологию и уверены, что в случае победы следующие тендеры в линейке тоже достанутся вам, как единственному поставщику.

1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух).

Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета.

Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.Примечание: в конкурсе преимущество имеют компании с большим стажем работы, лучшей технической оснащенностью – за каждый подобный параметр (цена, квалификация персонала и т.д.) также выставляются баллы.

1.2.

Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта.

Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя. По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро.

Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.1.2.1 Запрос котировок. Под словом “котировка” понимается “цена”.

Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга. Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз.

После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок.

Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.

2.

НЕКОНКУРЕНТНЫЕЗакупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей.

Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной). Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.Федеральный закон 44-ФЗ регулирует федерального и муниципального уровней – всех, кто функционирует за счет бюджета. Он подробно, в деталях описывает, как должны закупать товары, работы и услуги различные больницы, школы, городские и областные администрации.

В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения.

Тендеры по 44-ФЗ можно найти на шести федеральных электронных площадках.Федеральный закон 223-ФЗ контролирует . Он очерчивает только основные принципы, оставляя значительную степень свободы.

Подробности процедур отражены не в законе, а в Положении о закупках, которое все заказчики разрабатывают самостоятельно и утверждают заново каждый год. Его можно найти в ЕИС и на сайте организации. Одна и та же процедура у разных заказчиков и даже у одного и того же заказчика в разные годы может значительно отличаться, поэтому приходится каждый раз внимательно изучать Положение.

Тендеры по 223-ФЗ ищут как на федеральных, так и на коммерческих торговых площадках.Подробнее о различиях двух федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок – .1.

Оформление электронной подписи. Она необходима, чтобы вы могли заключать контракты в электронной форме. Разные ЭТП и формы закупок требуют разных видов цифровой подписи: простая, усиленная (квалифицированная и неквалифицированная).

Какие документы нужны для оформления ЭЦП, где и как ее получить читайте .2. Аккредитация на электронных площадках.

На электронных торговых площадках вы можете зарегистрироваться, как на обычном сайте – заполнить информацию о себе, создать личный кабинет. Этого обычно достаточно, чтобы иметь возможность искать и просматривать тендеры.

Однако для участия в них необходимо пройти процедуру аккредитации – получить подтверждение от администрации ЭТП. На федеральных площадках это занимает не более 5 рабочих дней.

На коммерческих сроки различаются.Ищите пошаговые инструкции по аккредитации на популярных ЭТП: РТС-тендер, Заказ РФ, Тендер ПРО и других.3. Мониторинг. Чтобы понимать, как часто проводятся тендеры в вашей отрасли, что закупают, кто и по какой цене выигрывает, необходимо провести небольшой мониторинг:

  1. Зайдите на zakupki.gov.ru –> “Осуществление закупок” –> “Все закупки”.
  2. В поисковой строке введите ключевые слова вашей отрасли, например, “канцтовары”.Сайт выдаст все закупки, которые могли бы быть вам интересны. Так как они уже завершены, можно посмотреть победителей и предложенную цену. Такая статистика поможет провести анализ и выстроить свою тендерную политику.4. Планирование. Чтобы заранее представлять, когда и в каких торгах участвовать, а какие лучше пропустить, стоит составить себе примерное расписание. Для этого надо ознакомиться с двухлетним планом и годовым планом-графиком закупок интересующих вас заказчиков, которые они публикуют в ЕИС.5. Поиск закупок. Ежедневно на электронных площадках размещают сотни тендеров. Их можно искать вручную. Например, в мы рассказываем, как искать закупки, размещенные на ЭТП РТС-тендер.Можно использовать специальные сервисы-агрегаторы, например, Синапс.Про. Они значительно облегчают и ускоряют поиск подходящих закупок и предлагают удобную аналитику.В Синапс.Про вы можете настроить поиск под свои нужды: по ключевым словам, словам-исключениям, региону, диапазону начальной максимальной цены, дате завершения, типу закупки. Система просмотрит все размещенные тендеры на всех электронных площадках, отфильтрует по вашим параметрам и выдаст понятный список, сразу с карточками заказчиков. Ознакомьтесь с и выходите на новый уровень бизнеса с нами!1. Тендер это:Конкурсная форма размещения заказа в рамках контрактной системы Российской ФедерацииОбиходный термин, используемый в значении “государственная или коммерческая закупка”Термин, обозначающий способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы Российской Федерации, содержание которого раскрывается в Федеральном Законе 44-ФЗ2. Что происходит, когда начальная максимальная цена во время аукциона опускается до 0,5%?Закупка объявляется несостоявшейся и проводится заново Начинается аукцион на повышениеКонтракт заключается с тем, кто первым предложил цену 0,5% от НМЦК3. Федеральные Законы 44-ФЗ и 223-ФЗРегулируют закупки разных заказчиковДополняют друг друга, поэтому необходимо исполнять предписания обоих законов, участвуя в любом тендереНе связаны друг с другом. Только 44-ФЗ контролирует госзакупкичитать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202116+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  3. В поле фильтров поставьте галку на этапе “Закупка завершена”.
  4. Выберите свой регион.

