Меню
Главная - Автомобильное право - 223фз для чайников штрафы по неразмещению

223фз для чайников штрафы по неразмещению

Нарушения и меры ответственности в сфере закупок АУ


Работа по 223 фз — с какими проблемами можно столкнуться? Применяя в своей деятельности нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223 ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

(далее – Федеральный закон № 223 ФЗ), автономные учреждения, как и другие заказчики, нередко допускают различные нарушения.

В одних случаях совершенные ошибки могут не повлечь негативных последствий, в других – становятся поводом для обжалования в суде, в третьих – оборачиваются административными штрафами.

В чем заключаются эти ошибки?

Статьи по теме:———— — Обязанность заказчиков составлять, утверждать и размещать в единой информационной системе планы закупки установлена п.

2 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932

«Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»

(далее – Правила № 932, Требования № 932).

Обычный план формируется на срок не менее одного года, а план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств – на период от пяти до семи лет.

Однако автономные учреждения нередко допускают ошибки при работе с данным документом.

Рассмотрим наиболее распространенные из них. Работа по 223 фз — формирование плана. Заказчики могут вносить в план не все предметы закупки, а только, например, наиболее крупные по стоимости либо неповторяющиеся приобретения.

В то же время п. 2 Правил № 932 гласит: в плановый документ включаются сведения о закупке товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. Кроме того, согласно п. 6 Правил № 932 план может формироваться на основании следующих программ, определяющих деятельность заказчика и охватывающих все ее основные стороны:

  1. инвестиционной программы (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий).
  2. производственной программы (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг);
  3. ремонтной программы;

Не подлежит включению в плановый документ информация, приведенная в п. 4 Правил № 932. Данная группа сведений совпадает с исключениями, установленными п.

15 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ (его положения освобождают три вида сведений от опубликования в единой информационной системе). Автономные учреждения могут допускать ошибки при заполнении формы плана закупки, утвержденной в приложении к Требованиям № 932.

Например, может не применяться поквартальная или помесячная разбивка плана (предусмотрена п. 7 Правил № 932), расплывчато указываться срок осуществления закупки (либо не указываться вовсе), хотя согласно пп.

9, 10 п. 1 Требований № 932 эта информация должна вноситься в формате «год, месяц». Несмотря на то, что заказчики обязаны составлять два плана – ежегодный и план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, второй плановый документ может не формироваться и не публиковаться. Между тем с 1 января 2015 года план закупки инновационной продукции должен публиковаться уже не на три года, а на период от пяти до семи лет (п.

3 ст. 4, п. 2 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ).

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции устанавливают федеральные министерства в своих сферах регулирования. При составлении плана закупки инновационной продукции тоже следует использовать утвержденную форму. Однако согласно п. 2 Требований № 932 некоторые сведения указывать в ней не нужно (например, количество закупаемых товаров, регион поставки, сведения о начальной (максимальной) цене договора, способ и форму закупки).

Утверждение и опубликование плана.

При утверждении плана закупки автономные учреждения могут передавать его на дополнительное согласование (в частности, наблюдательному совету или учредителю), однако подобного требования нет в Федеральном законе № 223‑ФЗ и подзаконных актах. В форме плана обозначено одно лицо, которое должно подписывать данный документ, – руководитель (уполномоченный представитель) заказчика. Планы закупки могут размещаться в единой информационной системе с опозданием.

В то время как п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее – Положение № 908), определяет, что опубликовать план закупки необходимо в течение 10 календарных дней с даты его утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года. Планы закупки могут вообще не размещаться в единой информационной системе, что также является нарушением действующего законодательства. Отметим, что теперь за это и предыдущее нарушения предусмотрены административные штрафы.

Внесение изменений в план.Случаи, при которых возможна корректировка плана закупки, определены п.

8 Правил № 932. Сюда относятся:

  1. изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществить закупку в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
  2. иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика.
  3. изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

Изменения в опубликованную информацию вносятся посредством размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений (п.

5 Положения № 908). То есть в единой информационной системе необходимо разместить не только актуальную редакцию плана закупки, но и документ в электронном виде, в котором отдельно прописаны внесенные изменения. На это указано в п. 18 Положения № 908.

Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в судебном порядке. Кроме того, претендент на закупку может обратиться с жалобой в антимонопольный орган, если такая жалоба соответствует основаниям, перечисленным в п. 10 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ:

  • неразмещение в единой информационной системе информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, или размещение недостоверной информации об этом.
  • осуществление закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона № 44‑ФЗ;
  • неразмещение заказчиком в единой информационной системе положения о закупке, вносимых в него изменений, обязательной к опубликованию информации о закупке или нарушение сроков такого размещения;
  • предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

Отметим, что в будущем при работе по 223 фз число поводов для обжалования может увеличиться.

Законопроект, подготовленный Минэкономразвития, содержит поправку о том, что дополнительными основаниями могут стать осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона № 223‑ФЗ или не в соответствии с утвержденным и опубликованным положением о закупке.

Если указанная поправка будет принята, участники закупки получат право обжаловать в антимонопольном органе все основные действия заказчиков, осуществляемые ими в рамках закупочных процедур. В то же время судебная практика, сложившаяся почти за три года применения Федерального закона № 223‑ФЗ, уже сейчас довольно разнообразна.

Рассмотрим два наиболее распространенных повода для обжалования при работе по 223 фз. Претензии к содержанию закупочной документации. Прежде всего компании-претенденты выставляют претензии относительно содержания документации, разработанной заказчиком по той или иной закупке, и, соответственно, жалуются на ограничение конкуренции.

Прежде всего компании-претенденты выставляют претензии относительно содержания документации, разработанной заказчиком по той или иной закупке, и, соответственно, жалуются на ограничение конкуренции. Претензии эти зачастую бывают обоснованными. Примером спора, в котором суды встали на сторону участника закупки, является Постановление ФАС ПО от 07.11.2013 № А57-17988/2012.

Как следует из материалов дела, заказчик не установил ни в положении о закупке, ни в конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок и тем самым нарушил требования пп. 13 п. 10 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ.

Кроме того, при указании в документации о закупке критериев оценки заявок не были расшифрованы понятия «надежность участника» и «деловая репутация», что создало условия для субъективной оценки заявок со стороны конкурсной комиссии заказчика. Таким образом, заказчик нигде не зафиксировал, как определяется предпочтительность одного участника перед другим и каким образом сопоставляется одна заявка с другой, хотя такая конкретизация была необходима. Некоторые разбирательства оказываются довольно запутанны (см., например, Постановление ФАС ВСО от 22.04.2014 № А33-8047/2013).

Рассматривая это дело, суд первой инстанции поддержал позицию заказчика (автономного учреждения), суд апелляционной инстанции нашел нарушения в его закупочной деятельности, а суд кассационной инстанции вновь встал на сторону заказчика. Суть спора такова. Автономное учреждение отклонило заявку одного из участников запроса цен из-за того, что в составе этой заявки не был представлен расчет предлагаемой цены договора и ее обоснование с учетом занижения на 20% или более по отношению к начальной (максимальной) цене.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что заказчик неправомерно отклонил заявку участника, поскольку в документации о закупке не был прописан порядок оформления заявки, содержащей демпинговую цену. Однако ФАС ВСО указал, что порядок отклонения заявок с демпинговой ценой отражен в положении о закупке автономного учреждения, а действия закупочной комиссии отвечали требованиям ст. 2 Федерального закона № 223‑ФЗ.

К тому же на момент рассмотрения дела спорный договор поставки был уже исполнен, а привести стороны договора в первоначальное положение невозможно, то есть удовлетворение иска не может привести к восстановлению нарушенного права участника закупки. Отметим, что часть споров между заказчиками и участниками возникает по поводу документации, поданной другими претендентами на закупку, то есть претензии заключаются в неправомерном допуске к участию.

Пример подобного спора – разбирательство с участием автономного образовательного учреждения (Постановление ФАС СЗО от 11.04.2013 № А05-7570/2012). Антимонопольный орган признал заказчика нарушившим конкурсную документацию, указав, что тот неправомерно допустил к участию в открытом конкурсе фирму, с которой впоследствии заключил договор. Антимонопольный орган посчитал, что автономное учреждение было не вправе принимать и оценивать копию свидетельства о допуске к строительно-ремонтным работам, располагающуюся на оборотной стороне одного из листов документации участника (то есть не имеющую сквозной нумерации), и обязал заказчика отменить протоколы вскрытия конвертов и оценки заявок.

Однако в дальнейшем суды трех инстанций признали правомерными действия заказчика.

Они пришли к выводу, что конкурсная заявка участника была оформлена надлежащим образом, а сам претендент правомерно допущен к участию в открытом конкурсе. Несогласие с решениями, принимаемыми в ходе закупки, и ее результатами.

Такое несогласие участники могут выражать как на этапе отклонения заявок, так и на этапе выбора победителя закупки. Рассматривая подобные споры, арбитражные суды изучают положения о закупке заказчиков, а также документацию по конкретной закупке. Если действия заказчика соответствуют установленным им же требованиям – жалоба участника признается необоснованной.