Закупки по 44-ФЗ для начинающих: последняя редакция 2020 года

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

вступила в силу 1 июля 2020 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2021 года.

Ранее действовала последняя редакция 2020 года с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.В полной версии 44-ФЗ “О контрактной системе” более ста статей, разделенных на главы.

  1. Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. Подробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  2. Глава 5. О разных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  3. Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  4. Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.
  5. Глава 2. Посвящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  6. Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  7. Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  8. Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  1. процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.
  2. порядок выбора поставщиков;
  3. процедуры проведения всех видов закупок;

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах.

Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.Если вы не хотите разбираться в юридических тонкостях или у вас нет на это времени — обращайтесь к нам.

Мы работе по 44 закону или поможем с участием в закупках. Оказываем полный спектр по госзакупкам от А до Я, включая для участия в тендере, сопровождение подписания контракта.Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ.

В кратком изложении схема выглядит так:

  • Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  • Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  • Заказчик рассматривает заявки и проводит , где выбирается выгодное предложение.
  • Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.
  • Стороны электронным способом.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы .Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ.

В процессе также присутствуют (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем.

Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.Система работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой.

Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить.

После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на .Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Это портал, который содержит реестр всех закупок, , в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов.

Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.Полезно:Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится или .Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках.

Рекомендуем прочесть:  Документы на временное убежище

Что вам делать дальше?Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.Поставщик — это лицо:

  1. не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  2. без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  3. не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  4. не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.
  5. без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  6. не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  7. не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  8. не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям.

Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП.

После этого все двери перед ним закрываются.Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты!

Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.Обновленный закон о госзаказе предусматривает только по всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.Подробная схема торгов:

  1. Заказчик определяет поставщика;
  2. Определяет вид тендера;
  3. Размещает информацию о предстоящих торгах;
  4. Стороны подписывают соглашение;
  5. Определяет начальную максимальную цену контракта (далее — НМЦК);
  6. Заказчик составляет план-график;
  7. Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.
  8. Размещает сам тендер;

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости.

Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику?

План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.Из плана-графика поставщик может узнать:

  1. обеспечение контракта;
  2. требования к исполнителям;
  3. НМЦК;
  4. условия для участия;
  5. способ закупки;
  6. сроки;
  7. критерии оценки результата.
  8. что именно планируется закупить;

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст.

22).Заказчик определяет цену:

  1. по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  2. с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.
  3. по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  4. с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  5. путем анализа рыночных цен;

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать.

Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает . Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.На этом этапе заказчик размещает извещение в .

Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  1. основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки
  2. контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.Извещение включает в себя:

  1. привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  2. сведения по оборонному заказу.
  3. идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст.

    15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;

  4. условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  5. время, место и способ принятия заявок;
  6. сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  7. ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  8. способ выбора исполнителя, подрядчика;

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  • Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  • Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  • Требования одинаковые для всех участников;
  • Победитель — поставщик, предложивший максимально выгодные условия.

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года.

Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  1. опыт реализации подобных проектов;
  2. достаточный уровень квалификации работников;
  3. право собственности на необходимое оснащение.
  4. достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  • Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.
  • Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий. Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.По статистике более 60% тендеров проводятся в формате .Важный этап — заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.Проведение электронного аукциона установлено ст.

68 44-ФЗ.Основные этапы:

  • Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  • Заявка поставщика разделена на две части. анонимна, а вторая — персонализирована;
  • Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части — побеждает участник, который занял второе место;
  • После этого заказчик проверяет , она содержит лицензии, документы организации;
  • Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  • Госзаказчик подписывает с ним контракт.
  • Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;

Такая процедура отличается простотой и оперативностью.

Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость — не больше 500 тыс.

рублей.Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к , поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для . Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.Если исполнитель отказывается от заключения договора — сумма переводится заказчику в качестве компенсации, а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или .

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, и для чего он нужен.Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.Важно!

Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  1. 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  2. 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Что такое банковская гарантия?

Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта., которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на , он постоянно меняется.

Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит:

  1. способ оплаты и приема результата;
  2. предмет договора — это описание объекта закупки по 44-ФЗ
  3. форма договора;
  4. их ответственность.
  5. стоимость;
  6. права и обязанности участников;

Цена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.Менять его условия можно, согласно ст.

95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  • Изменились условия финансирования;
  • Увеличен или уменьшен объем закупки — до 10%;
  • Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.
  • НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).Закон регламентирует следующие сроки:

  1. при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие — от 7 дней;
  2. по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней;
  3. при открытых аукционах и конкурсах — от 10 дней.
  4. размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней;
  5. подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней;

Сроки указаны без учета выходных дней.

Важно учитывать:

  1. если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  2. если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены — осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ.

Исполнитель может его оспорить.По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны.

Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится.

Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает — обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст.

95 44-ФЗ):

  1. одностороннего отказа (при наличии оснований).
  2. по обоюдному согласию сторон;
  3. в соответствии с решением суда;

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  1. компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.
  2. международные финансовые организации;

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  1. услуги избирательной комиссии.
  2. неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  3. драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;

Закон 44-ФЗ — масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном — для «чайников».Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас или заказать .