Правомерное отклонение заявки компании-претендента произошло в ситуации, рассмотренной ФАС УО (Постановление от 27.12.2013 № Ф09-13470/13). Арбитры установили, что участник сделал предложение, не соответствующее условиям проводимой закупки.

Несмотря на то, что документация, разработанная заказчиком, содержала требования к материально-техническим ресурсам, находящимся у участника в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) и необходимым для оказания услуг пожарной охраны, данные требования участник не выполнил. Поэтому заказчик обоснованно отклонил данную заявку на отборочной стадии, что также было предусмотрено закупочной документацией.

Противоположное решение вынес, например, ФАС МО в Постановлении от 11.11.2013 № А40-122931/12‑152‑782.

Суд сделал вывод о том, что заявка на участие в запросе предложений была незаконно отклонена заказчиком по причине неуказания в ней цены предлагаемых услуг, поскольку по условиям закупочной документации заказчик должен был оценивать критерий «цена» уже после определения победителя. Что касается споров, в основе которых лежит несогласие компаний-претендентов с результатами закупки, то исход этих споров также зависит от точности соблюдения правил и процедур, прописанных заказчиком. Приведем в качестве примера два судебных решения.

В одном из них (Постановление ФАС МО от 14.10.2013 № А40-11724/13‑94‑114) арбитры установили, что порядок извещения о проведении закупки, определенный в положении о закупке, заказчиком не нарушен: имеются дата опубликования извещения на официальном сайте и дата окончания приема заявок.

В то же время в регламентирующем документе не указано на необходимость исчислять срок приема заявок в рабочих днях, а за разъяснениями о порядке исчисления сроков участник, подавший жалобу, к заказчику не обращался. В другом случае (Постановление АС МО от 27.08.2014 № Ф05-9286/2014) суд определил, что заказчик при проведении спорной закупки допустил ряд нарушений: не включил сведения о данной закупке в план закупки, не указал информацию о начальной (максимальной) цене договора, не разместил проект договора, не установил дату подведения итогов процедуры, а также осуществил выбор победителя в порядке, не предусмотренном документацией о закупке. Таким образом, заказчик существенно нарушил требования Федерального закона № 223‑ФЗ.

Обеспечение информационной открытости закупочного процесса является одним из основополагающих принципов Федерального закона № 223‑ФЗ. Поэтому сроки размещения сведений в единой информационной системе достаточно четко регламентированы.

Однако заказчики (в том числе автономные учреждения) могут нарушать требование о раскрытии той или иной информации, размещая ее с опозданием либо не публикуя вовсе.

Помимо своевременной публикации положения о закупке и его изменений, а также планов закупки заказчикам следует обратить внимание на три других момента:

  • Сведения о заключенных договорах должны раскрываться в полном объеме. Согласно п. 19ст. 4 Федерального закона №223‑ФЗ заказчику не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, необходимо разместить информацию о количестве и общей стоимости договоров, заключенных:
  • Информация должна быть размещена именно в единой информационной системе, а, например, не на сайте заказчика или электронной торговой площадке, на которой производится закупка. Иначе произойдет нарушение действующего законодательства. В частности, такой вывод сделал Арбитражный суд Ростовской области в Решении от 29.04.2013 № А53-3211/13. Заказчик разместил в единой информационной системе извещение о проведении открытого конкурса, но изменения в конкурсную документацию, разъяснения данной документации, а также протоколы вскрытия заявок были опубликованы на сайте электронной торговой площадки (пусть и в установленные сроки). Исходя из этого, арбитры посчитали, что заказчик нарушил п. 5 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ, и признали законным решение антимонопольного органа об аннулировании торгов.
  1. по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительство РФ приняло решение о неразмещении информации на официальном сайте;
  2. по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  3. по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  4. по результатам закупки у субъектов малого и среднего бизнеса.

Отметим, что первый пункт предполагает общие данные, объединенные по всем закупкам, проведенным в отчетном периоде.

Сведения по второму и четвертому пунктам не обязательно должны совпадать: в число закупок у единственного поставщика могут входить не только приобретения у малого и среднего бизнеса, но и, например, у субъектов естественных монополий, а предприниматели могут участвовать и в конкурентных процедурах закупки.
Сведения по второму и четвертому пунктам не обязательно должны совпадать: в число закупок у единственного поставщика могут входить не только приобретения у малого и среднего бизнеса, но и, например, у субъектов естественных монополий, а предприниматели могут участвовать и в конкурентных процедурах закупки.

Публикация отчетности по третьему пункту также обязательна: приведенная норма Федерального закона № 223‑ФЗ не содержит исключений для тех заказчиков, которые не проводят закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.

Кроме того, в составе отчетности заказчикам необходимо раскрывать и договоры, заключенные по итогам закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. (500 тыс. руб., если годовая выручка превышает 5 млрд руб.). Несмотря на то, что сведения о таких закупках заказчик может не размещать в единой информационной системе, итоговую отчетность по ним публиковать все же нужно.

На это Федеральная антимонопольная служба указала в разд.

7 Письма от 24.12.2012 № ИА/44025/12.

  • О недобросовестных участниках закупки и поставщиках заказчики обязаны информировать антимонопольный орган (ст. 5 Федерального закона № 223‑ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). О недобросовестности свидетельствуют следующие признаки:
  1. участник закупки уклонился от заключения договора, в том числе не представил заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или обеспечение исполнения договора (при наличии такого требования);
  2. по решению суда договор с поставщиком расторгнут в связи с существенным нарушением им условий.

Согласно положениям названного постановления заказчик должен направить сведения об уклонившемся участнике и проведенной закупке не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке.

Сведения о недобросовестном поставщике передаются не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора. В мае 2014 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, устанавливающие штрафы в сфере закупок. Теперь заказчики могут быть привлечены к административной ответственности по десяти основаниям, которые охватывают большинство рассмотренных в статье сторон закупочной деятельности.

Штрафы за несоблюдение информационной открытости закупки. Такие штрафы касаются двух групп административных нарушений: несоблюдение сроков размещения в единой информационной системе информации о закупке и неразмещение данных сведений. Вторая группа нарушений влечет более серьезные штрафы, нежели первая.

Представим в виде таблицы взаимосвязь между типом сведений, которые необходимо разместить в открытом доступе, сроком их опубликования и штрафами за нарушения этих сроков.

Изменения положения о закупке В течение 15 дней со дня утверждения (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ) От 5 000 до 10 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ) От 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ) План закупки, его изменения В течение 10 календарных дней с даты утверждения (п. 14 Положения № 908) От 2 000 до 5 000 руб.
14 Положения № 908) От 2 000 до 5 000 руб.

(ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ) От 10 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ) Извещение о проведении конкурса или аукциона Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие (п.

2 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ) Изменения извещения, документации о закупке, разъяснений положений такой документации, а также протоколы, составляемые в ходе закупки Не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения, предоставления разъяснений, подписания протоколов (п. 11, 12 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ) Отчетность по заключенным договорам Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 19 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ) Изменения в договоре (с указанием измененных условий) Не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений (п.

5 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ) Что касается второй группы нарушений, то любые случаи неразмещения информации о закупке (в том числе неопубликование изменений положения о закупке) подпадают под общую норму ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. За данные проступки предусмотрены штрафы в размере от 30 000 до 50 000 руб.

(для должностных лиц) и от 100 000 до 300 000 руб.

(для юридических лиц). Штрафы за неправомерные действия (бездействие) заказчика. К подобным действиям заказчика при осуществлении закупки относятся прежде всего необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам, а также невыполнение требований Федерального закона № 223‑ФЗ и подзаконных актов, которые установлены к закупочным процедурам. Обобщим основные нарушения и штрафы за них в виде таблицы.

Несоблюдение требований к содержанию извещений и (или) документации о закупке Требования к содержанию установлены п.

8 – 10 ст. 4 Федерального закона № 223‑ФЗ От 2 000 до 3 000 руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ) От 5 000 до 10 000 руб.

(ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ) Предъявление требований к участникам, закупаемым товарам, работам, услугам и (или) условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке При закупке должна отсутствовать дискриминация и необоснованные ограничения конкуренции (пп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ).

На недопустимость необоснованных требований указано в п. 6 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ От 2 000 до 3 000 руб. (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ) От 5 000 до 10 000 руб.

(ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ) Проведение закупки, которая должна осуществляться в электронной форме, в иной форме Соответствующий перечень товаров, работ и услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 От 10 000 до 30 000 руб.

(ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ) От 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ) Проведение закупки в неэлектронной форме должностным лицом, более двух раз подвергнутым аналогичному наказанию От 40 000 до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ) – Проведение закупки, которая должна осуществляться в рамках Федерального закона № 44‑ФЗ, в ином порядке Основания для применения Федерального закона № 44‑ФЗ перечислены в пп.

3 п. 4 ст. 1, п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона № 223‑ФЗ От 20 000 до 30 000 руб.

(ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ) От 50 000 до 100 000 руб. (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ) Непредоставление или несвоевременное предоставление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках либо предоставление заведомо недостоверной информации об этом Обязанность заказчиков предоставлять такие сведения закреплена в п. 3 ст. 5 Федерального закона № 223‑ФЗ От 10 000 до 15 000 руб.

(ст. 19.7.2-1 КоАП РФ) От 30 000 до 50 000 руб.

(ст. 19.7.2-1 КоАП РФ) Самые большие штрафы предусмотрены за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания антимонопольного органа об устранении нарушений законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Согласно ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ за это должностные лица заказчика могут быть оштрафованы на сумму в размере от 30 000 до 50 000 руб., а юридические лица – на сумму в размере от 300 000 до 500 000 руб.

Штрафы по 223-ФЗ Практика применения Закона №223-ФЗ о закупках в 2014 году: обзор основных изменений законодательства

Таким образом, организациям, работающим по 223-ФЗ, необходимо отдельным приказом назначить лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, которое и будет приравниваться к должностному лицу по КоАП и нести административную ответственность.

Таких сотрудников может быть в том числе несколько, с распределнием обязанностей.

Тогда на каждого из них должен быть приказ. Если такого приказа нет, то должностным лицом, несущим ответственность за проведение закупок, является руководитель организации. 2. Устанавливается повышенный срок для привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о закупках, который составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения (см.
2. Устанавливается повышенный срок для привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о закупках, который составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения (см.

часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). При этом не имеет значения, продолжает ли работать должностное лицо, ответственное за совершение правонарушения, в этой организации или нет, оно все равно привлекается к административной ответственности.

3. Вводится 11 новых составов административных правонарушений за нарушение законодательства о закупках (статья 7.32.3, часть 7 и 7.2 статьи 19.5, статья 19.7.2-1 КоАП РФ). Установлена компетенция федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и его должностных лиц при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях (статьи 23.83, 28.3, 28.7 КоАП РФ). Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о размещении информации о закупках товаров, работ, услуг

  1. Административные правонарушения, связанные с неразмещением или нарушением сроков размещения информации о закупках

№ п.п.

Вид нарушения Кем нарушено Сумма штрафа 1 Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок (часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ). Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 2 Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 3 Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок (часть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Минимизация штрафов по 223-ФЗ

28.06.2016 спикер: Дон Виктор Один из самых интересных вопросов в сфере закупок — это освобождение от административной ответственности за нарушение 223-ФЗ.

Составы правонарушений регламентируются статьей 7.32.3 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации.

Неизбежно в своей работе любой специалист по закупкам сталкивается с административным правонарушением.

Какие существуют способы избежать штрафа? Способ 1. Передача функций по размещению информацию в ЕИС другому юридическому лицу – «организации по обслуживанию».

В Личном кабинете заказчика на официальном сайте можно прикрепить другую организацию (юридическое лицо), которая будет размещать информацию от имени заказчика.

Такая схема применяется в крупных госкомпаниях и корпорациях. Эти специалисты под электронной подписью размещают информацию. Таким образом, представитель заказчика с начала 2016 года узаконен в ЕИС.

Представитель теперь называется

«организация по обслуживанию пользователей Единой информационной системы»

. Речь идет обо всех заказчиках.

Если заказчик передает функции другой организации по контракту, то ответственность должна нести эта организация. Но в КоАПе нет статьи, которая бы предусматривала ответственность за действия организации-посредника, которому переданы функции по размещению информации в ЕИС.

Согласно части 2 статьи 4 Закона No 44-ФЗ о контрактной̆ системе Правительством РФ должен быть установлен порядок функционирования единой̆ информационной̆ системы. Способ 2. Передача функций по размещению информации секретарю комиссии по осуществлении закупок, который не является членом комиссии по осуществлению закупок.

Способ 2. Передача функций по размещению информации секретарю комиссии по осуществлении закупок, который не является членом комиссии по осуществлению закупок. Существуют такие комиссии, где есть председатель, секретарь и члены.

Если информацию в ЕИС размещает секретарь, который не имеет права голоса при принятии решений или его обязанности прописаны не четко, то секретарь не будет нести ответственность. Этот вывод подтверждается судебной практикой. В соответствии с примечанием к ст.

2.4 КоАП РФ, к административной̆ ответственности может быть привлечено только должностное лицо либо лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссий по осуществлению закупок Пример: Решение судьи Карталинского городского суда Челябинской области Никифоровой Г.Г.

от 27.10.2015 г. по административному делу No 12- 70/2015 (КоАП: ст. 7.32.3 ч.8). В этом случае секретарь не является субъектом административного правонарушения. Допустим, можно ввести в состав комиссии секретаря без права голоса, который будет размещать информацию.

После вскрытия этого факта можно указать на секретаря. Если УФАС не запросит эти документы и не обнаружит, что у секретаря этих полномочий нет, то можно рассматривать это дело в суде, сославшись на то, что у секретаря нет служебных обязанностей по размещению информации в ЕИС и что он не входит в состав комиссии по осуществлению закупок. Способ 3. Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Любое административное наказание преследует цель выявления и предупреждения последующих правонарушений. Лицо от ответственности может быть освобождено от ответственности, если правонарушение не привело к негативным последствиям. Может быть вынесено только устное предупреждение, если нарушение лицом совершено впервые.

Если такое решение выносится, то оно оформляется постановлением о прекращении производства по делу. Если прекращается производство по делу, то лицо автоматически признается невиновным. Но в чем проблема? Существует сложность применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Есть 2 позиции среди судей по вопросу применения этой статьи, основанные на применении разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 No 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

: — малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Составы правонарушений являются формальными. По закону состав нарушения есть уже в действии (бездействии).

Одна часть судей считает, что необходимо оценивать последствия нарушений для охраняемых общественных правоотношений и прекращать производство по делу за нарушения 223-ФЗ.

Вторая часть судей считает, что составы административных правонарушений за нарушение требований 223-ФЗ носят формальный характер, поэтому тяжесть наступивших последствий не оценивается и ст. 2.9 КоАП РФ не применяется. Можно посмотреть примеры различных судебных решений и сравнить их с собственной практикой.

Важно помнить, что решение по делу зависит исключительно от позиции судьи по данному вопросу.

Оба варианта действий судей являются законными.

Поэтому важно применять ссылку на малозначительность и следить за ситуацией.

Способ 4. Освобождение от административной̆ ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения. Отсутствие события правонарушения является исключающим производство административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). То есть если правонарушения по факту не было, то лицо освобождается от ответственности.

Но что здесь необходимо понимать? Спорной является ситуация с привлечением заказчиков, их должностных лиц и членов комиссии к административной ответственности за неразмещение информации в ЕИС до 1 января 2016 года. Как известно, ЕИС была введена в эксплуатацию 1 января 2016 года.

Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, по которой общество привлечено к административной ответственности, конкретизировано, что административная ответственность по ней наступает не просто за нарушение сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг в сети Интернет, а именно в единой информационной системе в сфере закупок.

Была подтверждена позиция о том, что до 1 января 2016 года административная ответственность не применяется.

Суды общей юрисдикции считаю по-другому.

Для примера можно взять заказчика, который выиграл дело в арбитражном суде, но был привлечен к ответственности в суде общей юрисдикции в городе Химки.

Аналогичное решение вынесли и в Республике Карелия.

Этот способ освобождения от административной ответственности также спорный, так как шансы здесь примерно 50 на 50. Способ 5. Освобождение от административной ответственности в связи с отсутствием вины в совершении административного правонарушения Это значит, что любая мера публичной административной ответственности применяется только при наличии вины.

Ключевым звеном в решении вопроса является выполнение или невыполнение лицом своих служебных обязанностей.

Важно помнить, что при обжаловании должна быть отсылка к документам, которые говорят о том, что в должностных обязанностях не прописано то, что, к примеру, необходимо размещать информацию в ЕИС.

Отсутствие вины в совершении административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.

2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Когда ФАС требует документы, то необходимо предоставить обобщенные положения, но только не документы, где прописаны обязанности. Можно предоставить сканы документов с отсутствием тех или иных пунктов, которые говорят об определенных обязанностях. Если должностных обязанностей нет, то вину лица должен доказать антимонопольный орган.

Если документы будут подготовлены надлежащим образом, то вины можно избежать.

Способ 6. «Разваливание» через суд процессуальных оснований для решения о привлечении к адм. ответственности (постановления о назначении административного наказания) и возврат материалов дела на рассмотрение должностному лицу, вынесшему постановление. Речь не идёт об оспаривании решения и предписания ФАС (его территориального органа), а о нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении (как основания постановления по делу об адм.

правонарушении), а также самого постановления по делу об административном правонарушении.

Так как дело рассматривается в суде, а суды не имеют никакого отношения к сфере закупок, то суду важно только то, были ли соблюдены права сторон и соблюдается ли процедура рассмотрения дела.

Таким образом, в суде можно апеллировать к ошибкам в протоколе со стороны ФАС. Наиболее часто используемые приемы: составление протокола об административном правонарушении в отношении лица, не уведомлённого о времени и месте его составления; к примеру, лицо знает, что будет составлен протокол.

Уведомление регистрирует секретарь, лично лицо не подписывает протокол. Лицо может официально оформить больничный или документ о командировке.

Тогда лицу впоследствии будет необходимо уведомить контролирующий орган о том, когда оно сможет явиться для составления протокола.

Что это дает? Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год.

Обычно постановления выносятся на 9-10 месяц (после вынесения решения). Затем выдается постановление, далее можно оформить жалобу в течение 10 суток, а пока районный суд ее рассматривает, истекает годичный срок давности административного правонарушения.

Важно знать тонкости составления протоколов и постановлений, так как можно апеллировать к неточностям в них.

Наиболее частые ошибки сотрудников ФАС: нарушения требований ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей̆ и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской̆ Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Если у лица не получается уйти от административной ответственности, то есть «развалить» дело, то можно попытаться снизить сумму штрафа, который будет выписан виновному.

Способ 1. Переквалификация с состава административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за неразмещение информации, на состав административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за нарушение сроков размещения информации.

К примеру, штраф за нарушение сроков для физического лица — от 2 000 до 5 000 рублей, для юридического — от 10 до 30 000 рублей. При этом штраф за неразмещение информации в ЕИС для физического лица — от 30 000 до 50 000 рублей, для юридического — от 100 000 до 300 000 рублей. Забыли разместить протокол в ЕИС и этот факт был выявлен?

Что делать? Разместить этот протокол в ЕИС.

Суд имеет право переквалифицировать текущий состав на состав с меньшим размером штрафа. Самый̆ характерный̆ пример: переквалификация с части 5 на часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Составы административных правонарушений, предусмотренные ч.

4 ст. 7.32.3 КоАП РФ и ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, имеют единый̆ родовой̆ объект посягательства. Санкция ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция ч.

5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных ФГУП «ГУССТ No 5 при Спецстрое России» действий̆ не изменяется. Следовательно, переквалификация действий̆ ФГУП «ГУССТ No 5 при Спецстрое России» с ч.

5 ст. 7.32.3 КоАП РФ на ч. 4 ст.

7.32.3 КоАП РФ согласуется с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и правовой позицией, изложенной в п.

20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года No 5. Способ 2. За одно и то же бездействие должностное лицо не может быть наказано дважды.

Пример из судебной практики: образовательное учреждение не разместило все виды ежемесячных отчетов о закупках (договорах) в ЕИС. Прокуратура выписала 4 штрафа. Но многие договоры дублируют друг друга.

Получается, что образовательное учреждение 4 раза привлекается по одному и тому же бездействию.

Вопрос. Как можно привлечь лицо 4 раза за одно и то же бездействие? Никак. Поэтому штраф был уплачен один раз, только по одному постановлению. Очевидно, что нарушить 223-ФЗ легко, так как деятельность специалиста по закупкам сопряжена с большими объемами договоров и документов.

Именно поэтому важно при выявлении таких нарушений действовать по такому алгоритму:

  • Помимо малозначительности совершения адм. правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) также обязательно делать основной акцент на процессуальных нарушениях (в том числе и «неочевидных»).
  • Подавать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении с нарушением правил подведомственности – в районный суд не по месту совершения адм. правонарушения, а в районный суд по месту нахождения ФАС (территориального органа), их должностных лиц, вынесших постановление.
  • Обжаловать любые решения антимонопольного органа, в которых указывается на передачу материалов ответственному должностному лицу антимонопольного органа для решения вопроса о привлечении заказчика к административной ответственности. Таким образом, можно затянуть процедуру, а затем срок давности правонарушения истечет. Даже если ответчик не выиграет дело, он может выиграть время. Сколько судов нужно пройти? 3-4. За это время, скорее всего, истечет срок давности правонарушения.
  • Соблюдать срок – 10 суток на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Виды ответственности и штрафов по 223-ФЗ

Контрагент, совершивший нарушения в сфере организации и проведения закупочной деятельности, а также при исполнении контракта может быть привлечён к следующим видам ответственности:

  • Дисциплинарная — определяемая внутренними нормативно-правовыми актами и регламентами организации, а также
  • Уголовная — определяемая за преступления в сфере закупок, повлёкшие существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов, а также правомерного порядка осуществления торгов.
  • Административная — устанавливаемая .
  • Гражданская — является предметом регулирования и связана с возмещением убытков, понесённых из-за неправомерных действий заказчика.

К одному лицу могут применяться разные виды ответственности, поскольку каждый из них охватывает разные стороны общественных отношений.

  • Применение мер гражданской ответственности необходимо для возврата пострадавшей стороне упущенной выгоды, а также иных понесённых убытков или пеней, начисленных в связи с несвоевременной оплатой по контракту или оплатой штрафа по нему.
  • Административная ответственность по может быть возложена как на должностное лицо, так и непосредственно на юридическое лицо.

    Основным видом наказания в данном случае является штраф, но в некоторых случаях возможно также отстранение лица от осуществляемой им деятельности на определённый срок.

  • Санкции уголовного характера для закупок по 223-ФЗ законом прямо не предусмотрены, однако, наступление уголовной ответственности всё же возможно в том случае, если действия должностных лиц организации в процессе закупки образуют состав преступления.

    Наиболее распространённые составы — это и . В качестве наказания может применяться как штраф, так и лишение свободы. К основному наказанию добавляется дополнительное — лишение права заниматься определённой деятельностью на установленный судом срок, что также применятся и для административных санкций.

  • Дисциплинарная ответственность имеет наиболее мягкие санкции — штраф, дисциплинарное взыскание, выговор.

    Такие меры принимаются по отношению к должностным лицам, нарушившим локальные акты, регулирующие деятельность организации на всех этапах торгов, обязанности конкретных лиц и их ответственность за нарушение установленных правил.

Существует также отдельная мера ответственности, не относящаяся к рассмотренным видам — включение в РНП.Наложение штрафа по 223-ФЗ чаще всего связано с возложением на одну из сторон закупки административной ответственности.Такая санкция применима и в случае уголовного наказания, однако имеет другую природу и куда менее распространена.Наложение административного штрафа происходит в несколько шагов:

  • При несогласии лица с принятым решением, оно может быть оспорено. При отказе от процедуры обжалования наступает этап исполнения административной санкции.
  • Территориальными органами Федеральной Антимонопольной Службы проводится плановая или внеплановая проверка, при осуществлении которой в действиях лица обнаруживаются признаки совершения административного правонарушения.
  • Контролирующими органами выносится решение о привлечении лица к ответственности по одной из статей КоАП РФ.

К такому виду ответственности чаще всего привлекаются должностные лица организации, но при их отсутствии штраф может быть возложен непосредственно на юридическое лицо в большем размере.Срок давности административных правонарушений в сфере закупочной деятельности по общему правилу составляет один год с момента совершения деяния или, в случае, если правонарушение является длящимся — с момента его обнаружения. По истечении этого срока привлечь лицо к ответственности не получится.Ниже представлены назначаемые в соответствии с КоАП РФ штрафы и их виды.1.

Связанные с процессом проведения закупки:СтатьяСоставШтраф для должностного лица (руб.)Штраф для юридического лица (руб.)ч. 1 ст. 7.32.3Проведение закупки не в электронной форме в тех случаях, когда такая форма обязательна10.000–30.000100.000–300.000ч. 2 ст. 7.32.3 Осуществление деяния ч.1 указанной статьи должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение не менее двух раз40.000–50.000 рублей, либо отстранение от должности на срок от шести до двенадцати месяцев.

ч. 3 ст. 7.32.3 Проведение государственной закупки по 223-ФЗ20.000–30.00050.000–100.000ст. 19.7.2-1Неправильная подача сведений в РНП10.000–15.00030.000–50.000ч. 7.2 ст. 19.5Несоблюдение предписаний ФАС30.000–50.000300.000–500.0002.

Связанные с публикацией информации в ЕИС:СтатьяСоставШтраф для должностного лица (руб.)Штраф для юридического лица (руб.)ч. 4 ст. 7.32.3 Несоблюдение сроков опубликования информации о проведении закупки2.000–5.00010.000–30.000ч. 5 ст. 7.32.3 Отсутствие размещения в ЕИС информации о закупке30.000–50.000100.000–300.000ч.

6 ст. 7.32.3 Несоблюдение сроков публикации изменений5.000–10.00010.000–30.000Сроки публикации предусмотрены статьями 3.2, 4 и 4.1 223-ФЗ.3. Связанные с предъявлением требований к поставщикам:СтатьяСоставШтраф для должностного лица (руб.)Штраф для юридического лица (руб.)ч. 7 ст. 7.32.3 Утверждение закупочной документации, не соответствующей законодательству.2.000–3.0005.000–10.000ч.